14 Июля Вторник
18 C, небольшой проливной дождь

Подмосковный Манчестер: Крутое – родина российского футбола

22 Июня 2020 4 минуты Автор: Илья Буяновский 94
В прошлой части мы осмотрели бывшие сёла Орехово (ныне ставшее центром города) и Никольское, занятое промзоной крупнейшей в Российской империи мануфактуры Морозовых, разраставшейся с 1820-х годов. Её границами служат железная дорога и улица Сухоборского, за которые, в бывшее село Крутое, нас приведёт сегодняшняя прогулка.
Старообрядческий бизнес всегда отличала система взаимопомощи и социальных обязательств. Попытка отказа от неё обернулась потрясшей всю Российскую империю Морозовской стачкой 1885 года. Ну а наглядные памятники заботы Саввы Морозова о своих работягах можно поискать за железной дорогой, напротив гигантских краснокирпичных цехов бывшей мануфактуры. В начале ХХ века там был построен самый современный и благоустроенный на Морозовских фабриках район для рабочих.

По спускающейся с виадука улице Бугрова его открывают водонапорная башня (1895, №1а) над скважиной, пробуренной до глубины 123 метра – она обеспечивала посёлок водой. Напротив – одна из красивейших в Орехово-Зуево рабочая казарма (№2, 1908). Чуть дальше – самый настоящий Зимний театр (1904-11), на гастролях в котором, по местной легенде, Станиславский впервые бросил своё знаменитое "Не верю!". Неподалёку – больница №1, ранее заводской госпиталь (1905) с церковью Ксении Петербургской.

DSC_7787.jpg

По другому виадуку вернёмся к цехам мануфактур. Продолжающая его Сухоборская улица разделяет два бывших села – Никольское и Крутое. Первое со смертью Саввы Морозова-старшего (их в династии было два – дед и внук) перешло его сыну Тимофею, во втором же обосновались другие наследники магната, и в том числе племянник Тимофея Саввича Викула Елисеевич Морозов.

За складами в первых кварталах от Сухоборской примечательно солидное здание школы №1 (1911, ул. Волкова, 29), с которым связан ключевой эпизод становления мануфактур Крутого. Викула Морозов хоть и тоже был старовер, а за помощью в развитии своих производств обратился к англичанам. Заморские специалисты во главе с братьями Климентом и Гарри Черноками прибыли сюда в начале ХХ века, и что интересно, английская община не исчезла здесь и при советской власти. Ещё в 1970-х годах в Орехове-Зуеве не редкость были люди с именами вроде Николай Джонович Смит или Сергей Дональдович Грей. Первая школа изначально строилась именно для детей английских специалистов.

По соседству – пара огромных казарм 1890-х годов (ул. Ленина, 100-102), одна из которых увенчана водонапорной башней, и Дом культуры текстильщиков в стиле конструктивизма (1929).

Здесь стоит снова перейти железную дорогу по виадуку над горловиной станции Крутое, конечной для многих московских электричек. За путями стоит обратить внимание на городской стадион "Знамя Труда", при всей скромности облика являющийся колыбелью футбола в России. Как нетрудно догадаться, футбол в Крутое привезли англичане, поначалу пинавшие мяч между собой.

1966991.jpg

В 1887 году по предложению Климента Чернока в одном из парков Орехова прошёл первый на территории России футбольный матч. Ещё десять лет спустя Гарри Чернок сумел набрать две команды из старообрядческой рабочей молодёжи. Вид у первых русских футболистов был колоритен: бороды до пояса и шорты до лодыжек, больше похожие на шаровары. В последующие десятилетие футбольные команды в России стали возникать одна за другой, в первую очередь в портовых городах вроде Петербурга, Одессы или Николаева. В Крутом же за путями в 1906 году был построен стадион. В 1908 году здесь староверы впервые играли против англичан, а в 1909 впервые одержали над ними победу.

Но памятник рядом со стадионом – не об этом. Он напоминает о трагедии 27 мая 2004 года, когда ПАЗик с местной командой "Знамя Труда" врезался в вылетевшую навстречу фуру.

DSC_7793.jpg

Улицы за путями от Крутого не случайно называются Торфобрикетная и Торфотранспортная: самым живучим предприятием орехово-зуевских промзон оказалась пущенная в 1930 году ТЭЦ, работающая на торфе. К ней с окрестных болот сходились многочисленные узкоколейки – первые лёгкие переносные линии, уже на механической тяге, строились здесь в начале ХХ века. Капитальные линии для подвоза горючего на строившуюся ТЭЦ начали появляться с 1927 года, и в итоге образовали систему общей протяжённостью в десятки километров, пронизывавшую весь восток Подмосковья. Упадок Орехово-Зуевских узкоколеек начался в 1972 году, когда часть системы была разрушена торфяными пожарами, а последние линии закрыли в 2001-м. Однако в конце Торфотранспортной улице ещё осталось старое депо, ныне занятое автомастерскими.

DSC_7945.jpg

Вернуться в центр можно по улице Ленина. На ней и продолжающей её вглубь Крутого улице Кирова примечательны дома 1920-х годов в стиле конструктивизма, среди которых притаился и небольшой краеведческий музей (1929). Перекрёсток с Сухоборской улицей отмечает бывшая заводская поликлиника (1935), ныне занятая торговым центром "Английский пассаж" – и вы теперь знаете, что здесь это название возникло совсем не случайно.

Фото: Сергей Калугин, фотобанк Московской области, ozmo.ru

Онлайн-подписка на 2020 год

Здесь вы можете подписаться на журналы «Подмосковный летописец», «Горизонты культуры», «Социальная защита. Подмосковье» и «Образование Подмосковья. Открытый урок» Подробнее