26 Июня Воскресенье
29 C, ясно

Поречье Уваровых: из истории Порецкого музеума

20 Июня 2022 5 минут Автор: Татьяна Жукова 143
Впервые сельцо Беседы-Поречье, расположенное в 40 км от Можайска на берегу реки Иночь, упоминается в летописных книгах 1596 года как вотчина дворянина М.И. Протопопова. В 1698 г. имение продали князю Б.И. Прозоровскому, а после его смерти село стало дворцовым, пока не обрело в 1742 году нового хозяина – графа Алексея Разумовского. Однако свою особенную славу Поречье получило уже при Уваровых.

Макет Порецкого музеума на выставке "Быт дворянских усадеб XIX века. Усадьба Поречье" Можайского историко-краеведческого музея.

Чем интересно Поречье? Прежде всего - Порецким музеумом, уникальным музеем, прообразом будущего Исторического музея, и не менее уникальным домом, который Уваровы построили для обустройства своих коллекций.

Усадебный дом был построен в 1830-х гг. по проекту архитектора Доменико Жилярди, предназначался он, прежде всего, для размещения в нем музейных коллекций, а не для балов и приемов. Специфика определила необычность внешнего облика здания. Жилярди спроектировал центральный зал второго этажа музеума, в котором выставлялась основная экспозиция, так, что над ним для лучшего освещения экспонатов был установлен большой стеклянный фонарь - бельведер, сразу же ставший визитной карточкой Поречья.

В нижнем этаже размещались жилые и парадные комнаты, на втором - музей и библиотека. На третьем этаже и в части флигелей находилось книгохранилище. На первом этаже была также портретная галерея владельцев Поречья - от казака Григория Розума и его сына графа Алексея Разумовского до династии Уваровых.

До нашего времени сохранились главный дом, два флигеля конца XVIII века, скотный двор и каретный сарай XIX в., оранжерея, также построенная по проекту Жилярди в 1830-е гг. Также здесь можно увидеть расположенную отдельно от усадьбы старинную церковь Рождества Пресвятой Богородицы в стиле зрелого классицизма. По заказу (и на личные средства) тогдашнего владельца усадьбы Льва Разумовского в 1804 году новую церковь возвели из кирпича на месте старой деревянной. Четверик первого яруса храма обработан четырехколонными портиками тосканского ордера. Храмовый комплекс, состоящий из церкви, колокольни и трапезной, очень красив. Его венчает высокая ротонда с оригинальной главкой в виде беседки.

0raqefzo.jpg
Парковый фасад дома и терраса в Поречье. Конец XIX в.

Неподалеку от усадьбы можно увидеть руинированные остатки комплекса из двух корпусов суконной и бумагопрядильной фабрики 1830-х гг., входивших в передовую по тем временам "Порецкую экономию".

Удивителен и парк Поречья с уникальной дендрологической коллекцией деревьев (ранее тут было 90 видов, а сейчас осталось около 30, что тоже впечатляет). Над его созданием трудился талантливый лесовод Карл Тюрмер.

Главный дом неоднократно перестраивался. В 1870-х гг. он приобрел черты эклектики и ложного ренессанса. Ионические портики на парадном фасаде были заменены массивными пилонами с кариатидами и атлантами, поддерживающими балконы.

Расскажем о тех, благодаря которым появилось все это великолепие. В 1741 г. на престол восходит Елизавета Петровна, в фаворитах у которой числился бывший казачий певчий, граф Алексей Григорьевич Разумовский. Поречье достается ему в подарок, который затем переходит его младшему брату - Кириллу Григорьевичу Разумовскому. В 1803 году в управление поместьем вступает его сын Лев Кириллович Разумовский. Большой любитель ландшафтных преобразований, граф закладывает в Поречье великолепный архитектурно-парковый ансамбль на холмистом берегу Иночи. Непростой рельеф с перепадом высот идеально подошел для обустройства пейзажного парка с оранжереями и теплицами.

800px-L.K._Razumovskiy_by_Borovikovskiy.jpg
Портрет Льва Разумовского. Художник Владимир  Боровиковский. 1810–1811 гг.

В 1818 г. усадьбу наследует племянница Льва Кирилловича - Екатерина Алексеевна Разумовская, ставшая в 1816 году женой графа Сергея Семеновича Уварова и принесшая поместье в приданое. До самой революции 1917 г. усадьбой Поречье владели Уваровы.

Граф Сергей Семёнович Уваров (1786-1855), по мнению великого реформатора М.М. Сперанского, "первый русский образованный человек". Карьера его складывалась благополучно: служил в 1801-1810 гг. в Министерстве иностранных дел, в 1811 г. стал почетным членом Императорской Академии наук, а с 1818 г. и до самой смерти - ее президентом. На посту президента Академии наук в 1839 году основал Пулковскую обсерваторию.

В 1815 г. С.С. Уваров был членом литературного кружка "Арзамас", одним из его основателей. У всех членов были забавные прозвища. Прозвище Уварова было "Старушка". Другим членом этого общества был А.С. Пушкин (носил прозвище "Сверчок"). Уварову он, мягко говоря, не симпатизировал, считал его карьеристом и даже одарил графа язвительно эпиграммой.

DSC05316.jpg
Макет усадебной оранжереи

В 1833-1849 гг. Уваров возглавлял Министерство народного просвещения. Он представил Николаю I доклад о воспитании подданных в духе "православия, самодержавия, народности" (“триада Уварова”) в противовес лозунгу французской революции "свобода, равенство, братство". Человек разносторонний и, к тому же, небедный, Сергей Семенович Уваров подошел к идее переустройства своего подмосковного поместья, пострадавшего от французов во время Отечественной войны 1812 года, весьма основательно. Тогда же усадьба стала важным центром культурной жизни России. Частыми гостями здесь были В. Жуковский, Т. Грановский, Н. Погодин, П. Плетнев,а также профессора Московского университета, которым хозяин с удовольствием демонстрировал свою коллекцию, вел "академические беседы".

Для Василия Жуковского, состоявшего с графом в дружбе, в парке был построен уютный гостевой домик. До нашего времени он, увы, не сохранился, равно как и памятник поэту, созданный А.П. Брюлловым и установленный в Поречье в 1853 г.

golike_vasily_portrait_of_count_sergey_uvarov_1833.jpg
Портрет Сергея Уварова работы В.А. Голике. 1833 г.

О впечатлении, которое дворец производил на современников Уварова, можно судить по рисункам немецкого художника Людвига Пича. Он оставил несколько изображений великолепного внутреннего убранства дома с отделкой архитектора Силуянова, а также самого Порецкого музеума.

После смерти графа Уварова в 1855 году наследником Поречья становится его сын Алексей Сергеевич (1825-1884). Алексей пошёл по стопам отца, продолжив традиции собирательства предметов истории и культуры. При нем Порецкий музеум испытал расцвет, став маленькой моделью Исторического музея, создателем которого тоже был Алексей Сергеевич. Археолог по образованию, он инициировал создание Московского Археологического общества, которое и возглавил.

Алексей Уваров стремился познакомить с коллекцией Порецкого музеума не избранных, как его отец, а как можно больше людей. Посмотреть тут действительно было на что: предметы каменного и бронзового веков, античные ценности, нумизматика, предметы старого русского быта, богатая коллекция живописи – полотна Рафаэля, Мурильо, Тропинина, Брюллова, Кипренского; обширная почти в 100000 книг библиотека; мраморный 150-пудовый резной саркофаг II-III-го вв. н.э., приобретенный у семьи римского кардинала. Все эти ценности были переданы верной соратницей и женой Алексея Уварова княгиней Прасковьей Сергеевной Уваровой (урождённой Щербатовой) в Государственный Исторический музей и ГМИИ им. А. С. Пушкина, передано еще до революции, в 1910-е гг.

l6vemxz0.jpg
Интерьер центрального зала Порецкого музеума. В центре - так называемая Альтемпская урна, саркофаг, который в 1843 г. Уваров приобрел в Риме. 

При Алексее Сергеевиче усадебные помещения уже не вмещали новые собрания русских древностей и археологических находок, дворец подвергся дальнейшей перестройке, в частности был надстроен третий этаж. К северному фасаду пристраивается парадное крыльцо в древнерусском стиле. Переустройство усадьбы шло под руководством двух архитекторов - М.Н.Чичагова и А.П. Попова, разработавших проекты хозяйственного двора и внутреннего дворика в виде итальянского патио.

Поречье украшал фонтан "Тритон"- изготовленная в Берлине точная копия фонтана, размещенного в Риме на площади Барберини. Водоснабжение шло из пруда по трубам в бельведер дворца, а затем в фонтан, бьющий благодаря перепаду высот.

Другое впечатляющее сооружение в парке - константинопольская копия грота с изображением Спаса Нерукотворного "Святой источник". До наших дней это великолепие, увы, не сохранилось.

g5gm996k.jpg
Групповой портрет Уваровых и гостей на террасе итальянского дворика в Поречье. В центре – Алексей Сергеевич (1825-1884) и Прасковья Сергеевна (1840-1924) Уваровы.

Последним до революции владельцем поместья Поречье стал граф Федор Алексеевич Уваров (1866-1954), выпускник Московского университета, участник археологических экспедиций своей матери княгини Прасковьи Уваровой и автор научных работ, член Московского археологического общества. Музейные коллекции при новом владельце по-прежнему пополнялись, в том числе полотнами великих мастеров - Тьеполо, Фрагонара, Кипренского и других. Именитых гостей – известных учёных и деятелей культуры усадьба по-прежнему встречала с радушием.

Про судьбу экспонатов после революции 1917 г. мы уже рассказали - в этом плане у Поречья счастливая судьба. Усадьба сильно пострадала в годы Великой Отечественной войны. В 1970-е гг. шли работы по ее реставрации. Проект работ подготовила архитектор-реставратор Неонила Петровна Яворовская, заново открывшая уникальный памятник усадебной культуры республиканского значения.

id8cqz8j.jpg
Вид усадьбы Поречье. Акварель работы неизвестного художника. 1-я четв. XIX в. Исторический музей (Москва).

Сейчас территория и постройки Поречья отданы в аренду ведомственному санаторию Службы внешней разведки РФ. Силами и средствами ведомства были проведены впечатляющие реставрационные работы, результат которых запечатлен на немногочисленных фотографиях усадьбы, которые можно найти в Интернете. Попасть на территорию обычному посетителю, к сожалению, нельзя, но здания можно рассмотреть со стороны пруда. Также можно зайти в усадебный храм Рождества Богородицы.

Владельцы усадеб, таких как Поречье, стремились создать максимально лучшие условия для накопления и сохранения уникальных историко-культурных ценностей, а наша задача - сохранить это наследие и память о достойных сынах России для будущих поколений.

Фото: borodino.ru, humus.livejournal.com, wikipedia.org, bigenc.ru

усадьбы подмосковья история можайский округ архитектура поречье


Онлайн-подписка на 2022 год

Здесь вы можете подписаться на журналы «Подмосковный летописец», «Горизонты культуры», «Социальная защита. Подмосковье»
и «Образование Подмосковья. Открытый урок» Подробнее