03 Апреля Пятница
4 C, пасмурно

“Подмосковные вечера” в Старой Рузе

10 Марта 2020 4 минуты Автор: Юлия Симутова 331
Многие из вас наверняка смотрели фильм “Операция “Ы” и другие приключения Шурика, однако не каждый задумывался о том, кто такой Ван Клиберн, и почему именно его слушает в наушниках горе-студент, который получит за изобретение пятёрку, а за экзамен “неуд”. И далеко не каждый, живущий или путешествующий по западному Подмосковью знает, что Клиберн, великий пианист эпохи “железного занавеса”, бывал в Старой Рузе, в Доме творчества композиторов. Что же это за Дом, в который в разгар Холодной войны с США решили привезти американца?
История советских домов отдыха для творческой интеллигенции началась задолго до Великой Отечественной войны - страна в эпоху строительства социализма остро нуждалась в литературных и музыкальных прорывах. Вопросов по размещению тоже не было - покинутые прежними хозяквами усадьбы в Подмосковье отлично подходили для этой цели.

В 1940-м году в Старой Рузе недалеко от знаменитой писательской “Малеевки” - бывшей усадьбы Вукола Лаврова, были построены три каменные дачи, где отдыхали и набирались сил такие композиторы как Арам Хачатурян, Юрий Шапорин и Николай Чемберджи. Война не обошла Рузу стороной, бои тут шли кровопролитнейшие, композиторские дома не уцелели в обстрелах. После победы дом творчества композиторов “Руза” решено было восстановить как творческую музыкальную лабораторию нового советского человека.

Жизнь обитателей дома творчества чаще всего кипела в здании столовой, где композиторам на день рождения пеклись невиданной красы пироги. Легендарное кафе “У рояля” помнит многих музыкантов.

671888.jpg

Из воспоминаний Сергея Колмановского : “Руза” притягивала композиторов, как магнит. Некоторые (например, А. Эшпай) строили себе дачи в соседней деревне, чтобы пользоваться рузовскими благами. А их было достаточно. Помимо первоклассного питания в столовой, был ещё буфет, полный дефицита. В музыкальном фонде СССР часто можно было услышать: “Константин Яковлевич! (на другом конце телефонного провода был композитор Листов) Освободилась дача № 15 в “Рузе”! Берите, Вы же в ней написали “Севастопольский вальс!” Многие композиторы работали редакторами в издательствах или преподавали, поэтому в рабочий сезон могли пользоваться только “Рузой”. Весьма примечателен регламент распределения путёвок в этот рай. Член союза композиторов имел право на 2 месяца со скидкой и ещё на два за полную стоимость - сумму тоже более чем скромную. Надо было написать заявление с указанием сочинения, над которым предполагалась работа в доме творчества затем отправлялось в комиссию. Если я хотел написать симфонию - в симфоническую, если мюзикл - в секцию музыкального театра. Кто-нибудь из правления комиссии накладывал на заявление неизменно положительную резолюцию, после чего оно отправлялось в музыкальный фонд, правление которого окончательно решало, дать ли композитору дачу”.

Здесь всегда занимались спортом. Зимой – лыжи и каток, летом теннис, волейбол, бильярд, прогулки на лодках. Со временем в каждом из домиков появился свой рояль и звуковоспроизводящая аппаратура. Был тут собственный медпункт, нотная библиотека, большая коллекция грамзаписей.

12734.jpg

Рядом построили пионерский лагерь имени композитора Рейнгольда Глиэра для одарённых детей. Вот как его вспоминает Ольга Гаврилова, родственница пианиста и композитора Зиновия Компанейца, которой он посвятил сборник “Олины песенки”: “В клубе при лагере был инструмент. А поскольку я, как и некоторые другие пионеры, училась в музыкальной школе училища при Консерватории, то по определенному графику вместо "тихого часа" приходилось заниматься. Каникул в этой школе не было. А в остальном - “Зарницы”, праздник Нептуна, спартакиады, купание - дорожки прямо в реке, никаких бассейнов! Плавали на лодках. А какие были лилии и кувшинки!”.

6356357.jpg

У лагеря был свой музыкальный гимн:

“В лагере Глиэра, возле речки Рузы
Живём мы - пионеры Советского Союза.
Наш дом родной - Москва, мы там учиться будем,
Но только никогда наш лагерь не забудем.
Громче пойте горны, взвейся выше песня!
Лагерь наш прекрасный, на свете нет чудесней!”

Как же выглядело это место? Деревянные домики ДТК (Дом творчества композиторов) “Руза” располагались довольно далеко друг от друга в густом лесу, что создавало тишину и покой для творчества.

Помимо композиторов тут гостили их соавторы - поэты, писатели, режиссеры и исполнители. Рубен Симонов, Святослав Рихтер, Александр Галич, Лев Ошанин, Ирина Архипова, Даниил Шафран, Владимир Спиваков, Юрий Башмет. Сюда заходили актеры из соседнего Дома творчества “ВТО” и писатели из Дома творчества “Малеевка”: Юрий Любимов, Петр Фоменко, Евгений Симонов, Григорий Александров, Юрий Визбор, Александр Твардовский. Кого только не помнят эти стены - от Дмитрия Шостаковича до Микаэла Таривердиева…

Нередко перед крупными музыкальными конкурсами сюда привозили молодых исполнителей, здесь они вместе с наставниками работали над выступлениями. Так и произошло с Ваном Клиберном - с американцем занимался пианист Яков Флиер. 18 марта 1958 года в Москве стартовал Первый Международный конкурс им. Чайковского, где играли лучшие скрипачи и пианисты. Ван Клиберн в третьем туре конкурса настолько блестяще исполнил Первый концерт Чайковского, что слушатели стоя скандировали: “Первая премия!”. Американец, Холодная война и … первая премия? Уникальное сочетание тех лет.

672050.jpg

С 1960 по 1972 год Ван Клиберн приезжал в Россию с гастролями четыре раза. 26 мая 1960 года Ван прилетел в Москву во второй раз, а незадолго до его приезда, 1 мая 1960 года произошёл инцидент с американским самолётом-разведчиком U-2, который нарушил воздушное пространство СССР. Смелость и спокойствие пианиста восхищают, т.к. других американских пианистов встречали игрушечными автоматами и криками “U-2” в зале.

Клиберна поселили в лес, “полный композиторов”. Именно так ДТК “Руза” назвал в своей книге “Подмосковные вечера. История Вана Клиберна. Как человек и его музыка остановили холодную войну” журналист Найджел Клифф. Клиберн готовился к выступлению в домике №30. О своём пребывании здесь Ван Клиберн вспоминает в интервью “Никто не смеет говорить при мне плохо о России”. Рядом с его зелёным деревянным домиком находилась дача Шостаковича. В домике Клиберна был рояль Weinbach baby grand, кирпичная печь и простая ванная комната. В ДТК “Руза” пианист находился вместе с друзьями Генриеттой Беляевой, Львом Власенко, Сергеем Доренским. Все они подолгу сидели на террасе и разговаривали. У Клиберна появилось множество почитательниц, как шутили тогда - в возрасте от шести до 86 лет.

Победа Ван Клиберна на конкурсе привела к тому, что он стал в нашей стране легендой, глотком свежего воздуха, о нем писали газеты, его обсуждали на улицах и кухнях. Поэтому-то его имя и появилось в фильме Гайдая, который разобрали на цитаты. После победы талантливого американца советских детей массово стали отдавать в музыкальные школы. Ван Клиберн появился в годы оттепели и способствовал волне “шестидесятников”.

80240_1200x.jpg

Вскоре американский пианист учреждает международный конкурс своего имени для молодых пианистов в Форт-Уэрте, а также стипендиальные программы в Москве и Ленинграде. Последний визит Вана Клиберна в Россию состоялся в 2004 году, тогда музыкант дал благотворительный концерт в Большом зале консерватории после трагических событий в Беслане.

Ну а что же произошло с “лесной резиденцией” американца? В 90-е годы ДТК “Руза” стал ветшать, современное состояние домиков композиторов требует, мягко говоря, внимания и реставрации. Уцелевшие здания можно увидеть в кадрах передачи Владимира Молчанова “Воспоминание. Дом творчества композиторов “Руза”.

Время не щадит ни здания, ни людей. Ван Клиберн умер 27 февраля 2013 года. Можно сказать, что в эпоху Холодной войны он один сделал больше для улучшения дипломатических отношений между США и СССР, чем оба МИДа. Клиберн и по сей день служит хорошим примером современным деятелям культуры во всех странах. Когда-то, после одного из своих концертов, он заметил: “В этой жизни ничто не вечно, кроме музыки и памяти”. Лучше и не скажешь.

Фото: фотобанк Московской области РИАМО 

Онлайн-подписка на 2020 год

Здесь вы можете подписаться на журналы «Подмосковный летописец», «Горизонты культуры», «Социальная защита. Подмосковье» и «Образование Подмосковья. Открытый урок» Подробнее