30 Октября Пятница
5 C, пасмурно

Посадская матрешка

14 Октября 2020 5 минут Автор: Ирина Пояркова 31
Первый эскиз круглолицей крестьянки был нарисован в ХIХ веке. Ей немногим более ста лет, но за это время она стала визитной карточкой русской культуры. Она бывает размером с маковое зернышко или же в человеческий рост. Названная популярным русским именем, выточенная из дерева и расписанная по строгим правилам, матрешка - символ рода и уюта.
Наш собеседник - Анна Зайкина, директор игрушечной мастерской и магазина "Посадская матрешка", рассказала об искусстве создания настоящих матрешек и о планах по популяризации русских народных промыслов.

Анна, в Подмосковье вас негласно считают экспертом в создании загорской матрешки. Какими путями вы пришли в сферу народных промыслов?

Скажу сразу, экспертом я себя на самом деле не считаю. Мастерская по изготовлению матрешек досталась мне по наследству от мамы. Вместе с подругой-искусствоведом она организовала фабрику, когда мне было четыре года.

На тот момент это было небольшое творческое объединение, и я, маленькая, ходила туда как в музей. Почти все художники, сейчас у меня работающие, - это художники, которые помнят меня еще ребенком. Когда мамы не стало, вопроса, чем я буду заниматься, для меня уже просто не стояло. Несмотря на то, что у меня были маленькие дети, я решила поддержать и продолжить дело семьи.

н543.jpg

Сначала это была просто фабрика на окраине города, затем я перевезла ее в центр, открыла для посещения, начала проводить мастер-классы, открыла большой магазин продукции местных мастеров. Несколько раз мы переезжали по разным обстоятельствам: первый раз у нас был потоп, второй - большой пожар. И вот мы наконец нашли себя в новой мастерской на улице Карла Маркса, в самом центре Сергиева Посада.

Для того чтобы создавать матрешек, необходимо получать специальное образование или достаточно просто иметь художественный талант?

У нас в мастерской работают художники, в основном потомственные. Все они учились у своих родителей или даже у своих бабушек. В основном дело переходит из поколения в поколение. Главное, что у них есть, - это умение. Конечно, они оканчивали художественные колледжи, но делать традиционную матрешку по всем канонам сейчас практически нигде не учат. Поэтому, когда к нам в мастерскую приходит человек хоть уже и с художественным образованием, ему все равно приходится сидеть и осваивать навыки росписи традиционной матрешки.

Когда я выбираю мастеров, я всегда прошу, чтобы человек сразу нарисовал оконтуренную матрешку, в первую очередь - лицо, самую сложную часть росписи. Тогда мне становится более или менее понятно, стоит ли продолжать с человеком дальше работать или нет.

76543543.jpg

Матрешка очень популярна и продается почти в любом сувенирном магазине. Что же отличает настоящую загорскую матрешку от "подделки"? Как простому человеку отличить ее при покупке?

Когда меня спрашивают, какую матрешку выбрать, я сразу задаю вопрос: для чего вы ее выбираете, для кого? У нас в магазине продается три вида матрешек: традиционная загорская, реплика первой русской и матрешка new vision.

Если покупатель хочет купить игрушку ребенку, я предлагаю традиционную загорскую. Она яркая, у нее понятные цвета. Загорская матрешка обычно держит в руке символы русского быта: то, чем русская женщина занималась в быту. А она либо ухаживала за детьми, либо за садом и скотиной. Традиционная матрешка может быть с фруктами, с ребенком, с курицей или с черным петухом (символ достатка в доме). Лицо матрешки должно быть простое, у нее не должно быть ни теней, ни ресниц. По всей матрешке идет обводка - четкий черный контур.

Если же человек говорит, что хочет купить подарок иностранцу или выбирает матрешку как элемент дизайна, я предлагаю взять реплику первой русской матрешки. Она еще более спокойная по цветам, подходит практически под любой интерьер. Она очень историчная - про нее можно рассказать, что вот именно так выглядела первая русская матрешка XIX века.

Разве иностранцы не ждут в подарок что-то более необычное?

У нас есть еще одна категория матрешек - это новое видение. К производству таких игрушек мы относимся крайне осторожно, здесь важно не перегнуть палку. Честно говоря, когда я вижу на других прилавках матрешки с куполами на груди, с президентами, футболистами, у меня один вопрос: для чего? Я не вижу, чтобы эти матрешки стояли на полке в стильном интерьере. Я не вижу, чтобы в эти матрешки можно было играть. Они не развивают чувство вкуса у ребенка. Производители этих матрешек обычно говорят, что делают их, потому что есть спрос.

Это болезненная для меня тема, т. к. спрос может быть и на плохую музыку, и на плохое кино. Ответственность лежит на производителе. Нужно производить только то, чем хочется "накормить" людей, наполнить их внутренний мир.

5342.jpg

Но ведь и вы производите необычных матрешек, например, матрешек в медицинских масках!

Иногда и нам хочется придумать что-то новенькое. Да, в условиях пандемии у нас стихийно "родилась" матрешка в маске. Это образ, навязанный временем.
Поступил запрос: а давайте попробуем нарисовать! Мы попробовали, нарисовали, получили положительный отклик. Я думаю, мы сейчас действительно привыкнем всех видеть скорее в масках, нежели без них. Но это лимитированная коллекция. Я надеюсь, это все скоро закончится и вопрос о матрешке в маске больше не встанет. Все же нам больше нравится работать в режиме сохранения традиций.

Так все-таки матрешка - это игрушка или уже больше сувенир? Где ее место - в детском шкафу или на высокой полке за стеклом?

Я не позиционирую матрешку как сувенир, а наш магазин - как сувенирный. В первую очередь, матрешка - это детская игрушка. Да, я хочу, чтобы у детей на полках стояла игрушка-матрешка. Только не берите маленькому ребенку большую матрешку, в которой "маленькое место" (самая маленькая фигурка) слишком крошечное. Ребенок может ее случайно проглотить. Возьмите пятерку, она идеально подходит для маленьких ручек, ему будет удобно ее складывать и разбирать.

Ну, а если вы украшаете свой дом, существуют, например, авторские матрешки. Они очень дорогие, и я их очень люблю. У меня есть обширные коллекции некоторых мастеров. Я не дам такую матрешку детям, потому что это произведение искусства, мне ее жалко! Так было и в моем детстве - у нас были дорогие коллекционные матрешки, они стояли в серванте за стеклом. Но когда мама уходила, я с замиранием духа их доставала, открывала до самой маленькой, которая была как зернышко, а потом убирала все обратно. Сейчас у меня дома тоже есть несколько дорогих матрешек, и иногда я вижу, что дети разбирали их. А там порядка 15 мест! Они полностью разбирают матрешку и ставят обратно: знают, что нужно быть аккуратными.

76543.jpg
Улица Карла Маркса в Сергиевом Посаде, где продаются матрешки

А вы сами пробовали расписывать матрешку?

Я не художник. Я по образованию менеджер организации, поэтому скажу сразу честно: я от начала и до конца не расписала ни одной матрешки за свою жизнь! Я знаю, как расписывать матрешку, ведь я училась делать это. Но я не могу так долго сидеть на месте, это все-таки призвание, это определенный склад характера - сидеть целый день и расписывать, рисовать… Нет, я не художник. Вы не увидите моих произведений искусства в нашей мастерской.

То есть на мастер-классах в "Посадской матрешке" все-таки не получится освоить азы создания матрешки? Что вообще на них происходит, и кому стоит приходить?

Мастер-класс - это своего рода баловство. Не надо испытывать иллюзий, что за 40 минут вас научат профессионально расписывать матрешку. Мастер-класс и не преследует такой цели!

Вы погрузитесь в приятную атмосферу, вы испытаете свои силы. Получится обязательно что-то красивое! Мы сразу задаем четкий черный контур на подготовленной для мастер-класса матрешке. Вы получите удовольствие, и неважно, сколько вам лет.

Взрослые ценят это больше, чем дети: они сидят, долго расписывают, тратят на это больше времени. А ребенок быстренько расписал игрушку и все - дальше побежал, ему стало неинтересно. Хотя многим нравится.

Пробовать раскрасить матрешку можно, как только малыш научился держать кисточку в руках. Но это будут каляки-маляки. Поэтому при подготовке мастер-классов я ориентируюсь на детей уже школьного возраста.

65432856856.jpg

Нравится смотреть, как токарь точит матрешку. Он делает сначала самую маленькую матрешку и дальше натачивает все больше и больше. И вот то, как работают руки мастера, наверное, лучше всего раскрывает истинный смысл матрешки, сколько на самом деле в нее вложено тепла и любви. И когда у детей по рукам идет эта самая маленькая матрешка, которая только что вышла из станка, вот он, восторг!

То есть удержать внимание ребенка XXI века на народных промыслах все-таки не так сложно, как кажется! Какие у вас планы по развитию проекта?

Планов громадье! Основное направление - конечно, матрешка, хотя я уже давно выросла из размера мастерской. Я никогда не старалась сделать ее больше, не старалась превратить в производство, выйти на рекордные объемы. Мне нравится тот формат, который у нас сейчас есть: он очень живой, комфортный и требует от меня ровно столько усилий, сколько я в него готова вкладывать.

Сейчас я ухожу в глобальную популяризацию изделий народных художественных промыслов. Хочу внедрить их в современную жизнь! В планах - создать огромный магазин народно-художественных промыслов, и сейчас идея уже переходит на этап проектирования, утверждены сроки. Мне не нравится, что у людей в России ощущение, будто мы сами стесняемся наших промыслов! Почему мы не воспринимаем их как продукт внутреннего потребления, а только как туристический сувенир? Мне бы хотелось, чтобы мы все гордились нашими промыслами. Поэтому я вижу свою миссию в том, чтобы показать, как включить промыслы в повседневную жизнь. Как вкусно это может выглядеть у вас дома, как это создает настроение!
Например, у меня дома стоит гжельская посуда, бокалы из Гусь-Хрустального. Мне нравится и старинная одежда. Сейчас есть фабрики народных художественных промыслов, выпускающие такую одежду, которую не стыдно надеть на любые церемонии и в повседневной жизни.

Мы с командой предпринимателей из Сергиева Посада уже несколько лет создаем большое многофункциональное культурно-туристическое пространство. Помимо производства матрешек мы начали проводить фестивали, развивать уникальную атмосферу вокруг нашей мастерской, чтобы люди любили приходить на улицу Карла Маркса в Сергиевом Посаде, чтобы они знали, что на ней вкусно, интересно, много музеев, что есть на что посмотреть, можно погулять с детьми, провести романтический вечер.

o7654321.jpg

Скоро на втором этаже мастерской откроется центр промыслов Подмосковья. Там будет лекторий, там можно будет устраивать мероприятия, читать лекции, проводить концерты, фестивали - да все что угодно! Выпить кофе, посидеть в интернете, поработать в коворкинге, заняться своими делами.

Мы создаем некое "третье место", в котором будем ненавязчиво погружать людей в атмосферу народных промыслов, чтобы им стало привычно и комфортно находиться в такой среде. Чтобы они видели разницу! Ничего подобного у нас в городе пока нет, мы станем первыми! Это и воспитание нового поколения, и популяризация промыслов, и предоставление людям возможности отдыхать культурно. Это будет по атмосфере похоже на дизайн-завод "Флакон" или центр дизайна Artplay в Москве.

Фото: Максим Усков, архив игрушечной мастерской "Посадская матрешка". Материал опубликован в №3 (67) журнала "Горизонты культуры" за 2020 год. На нашем сайте вы можете оформить подписку на этот и другие журналы, а также скачать уже вышедшие номера в электронном виде.

Читайте также

Онлайн-подписка на 2021 год

Здесь вы можете подписаться на журналы «Подмосковный летописец», «Горизонты культуры», «Социальная защита. Подмосковье» и «Образование Подмосковья. Открытый урок» Подробнее