20 Июня Четверг
+ 26,6 C, Ясно

Подмосковный белокаменный некрополь

21 Мая 2019 15 минут Автор: Кирилл Низамутдинов 315
С древних времён люди придавали особое значение захоронению умерших. В каждом этносе формировались свои уникальные погребальные обряды и традиции, имеющие в любой культуре свои отличительные черты. Процесс захоронения, как правило, включал две составляющие – ритуальную и материальную. Обе они тесно связаны между собой.
Ритуальная часть имела набор традиционных ритуальных действий, проводимых до похорон, в процессе и после захоронения. Материальные элементы – сама могила и её убранство, а также погребальные сооружения. Намогильные погребальные сооружения могли быть разнообразными, начиная от курганной насыпи и заканчивая усыпальницей-мавзолеем. В целом, комплекс погребений со всеми атрибутами формирует некрополь – ценнейший источник научных знаний о культуре населения в прошлом.

На территории Московской области древнерусские некрополи с погребальными сооружениями успешно изучаются археологами. Не остаются без внимания и некрополи позднего Средневековья. По другому обстоит дело с кладбищами Нового времени. Их важное значение признаётся специалистами, но полноценных исследований не проводится. Для археологов такие объекты интереса не представляют ввиду скудности погребального инвентаря и наличия письменных источников. Кроме того, такие намогильные памятники находятся на поверхности земли и доступны для изучения. Но ведь именно надгробия являются наиболее информативными источниками для историков, некрополистов и эпиграфистов. Причём современных исследователей привлекают, как правило, остатки городских и монастырских кладбищ, либо отдельные надгробия. В то же время многочисленные сельские кладбища с их комплексами белокаменных надгробий, формирующие местную погребальную культуру XVIII – начала XX вв., незаслуженно забыты.

Вспомним о культуре подмосковного некрополя, сложившейся на протяжении четырёх столетий, и кардинально изменившейся после революции 1917 г. Кладбища стали другими. В первую очередь из-за облика мемориальных сооружений на захоронениях, которые формируют внешний вид кладбища. Характер намогильных памятников непосредственно связан с другой культурной составляющей – с местным камнерезным ремеслом, которое также утрачено после прихода к власти большевиков. Судя по всему, именно гибель этого кустарного промысла определила судьбу «белокаменного некрополя».

Некрополь (30).jpg
Некрополь при храме в селе Шубино, городской округ Домодедово

Подмосковье богато залежами известняка высокого качества, которые наиболее близко к поверхности выходят на берегах Москвы-реки, рек Пахры и Рожаи, некоторых их притоках. Исстари здесь велась добыча белого камня, который шёл на строительные нужды по всей губернии и даже за её пределы. Постоянная его добыча, безусловно, стимулировала развитие промысла, В окрестных селениях каменотёсы жили поколениями, и со временем эти края прославились своими резчиками по камню, которые добились в своём деле высокого художественного уровня.

Основную часть добытого известняка поставляли в города, где широко распространилось каменное зодчество. Наиболее массовыми произведениями резчиков по камню в сельской местности стали намогильные памятники. Белокаменные надгробия были доступны многим. Так в XVI–XIX вв. сложилась культура «белокаменного некрополя».

Удар по камнерезному ремеслу нанесла Первая мировая война. Произошёл резкий спад спроса на белокаменные надгробия. На подмосковных кладбищах редко встретишь памятник с датой «1915». Единичны даты «1916», а «1917» до сих пор не зафиксированы. Это объясняется мобилизацией и ухудшением экономической ситуации. Ещё один удар, окончательный, нанесли революция и затем Гражданская война. Они унесли жизни многих мастеров-каменотёсов, а остальные вынуждены были зарабатывать на жизнь при новой власти чем-то другим.

Некрополь (22).JPG
Пример резьбы по камню высокого качества. 1850-е гг.

Так подмосковный «белокаменный некрополь» остался в прошлом. Но за столетия сложился огромный пласт памятников материальной культуры, масштабы которого полностью ещё не определены.

Что же представляют собой исторические надгробия? Намогильные памятники могут содержать сведения о погребённом и быть простыми в оформлении. А могут, без преувеличения, быть произведениями искусства, представляя собой прекрасные образцы камнерезного дела, художественной резьбы по камню. Это и образцы эпиграфики, объекты, которые могут рассматриваться как лингвистический источник. Комплексы надгробных памятников каждого некрополя дают представление о погребальной культуре прошлого, которая имеет свои характерные черты в различных местностях.

Сохранение и изучение некрополей проблема серьёзная. Должного внимания некрополистике в наши дни не уделяется. Поздние памятники – второй половины XVIII – начала XX вв. – практически забыты, хотя их историческая ценность велика. При этом исследователей-некрополистов в нашей стране немного. Чаще всего интерес к старинным надгробиям проявляют краеведы-энтузиасты, которые не ведут полноценных исследований. Старинные кладбища, за исключением единичных случаев, не имеют охранного статуса, а древние надгробия разрушаются под действием природных условий и уничтожаются населением. Культура русского исторического некрополя утрачивается. И Подмосковье не стало исключением.

По-разному и разной степени исследованы городские и сельские некрополи, имеющие свои специфические черты. Надгробиям городских некрополей свойственно более дорогое оформление, характерное для городского населения содержание эпитафий. Здесь нередки богатые памятники чиновников и почётных граждан, купцов и состоятельных горожан. На городских кладбищах захоронено немало известных исторических личностей, надгробия которых всегда вызывали интерес. Намогильные памятники сельских некрополей отличает более скромное оформление и несколько иное содержание текстов. В сословном отношении преобладает крестьянство, хотя можно встретить надгробия местных помещиков, купцов и мещан. На церковных погостах сохранились надгробия представителей сельского духовенства. Сельские некрополи практически не исследуются специалистами.

Может показаться, что каменные памятники сельских кладбищ менее ценны, но это не так. Культура сельских некрополей тесно связана с местным каменотёсным ремеслом. Художественная резьба по камню носила кустарный характер, поэтому письменных источников, из которых можно узнать об этом ремесле, очень мало. Архивы хранят лишь косвенные упоминания о местах добычи камня, расценках на материал и кратко об условиях труда каменотесов.

Информация о камнерезных мастерских и художниках-резчиках XVI–XIX вв. практически отсутствует. Основным источником в Подмосковье остаются белокаменные надгробия на местных кладбищах. Но они почти не охраняются государством, не воспринимаются населением и чиновниками как ценные памятники истории и культуры. В них видят лишь обременительные старые бесхозные плиты.

Судьба памятников некрополистики безразлична не всем. Нередко интерес к историческим надгробиям возникает у служителей храмов, при которых существуют кладбища. Они пытаются своими силами обеспечить их сохранность и надлежащий вид. Примером могут быть старинные церковные кладбища в сёлах Битягово, Михайловское и Шубино городского округа Домодедово, где некрополи поддерживаются в хорошем состоянии. В Ступинском районе при церкви села Четряково благоустроен некрополь местных дворян помещиков Скорнековых.

Некрополь (13).jpg
Некрополь при храме села Битягово, городской округ Домодедово

Более основательно к сохранению исторических надгробий подошёл протоиерей Александр Волохов, настоятель храма великомученика Никиты в селе Никитское городского округа Домодедово. Он решил не только облагородить территорию местного запустевшего некрополя, но и музеефицировать его. Основа будущей экспозиции здесь сложилась исторически – при Никитском храме сохранилось более 80 белокаменных надгробий XIX – начала XX вв.

В основном это памятники типа «саркофаг», но их оформление очень разнообразно. Встречаются и более ранние захоронения. В ходе земляных работ были обнаружены фрагменты намогильных плит середины XVI–XVII вв. Такие находки очень ценны, ведь это свидетельства древности храма и села. В письменных источниках село Никитское впервые упоминается в 1628 г., а обнаруженные части надгробий указывают на существование храма в этом месте уже в середине XVI в.

В программу музеефикации входит благоустройство прихрамовой территории и размещение экспозиций белокаменных надгробий под открытым небом в специально отведённых местах. Некоторые памятники имеют повреждения и состоят из фрагментов – их планируется отреставрировать. Музеефикация не может считаться полноценной без паспортизации и описания самих экспонатов, поэтому предстоит большая работа по описанию внешнего вида каждого надгробия, прочтение эпитафий и составление учётных документов. Проект осуществляется силами прихода Никитской церкви и домодедовских краеведов – участников проекта «Домодедовский некрополь». Решение технических задач осуществляет строительно-технический эксперт Борис Скупов.

В течение весенне-летнего сезонов проводилась подготовка первых двух экспозиций, а 28 сентября 2017 г. состоялась торжественная закладка музея – лапидария, получившего название «Музейная экспозиция надгробий и предметов православной кладбищенской культуры». Кроме местных надгробий в 2018 г. сюда доставлены два редких памятника с соседних уничтоженных кладбищ. В настоящее время проект находится на стадии реализации, но многое уже сделано. Сам по себе пример музеефикации сельского исторического некрополя уникален для столичной области.

Для понимания масштабов подмосковного белокаменного некрополя обратимся к опыту по результатам обследования кладбищ городского округа Домодедово активистами краеведческой группы «Истокъ».

Некрополь (17).jpg
Исследование надгробия

В 2012 г. сформировалась инициативная группа из трёх человек, которая занялась изучением старых кладбищ района. Их целью был поиск и документирование исторических надгробий. Так появился проект «Домодедовский некрополь». Очень скоро его участники поняли, насколько обширна и информативна некрополистика только одного района – Домодедовского. Полевые разведки показали, что на 60 % обследованных кладбищ сохранилось от одного до 70 надгробий XVI – начала XX вв. Среди них были примитивные памятники людей скромного достатка и богато украшенные зажиточных крестьян, купцов и дворян. Вместе с тем, участники проекта своими глазами увидели, насколько быстро они разрушаются.

С 2012 по 2018 гг. группа проекта «Домодедовский некрополь» обследовала 91 кладбище. Всего их зафиксировано 101. Это действующие и не действующие сельские погосты, а также упразднённые некрополи при храмах. На 1 декабря 2018 г. выявлено не менее 793 каменных надгробий XVI – начала XX вв., изготовленных в общей массе из известняка. Незначительное количество памятников из нетрадиционного материала (гранит, мрамор) – их 34, в основном они датированы концом XIX – началом XX вв. Наиболее ранние надгробия XVI–XVII вв. выявлены в количестве 47, надгробий первой половины XVIII в. 30. Памятников эпиграфики XVI – начала XVIII вв., с эпитафиями, которые дали ценные сведения о личностях погребённых и их социальном статусе, зафиксировано 43.

На территории района выявлен целый комплекс надгробий погоста XVI–XVIII вв., насчитывающий несколько десятков чудом сохранившихся плит. В Подмосковье известны единицы аналогичных комплексов. Оформление и тексты на плитах пропитаны духом средневековой Руси, давно ушедшая культура сохранила свой неповторимый образ. Многие из надгробий исторические свидетели нашествия крымских татар, Смуты, раскола, разрушительной для русской самобытности реформы Петра I, Отечественной войны 1812 года... Этот комплекс находится на территории бывшего Покровского погоста «на речке Северке усть речки Песочни» у села Лобанова, впервые упомянутого в писцовой книге Коломенского уезда 1577–1578 гг. Выявлено 48 надгробий XVI – начала XVIII вв. Из них на 34 сохранились врезные эпитафии. Основная часть текстов выполнена эпиграфическим полууставом.

Некрополь (7).JPGНадгробие крестьянина Феоктиста Елисеева и его сына Клемена. 1702 г. Село Лобаново, Покровский погост

Многие надгробия Покровского погоста украшены резьбой по камню отличного качества, что делает их произведениями искусства. Важное значение имеют и личности умерших. Среди имён погребённых священнослужители и простые крестьяне, в надписях упоминаются и бывшие землевладельцы. Так, на одном из них фигурирует имя крепостного крестьянина князей Долгоруких, владевших усадьбой Лобаново. На памятнике сказано: «…его сиятельства человек, Дмитрий Васильев Скородумов». На другом монументе высечено имя местного помещика генерала Куприянова – но погребён под ним не он, а его «человек» Козьма Гнилов. На соседнем надгробии надпись: «…господина Его Сиятельства подполковника князя Алексея Сергеевича Долгорукова служитель Матвей Кузьмин».

Заслуживает внимания некрополь бывшего Архангельского погоста, находящийся у деревни Тургенево. Его история уходит в глубь веков, но впервые он упоминается в писцовых книгах Замыцкой волости Московского уезда 1627–1629 гг. В то время там находилась деревянная церковь Архангела Михаила и дворы церковнослужителей. Между 1627-м и 1662 гг. Иван Юрьевич Тургенев, владелец соседнего сельца Борево (ныне деревня Тургенево), выстроил на погосте каменную Архангельскую церковь. С 1662 г. вотчина перешла во владение его вдовы Марфы, которая в 1664 г. вышла замуж за Автамона Ивановича Еропкина. Эта церковь перестала существовать предположительно на рубеже XVIII и XIX вв.

При осмотре кладбища было обнаружено надгробие XVII в., принадлежащее представителю рода Еропкиных. На бывшем Архангельском погосте погребена дочь стольника Автамона Еропкина, умершая в младенчестве в 1671 г. На данный момент её надгробие является самым ранним из известных на домодедовской земле, относящихся к представителям русских дворянских родов.

Ещё два памятника, хранящих память о бывших помещиках, находятся в селе Долматово, при Знаменской церкви. Это гранитное надгробие Василия Николаевича Глебова, бывшего владельца усадьбы Долматово и младенца Сергея Грузинского. Судя по всему, Сергей был сыном Варвары Васильевны Грузинской, урождённой Глебовой. Удивительное стечение обстоятельств сохранило для нас ещё одно надгробие представителей этой фамилии. В деревне Тишково на месте уничтоженного церковного кладбища сохранился один единственный памятник с упоминанием «усопших боляр Фёдора Александровича Глебова и Константина Александровича Глебова», последний из которых умер в 1866 г.

Некрополь (21).JPG
Герб дворян Глебовых на надгробии. Вторая половина XIX в.

В селе Кузьминском, что близ станции Барыбино, частично сохранился фамильный некрополь дворян Наумовых. Здесь надгробие генерал-майора Николая Александровича Наумова, умершего в 1824 г., а также его потомка, первого председателя Московской губернской земской управы, Дмитрия Алексеевича Наумова. Монумент поражает массивностью и качеством исполнения.

Надгробия представителей высшего общества на Домодедовской земле довольно редки, но дальнейшие поиски могут расширить их список. Основная масса каменных памятников на местных кладбищах принадлежит крестьянству. Многие из этих надгробий украшены прекрасной художественной резьбой, это показатель зажиточности местного населения. Новые исследования по некрополистике на территории Домодедова дадут ценный материал для изучения особенностей жизни населения в прошлом. Анализ художественного оформления памятников поможет выделить местные центры камнерезного ремесла и индивидуальный почерк мастерских. На сегодняшний день участники проекта «Домодедовский некрополь» осмотрели более 800 надгробий и их фрагментов на местных кладбищах, провели фотофиксацию большинства из них, но работы впереди ещё много.

На примере некрополистики Домодедовского района можно судить о ситуации на подмосковных кладбищах в целом. Наша группа проводила осмотры некоторых некрополей на территории Ступинского, Подольского, Раменского и ряда других районов, где также зафиксированы многочисленные белокаменные памятники XVIII– начала XX вв., а где-то и более ранние. На основании материалов разведок можно предположить, что в Подмосковье насчитывается не менее 20 тысяч белокаменных надгробий, которые формируют культуру «белокаменного некрополя». Столь значительный объём памятников декоративно-прикладного искусства выделяется в отдельную этнографическую особенность местности, где с древнейших времён велась добыча известняка.

В наши дни изучение поздних сельских некрополей Подмосковья имеет незначительный характер. В будущем, без сомнения, они привлекут интерес специалистов. Но для того, чтобы эти прогнозы сбылись, необходимо сохранить «белокаменный некрополь» в полном объёме.

Автор - командир ПО «Истокъ», член совета ОО «Домодедовский краевед» (Домодедово). Материал опубликован в №1 (59) историко-краеведческого альманаха “Подмосковный летописец” за 2019 год.