13 Мая Четверг
16 C, ясно

Портрет Павла Селиванова

12 Апреля 2021 4 минуты Автор: Любовь Колесник 85
Музей-заповедник "Зарайский кремль" на протяжении нескольких лет активно сотрудничает с реставрационным центром имени академика Грабаря. За этот период было восстановлено больше сотни предметов археологии, декоративно-прикладного и изобразительного искусства. Сегодня мы расскажем историю реставрации портрета зарайского дворянина Павла Михайловича Селиванова.
ПРИЧУДЛИВО ТАСУЕТСЯ КОЛОДА…

Живописный портрет XVIII века попал в музей в 1918–19 годах из имения Алексея Алексеевича Селиванова, которое находилось в деревне Бортники Зарайского уезда – сейчас это Рыбновский район Рязанской области. На юге Зарайского уезда издавна были вотчины Селивановых – одного из старейших дворянских родов Зарайска, если не старейшего из них.

До наших дней портрет Павла Михайловича дошел, как говорят специалисты, "в неэкспозиционном состоянии". Он требовал укрепления красочного слоя, восстановления лакового покрытия и еще ряда реставрационных операций. Однако в ходе работы начали выясняться удивительные вещи, которые потом очень интересно состыковались с результатами архивных изысканий и научными интересами директора музея Кирилла Кондратьева.

IMG_7642.JPG
Кирилл Кондратьев, директор музея-заповедника "Зарайский кремль"

– В рязанском архиве мне довелось работать с документами известного общественного деятеля Алексея Васильевича Селиванова, – рассказывает Кирилл Вячеславович. – Он являлся одним из основателей Рязанской ученой архивной комиссии. Будучи человеком весьма одаренным и увлеченным историей, на рубеже XIX-XX веков он начал создавать музей рода Селивановых. Следы этой его работы во множестве можно найти в его переписке с родственниками, одним из которых был руководитель зарайского земства Алексей Алексеевич Селиванов. Изучая тогда же собрание нашего музея, я смог выделить массив архивных материалов, которые происходили из его имения Бортники и образовали личный фонд этого весьма примечательного человека.

НЕСОМНЕННО – ПОДЛИННИК

В составе "селивановской" коллекции обнаружились два черно-белых снимка, сделанных в ателье зарайского фотографа Когана в начале ХХ века. На них были запечатлены живописные портреты Павла Михайловича Селиванова и его жены Надежды Николаевны, также сохранившиеся в музейном собрании. Этого уже было бы достаточно для реконструкции истории происхождения картин из усадьбы Бортники. Зарайский музей гордится тем, что основу его собрания составляют вещи не случайные, а бытовавшие, как говорят музейщики, в самом городе и его в его округе. В музей попадали уже сложившиеся коллекции. Их не так много, но в сущности, эти вещи, разрозненные архивы и памятники архитектуры – всё, что осталось нам от сметенного волной революций наследия трех с половиной веков зарайской истории.

селиванов а.а. 1907.jpg
Алексей Алексеевич Селиванов. Снимок из ателье зарайского фотографа Когана. 1907 г.

В центре имени Грабаря портрет Павла Михайловича Селиванова попал в руки Асии Назаровой, художника-реставратора отдела масляной живописи. Уже в начале работы стало понятно, что под видимым слоем живописи имеется еще один красочный слой. Рентгенографические исследования показали, что авторский слой хорошо сохранился и там, "в глубине", скрыт аналогичный портрет. Было принято решение о возможности его раскрытия.

СОТРИ СЛУЧАЙНЫЕ ЧЕРТЫ

– Такие ситуации – не редкость для реставраторов, но на нас это произвело очень сильное впечатление, – вспоминает Кирилл Кондратьев. – Мы этого не ожидали. Ведь изначально "наш" портрет был не самым "удачным". Для провинциальной живописи вообще, и портретной в частности, это – довольно распространенное явление, ведь картины тогда писали местные художники, в том числе и крепостные, которые не обладали высоким уровнем мастерства. Впрочем, все, что было нужно заказчику XVIII века, на картине присутствовало: традиционная поза, мундир – Павел Михайлович был секунд-майором, – модная в ту эпоху прическа "а-ля Катогэн". Однако черты лица были даны весьма условно. Увидев портрет после раскрытия, мы поняли, что создавал его вполне профессиональный мастер. Изменилось по большому счету только лицо. Но насколько оно оказалось более реалистичным и выразительным, можно увидеть только сравнив виды "до" и "после".

Без имени-1.jpg
Портрет до реставрации, под ультрафиолетовыми лучами, в процессе реставрации

Одним из таких элементов "индивидуальности" оказалось необычное черное пятно. Реставраторы сначала думали, что это дефект красочного слоя, но оказалось, что художник изобразил большую родинку на щеке Павла Михайловича, которую потомки предпочли "устранить".
В ходе реставрации укрепили красочный слой, положили новый лак, затонировали незначительные утраты. Портрет преобразился, он стал реалистичнее, проявились индивидуальные черты Селиванова: ироничная улыбка, живой румянец. Несколько преобразился нос, лицо стало не таким "кукольным".
То, что под более поздней записью оказался ранний замечательный портрет, в музейной практике встречается, но не часто. Кирилл Кондратьев утверждает: реалистичность усилила значение полотна как объекта показа.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Параллельная работа реставраторов, музейщиков и архивистов дала возможность не только раскрыть портрет Павла Селиванова, но и выстроить связанную с ним историю. Например, в переписке с Алексеем Васильевичем Селивановым его троюродный брат Алексей Алексеевич благодарил за то, что тот посоветовал ему рязанского художника Соколова. "Портретами я очень доволен и обязан тебе, – писал Алексей Алексеевич. – …Прабабка только отшлифована, а прадед – лицо реставрировано замечательно". Переписка относится к 1911 году, когда и была выполнена предыдущая реставрация.

В 1913 году в каталоге музея рода Селивановых Алексей Васильевич напишет, что два этих портрета хранятся у Алексея Алексеевича в имении Бортники, укажет их размеры, сообщит имя художника, который выполнил их копии для семейного собрания. Алексей Васильевич старался собирать именно подлинные вещи, но в случае с бортниковскими портретами этого сделать не удалось, благодаря чему они сохранились, а сам родовой музей был утрачен.

3.jpg
Неизвестный художник. Портрет Селиванова Павла Михайловича. 1732-1739 г. Холст, масло. 68х58 см.

Воспоминания о Павле Михайловиче сохранил его внук, Василий Васильевич Селиванов, зарайский помещик, довольно известный бытописатель середины XIX века, составивший замечательные очерки "Год русского земледельца", в которых он подробно описал быт своих крепостных крестьян. В другой своей книге, "Предания и воспоминания", он рассказал историю своего рода, начиная с основателя, татарина Кичи-бея. Изложил и совсем короткую биографию деда: был секунд-майором, участвовал в Семилетней войне, потом служил по дворянским выборам в Зарайске, и здесь же умер в возрасте 46 лет – в 1779 году.

Учитывая, что в стране сохранилось крайне мало усадебных архивов, и люди в принципе довольно плохо представляют, как по-настоящему жило русское дворянство, реставрация портрета и связанная с ним реконструкция истории – уникальны.
Прабабушка директора музея-заповедника "Зарайский кремль" Кирилла Кондратьева родилась до революции в деревне Бариново Зарайского уезда, что недалеко от Бортников. Вслед за своей старшей сестрой она поступила на службу к Алексею Алексеевичу Селиванову и работала у него на скотном дворе несколько лет.
В НАШИ ДНИ И ДАЛЕЕ

В конце 2020 года музей организовал выставку "Спасенные истории", на которой было представлено ровно сто предметов, прошедших реставрацию: живописные и графические портреты, икона Спасителя с редким изображением святого Христофора с пёсьей головой, элементы иконостаса кремлевского Никольского собора, предметы из коллекции декоративно-прикладного искусства, полилитная скульптура. На самом деле отреставрированных предметов гораздо больше, многие из них украшают постоянную экспозицию. Это и книжный шкаф, когда-то принадлежавший императору Наполеону III – не имеющее аналогов произведение французских мебельщиков, редкие японские напольные вазы и лаковые уруси, произведения Мейсенской фарфоровой мануфактуры и русских фарфоровых производств.

Из недавних радостей – реставрация женской накидки-ротонды рубежа XIX-ХХ веков, напоминающей барахатный плащ на ватине, с шелковой подкладкой и потрясающими бантами, вышитыми и выплетенными из бисера, с украшением кружевом.

IMG_7838.JPG

– Была проведена сложнейшая работа по очистке ткани, – рассказывает Кирилл Кондратьев. – По укреплению подкладки, по восстановлению утраченных фрагментов кружева. В результате этот довольно редкий образец одежды русской горожанки пореформенного времени снова готов предстать перед взглядами восхищенных зрителей.

Масштабная совместная работа сотрудников "Зарайского кремля" и реставрационного центра имени Грабаря позволила не только сохранить десятки ценнейших артефактов, но и реализовывать интересные совместные выставочные проекты. Сейчас произведения восточного декоративно-прикладного искусства из Зарайска экспонируются в столице. Нет пределов для творческого поиска по-настоящему увлеченных своей работой людей, и кто знает, какие новые удивительные находки может преподнести судьба?

Фото предоставлены музеем-заповедником “Зарайский кремль”, Максим Усков. Статья опубликована в №1 (69) журнала "Культурный код" за 2021 год. На нашем сайте вы можете оформить подписку на этот и другие журналы, а также скачать уже вышедшие номера в электронном виде.

Онлайн-подписка на 2021 год

Здесь вы можете подписаться на журналы «Подмосковный летописец», «Горизонты культуры», «Социальная защита. Подмосковье» и «Образование Подмосковья. Открытый урок» Подробнее