Все Подмосковье
17 C, ясно

Пушкино – колыбель художественного театра. Часть 1

19 мая 2021 4 минуты Автор: Ольга Соловьева 823
Очерк с таким названием был опубликован в газете "Сталинская правда" в последний день лета 1947 года. Примечательно, что автор статьи – Евгений Иванович Камзолкин, создатель советского символа "Серп и молот". В то время художник сам проживал в Пушкине и отлично знал ту местность, где зародился МХАТ.

Евгений Иванович Камзолкин

В ТИШИ ПУШКИНСКОГО ЛЕСА

В Пушкине действительно проходили первые репетиции театрального коллектива, созданного Константином Станиславским и Владимиром Немировичем-Данченко в 1898 году. Такая локация была выбрана не случайно: в районе современной улицы Учинской находилась дача Н. Н. Архипова, члена Общества искусств и литературы, сорежиссёра Станиславского.

Архипов разрешил начинающей труппе проводить репетиции недалеко от своего дома, выделив молодым артистам каретный сарай, ставший впоследствии знаменитым – его макет хранится в музее МХАТа. Сарай был переделан для представлений, в нем организовали сцену и зрительный зал.

Вот как об этом писал Камзолкин: "В то время (1898 г.) Пушкино было мало населено. Густой, преимущественно сосновый и еловый лес скрывал кое-где разбросанные небольшие дачи. Тихо было в Пушкине. Весной цвели ландыши; в солнечные дни воздух наполнялся ароматом смол; постоянной жительницей леса была белка, прыгавшая с ветки на ветку, не стесняясь присутствия человека; куковали кукушки.

Фрагмент статьи Камзолкина.JPG
Фрагмент статьи Камзолкина

Если идти от станции Пушкино по Грибоедовской улице до второго переезда и повернуть по дороге, ведущей к селу Пушкино, то направо будут ворота детского дома имени Тимирязева, а с левой стороны в глубине парка, приблизительно там, где сейчас городская оранжерея, в неуклюжем строении дачи Архипова весной 1898 года и начал свои репетиции коллектив будущего Московского Художественного театра".

Художник цитирует воспоминания Александра Леонидовича Вишневского, актера и одного из основателей этого театра: "Я иду по тропинке березовой рощи к огромной сараеподобной даче, которой суждено было стать колыбелью Художественного театра. В ушах моих еще звучат слова черноусого гиганта – Станиславского и мягкий баритон Немировича-Данченко, когда происходили первые репетиции "Царя Федора" в Пушкине.

Началась большая и труднейшая работа. Энергия была громадная. Репетиции в Пушкине начинались в 11 часов утра и продолжались до ночи, с небольшим перерывом на обед".

Известно, что летом и осенью 1898 года тут было проведено более семидесяти репетиций первого спектакля московского общедоступного театра, это была постановка трагедии Алексея Толстого "Царь Фёдор Иоаннович".

Каретный сарай в Пушкине.jpg
Каретный сарай в Пушкине

"Именно эта древняя русская быль, а не какая-нибудь другая пьеса, послужила краеугольным камнем для Художественного театра", – писал Камзолкин и, развивая свою мысль, продолжал: "Здесь было мало профессиональных актеров. Это были энтузиасты, мечтавшие создать правдивые художественные образы, доступные пониманию широких масс.

Они твердо знали, что чем правдивее, чем искреннее будет выявлен образ, чем больше будет выявлена жизненная правда, тем она будет ближе к народу и тем выше, гениальнее будет это творение.

И вот небольшая горсточка людей, объединенная одной общей целью, поселилась в тиши Пушкинского леса, под Москвой‚ чтобы выковать то, что впоследствии выросло в Московский Художественный театр, указавший дальнейший путь мировому театральному искусству. И недаром этот маленький коллектив выбрал своей колыбелью "лесной городок", как когда-то называли город Пушкино".

Как писал историк театра Николай Эфрос, большинство актеров жили здесь же, в Пушкине, на общей даче (Карнеева), минутах в двадцати ходу от павильона для репетиций. Станиславский жил на даче в пяти верстах, но приезжал ежедневно.

Здесь проходили первые репетиции будущего МХТ.jpg
Здесь проходили первые репетиции будущего МХТ

Эфрос отмечает, что в организации репетиций были значительные и существенные отступления от традиционной репетиционной практики. И лишь на поверхностный взгляд это были изменения только технического свойства. В них сказывалась перемена в самом подходе к искусству актера, отражались новые требования, предъявлявшиеся тут к результатам репетиционной работы. Одно крупное изменение состояло в том, что чтение за столом, раньше бывшее лишь скучною формальностью, чуть что не проверкою, нет ли пропусков, нет ли описок в тетрадках ролей, смыкаются ли реплики и т. п., — теперь стало весьма существенною органическою частью работы. Чтению отводилось большое место; "застольная" работа была и длительная, и очень ответственная. Это была база всей последующей репетиционной работы. Читали или всю пьесу или ее части, сцены, картины, читали не раз, не два, вникали при этом в характер пьесы или ее отрывка, анализировали, комментировали, искали стиля, добивались общего тона, нужных звучаний. И уж только потом, когда многое уложится в душе, почувствуется, — переносили репетицию на подмостки.

Сам Константин Сергеевич Станиславский вспоминал: "В подмосковном местечке Пушкино в наскоро выстроенном сарае под раскаленной железной крышей, при исключительной сорокаградусной жаре происходила такая работа, которую нельзя выдержать два раза в жизни. От 10:30 до 14 часов – репетиции целой трагедии, например, "Царя Федора", а вечером от 7 до 11 часов – репетиции другой трагедии... И так каждый день".

КОСТЮМЫ ШИЛИ В ЛЮБИМОВКЕ

Особое внимание уделялось костюмам. Евгений Иванович отмечает, что их шили в Любимовке: "В Пушкине выковывалось правдивое, живое слово, а в Любимовке, на даче Станиславского в Тарасовке (теперь дом отдыха имени Калинина), шла другая кипучая работа. Там тоже энтузиасты собирали и шили костюмы, в которых чувствовалась настоящая правда. Верилось, что в таких именно кафтанах, в шубах ходили бояре, верилось, что именно так одевался русский народ того времени".

Артисты Общедоступного театра в усадьбе Любимовка, 1901 год.jpg
Артисты Общедоступного театра в усадьбе Любимовка, 1901 год

В Любимовке находилась усадьба, принадлежавшая Сергею Владимировичу Алексееву, отцу Константина Сергеевича Станиславского. В этой усадьбе Станиславский провёл детство; здесь он впервые вышел на сцену в любительском спектакле "Четыре времени года", изображая Зиму.

В 1877 году В Любимовке был построен двухэтажный флигель для любительского театра, в котором в день именин матери состоялся дебютный спектакль будущего знаменитого режиссёра.

Некоторые исследователи указывают, что именно в Любимовке завершилась известная беседа Владимира Ивановича Немировича-Данченко и Константина Сергеевича Станиславского (начатая еще в ресторане "Славянский базар" в июне 1897 года), итогом которой стало решение о создании нового, общедоступного театра.

Продолжение материала читайте здесь.

Фото из архива автора


Выберите город