Все Подмосковье
17 C, ясно

Пушкино – колыбель художественного театра. Часть 2

20 мая 2021 4 минуты Автор: Ольга Соловьева 516
Мы завершаем публикацию материала, посвященного зарождению Московского Художественного театра. Первую часть можно прочесть здесь.

Чехов читает "Чайку" артистам театра, 1898 год

ПЕРВЫЙ СПЕКТАКЛЬ

14 (по новому стилю – 26) октября 1898 года в помещении зимнего театра сада "Эрмитаж" состоялась премьера спектакля "Царь Фёдор Иоаннович". Заглавную роль в постановке сыграл Иван Москвин, а также актеры А.Л. Вишневский, В.П. Лужский, В.Э. Мейерхольд, О.Л. Книппер.

Уже на следующий день, 15 октября 1898 года, Савва Мамонтов пишет Станиславскому: "Горячо и искренне рад вчерашнему успеху и верю твердо, что дело, в которое кладешь душу и любовь, не может не иметь благотворительного результата".

В архиве Станиславского сохранилась запись: "Успех "Царя Фёдора" был так велик, что сравнительно скоро пришлось праздновать его сотое представление. Торжество, помпа, восторженные статьи, много ценных подношений, адресов, шумные овации свидетельствовали о том, что театр в известной части прессы и зрителей стал любим и популярен". Юбилейное, сотое представление, о котором говорит режиссер, состоялось 26 января 1901 года.

"В спектакле "Царь Федор", которым Художественный театр впервые заявил о себе, уже обозначились некоторые актерские облики, хотя еще и не в полном раскрытии содержания", – писал Николай Ефимович Эфрос.

l89cn5op.jpg
Сцена из спектакля "Царь Федор Иоаннович" в постановке К. Станиславского. 1898 год

В числе первых посмотрел постановку и Евгений Иванович Камзолкин, которому тогда было всего 13 лет. Вот как он рассказывает о своих впечатлениях: "В год открытия Художественного театра я учился в средней школе. Помню, как преподаватель истории, вскоре после открытия театра, настойчиво советовал нам, ученикам, пойти на спектакль "Царь Федор", в Художественный театр, помещавшийся тогда в Каретном ряду, в театре "Эрмитаж".

Нас, тогда еще совсем юнцов, постановка эта поразила. Все было как-то совсем иначе, чем в других театрах, все было "по-настоящему". Теперь, конечно, я понимаю, почему в других театрах играли, а на сцене Художественного театра жили. В других театрах может быть было красиво поставлено, но трудно было поверить в правдивость постановки, а постановка Художественного театра невольно увлекала жизненной правдой.

И вот этот синтез художественной правды, выпестованный в Пушкине, в домике у опушки векового леса, был бережно донесен в Москву...".

“ЧАЙКА”

Камзолкин в статье поясняет, что кроме пьесы "Царь Федор", в Пушкине репетировались еще пьесы "Антигона", "Шейлок", "Ганнеле" и "Чайка", которая привлекла к себе особое внимание.

"Пьеса молодого тогда еще писателя А.П. Чехова "Чайка", до постановки в Художественном театре, ставилась в Петербурге, в Александринском театре и успеха никакого не имела. Художественный театр иначе подошел к пьесе, понял ее художественную сущность, и "Чайка", поставленная 17 декабря 1898 года на сцене Художественного театра, имела огромный успех. Этот успех предопределил положение театра, упрочил его существование. Позднее Художественный театр своей эмблемой взял изображение чайки", – писал художник.

Роли в этой постановке исполняли: Аркадина - О. Л. Книппер-Чехова, Треплёв - В. Э. Мейерхольд, Сорин - В. В. Лужский, Нина - М. Л. Роксанова, Шамраев - А. Р. Артём, Полина Андреевна - Е. М. Раевская, Маша - М. П. Лилина, Тригорин - К. С. Станиславский, Дорн - А. Л. Вишневский, Медведенко - И. А. Тихомиров, Яков - А. И. Андреев.

екук.jpg
Сцена из спектакля "Чайка". 1898 год

ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА ТЕАТРА

В том самом 1898 году репетиции театра продолжались в Пушкине до осени. Только холод прервал работу. "Думали с репетициями задержаться в Пушкине еще дней десять, но пошли дожди, наступили холода, и мы все потянулись в Москву", – вспоминает А.Л. Вишневский.

Известно, что в 1905 году театр вновь проводил свои репетиции в Пушкине, тогда это была пьеса Горького "Дети солнца". Премьера состоялась 24 октября 1905 года.

В письме от 11 августа 1905 к жене Станиславский писал: "Вчера – чудесный день, он был посвящен просмотру летней работы студии. В Художественном театре репетиции были отменены, и многие из труппы поехали в Пушкино: Вишневские, Книппер, Качаловы, Муратова, Андреева, Горький, Косминская, Грибунин и другие. День чудесный. Набрали закуски. На Мамонтовке вся труппа вышла нас встречать. Общие приветствия, оживление, треп. Приехал Савва Иванович Мамонтов и всякая молодежь: художники, скульпторы и прочие. Завтрак импровизированный, игра в теннис, городки, обед в старинной аллее. Горячие споры, иные мечтания. Горький в ударе и говорит обаятельно".

Тогда же, в 1905 году, в городе жил В.Э. Мейрхольд, снимая помещение в районе фабрики Дюпюи, об этом писал пушкинский краевед Г.Б. Китайгородский.

Первые четыре сезона театр давал спектакли в арендованном здании в Каретном Ряду. С осени 1902 года МХТ начал работать в здании в Камергерском переулке: театр домовладельца Лианозова был перестроен на средства Саввы Морозова архитектором Фёдором Шехтелем за три летних месяца 1902 года. Проект реконструкции Шехтель выполнил безвозмездно. Сегодня в этом здании размещается Московский Художественный театр имени Антона Павловича Чехова – драматический театр, образованный в 1987 году после разделения МХАТ СССР на два театра.

Московский Художественный театр имени А. П. Чехова.jpg

"Думал ли К.С. Станиславский, что дело, начатое в Пушкине, откроет новый путь театральному искусству? Думал ли он, что в центре России, в Москве, небольшой коллектив энтузиастов увлечет за собой весь мир?", – задается вопросом Камзолкин в своей статье.

Тут же художник словно и отвечает на свой вопрос: "Станиславский, Немирович-Данченко и весь небольшой коллектив зарождавшегося художественного театра был охвачен одной целью – выявить в искусстве жизненную правду и через свой общедоступный театр бережно, любовно донести это сокровище до народа. Вот в этом-то стремлении приблизить искусство до широчайших масс народа и таится значение Московского Художественного театра".

Был Камзолкин и свидетелем того, как менялся город, где когда-то зарождался МХАТ: "Скромное местечко Пушкино разрослось после Октябрьской социалистической революции в районный город с фабриками, заводами, клубами, школами, библиотеками.

В истории мирового театрального искусства на вечные времена будет отмечено, что когда-то это скромное местечко под Москвой послужило колыбелью Московскому Художественному театру, который при советской власти стал действительно народным общедоступным театром.

Вот почему, готовясь торжественно отметить 800-летие столицы нашей Родины – Москвы, мы, пушкинцы, гордимся тем, что любимец всего советского народа – МХАТ зарожден в нашем городе, что мы, наравне с москвичами, имеем возможность бывать на его замечательных постановках", – говорил Евгений Иванович в своей заметке в "Сталинской Правде", подписавшись под ней так: "Камзолкин, художник".

Фото из архива автора


Выберите город