20 Октября Среда
3 C, ясно

Пусть в маске, но с лицом открытым!

08 Октября 2021 5 минут Автор: Алексей Сокольский 41
Новый учебный год для Московского областного базового музыкального колледжа им. А.Н. Скрябина – предъюбилейный. В 2022-м ему исполнится 50 лет. О том, чем колледж гордится сегодня и чем точно будет гордиться завтра, “Культурный код” поговорил с заместителем директора по учебной работе Юлией Бесединой.
– Юлия Владимировна, Роспотребнадзор говорит, что от коронавируса помогает пение русских народных песен. Вам, как преподавателю оперного вокала, это не обидно?

– Нет, абсолютно не обидно. Вы знаете, корни любой музыки все равно народные, они невероятно важны, и любой музыкант должен любить, знать и уметь исполнять такие произведения.

– Отношение к наградам и почетным званиям у разных людей, в том числе и музыкантов, может быть разным, но, когда я прочитал, что в 2011 году ваш колледж занесен в Национальный реестр образовательных учреждений как национальное достояние России, почему-то стало приятно так, будто сам в нем учился. А какие награды, звания, заслуги колледжа считаете главными вы?

– Главное достояние колледжа – люди, его преподаватели и студенты. Думаю, наша молодежь не обидится, что во главу угла я ставлю все-таки преподавателей.

– Наверняка в планах некоторых из них есть и этот статус.

– А среди преподавателей я выделяю нашего директора. Олег Николаевич Гапонов – уникальный педагог, талантливый музыкант, который и создает эту атмосферу, эти традиции, которыми мы очень дорожим. Все, кто у нас бывает, отмечают, что это совершенно особенная, теплая, домашняя атмосфера, в которой происходит некое таинство, при котором у юных музыкантов вырастают крылья. Олег Николаевич – доцент Российской академии музыки имени Гнесиных. Воспитание музыкантов с самых ранних лет – школа, колледж, вуз – это его методика.

A9Rsxr84i_doisul_2yg.jpg

Не зря говорят, что у искусства нет возраста, и детвора у нас – невероятная. В этом году они опять это доказали: привезли с Дельфийских игр и золото, и серебро, и бронзу, и дипломы. Впрочем, победы в конкурсах, в огромном их количестве для нас привычны. Хотя и не менее от того приятны. Ведь контингент студентов у нас очень даже небольшой – бюджетных мест на четыре курса всего около 200. При этом примерно 170 из них становятся лауреатами всероссийских и международных конкурсов ежегодно. То есть почти все наши учащиеся понимают, что конкуренция в вузах их ждет очень сильная, что надо быть конкурентоспособными, яркими, убедительными.

– Возраст у колледжа относительно молодой: в следующем году ему исполнится только полвека. Сохранились ли "предания неглубокой старины", как родилась идея его создания и почему он получил имя Скрябина?

– За эти 50 лет у нашего колледжа было всего два директора, Олег Николаевич – второй, и работает он здесь со дня основания.

А теперь об истории. Есть два момента, очень трепетных, которыми мы дорожим и рассказываем о них и нашим первокурсникам, и нашим гостям. Дело в том, что музыкальное училище в те времена должно было открыться не у нас в Электростали, а в Клину – в знаменитой теперь нашей фестивальной столице, в городе, в котором находится музей Чайковского, но... Историю делают личности, и наш первый директор Роман Натанович Шмуленсон убедил руководство комитета по культуре в том, что музыкальное училище должно быть обязательно в городе Электросталь. Так и возникло третье на тот момент Московское областное музыкальное училище. Под него отдали уже выстроенное к тому времени здание, в котором планировалось открыть Дом пионеров.

Что касается имени Скрябина – это совершенно отдельная история, тоже удивительная. Ее нам тоже рассказал Олег Николаевич, приглашенный тогда в училище как молодой талантливый музыкант, исполнитель, преподаватель Российской академии музыки. Вместе с ним было приглашено большое количество профессоров не только РАМ им. Гнесиных, но и Московской консерватории, которые и заложили традиции, и задали изначально такую высокую планку. И так получилось, что лучшие на тот момент исполнители музыки А.Н. Скрябина работали именно в третьем училище, в Электростали. Они сохранили русские исполнительские традиции музыки великого композитора, а также дружбу с родственниками Александра Николаевича. У нас есть фортепианный конкурс имени Скрябина, на который всегда приезжает его внучатый племянник Александр Серафимович Скрябин со своей женой – замечательной пианисткой.

A9R1ht85b2_doisun_2yg.jpg

Тогда и было предложено сделать это училище – будущий колледж – центром изучения, сохранения и популяризации музыки Александра Николаевича Скрябина. Так появилось это имя.

Кстати, наш колледж – единственный в стране, который носит имя А.Н. Скрябина. Да, есть музыкальные школы – и в Москве, и по всей стране, но колледж – единственный, наш, электростальский.

– Каким музыкальным специальностям обучают в колледже? И какие перспективы открывает для студентов обучение в нем?

– Перспективы в связи с тем, что образование у нас расширило свои границы, – огромные! Специальности, которые реализует колледж, – это инструментальное исполнительство, вокальное искусство – академическое пение, сольное и хоровое народное пение, эстрадное пение. А также теория музыки.

База, которая закладывается в нашем среднем специальном учебном заведении, открывает очень широкие пути в вузах. На факультетах теории музыки мы видим и теоретиков звука, и историков музыкальной литературы, и звукорежиссуру, и музыкальную журналистику, музыкальную педагогику и т.д.

Это только одна специальность имеет столько кафедр! И выбор у ребят очень широкий. То же касается и сольного хорового народного пения: это не просто воспитание солистов, исполнителей народных песен, воспитание хормейстеров народных хоров, ансамблей и т.д.

Сейчас есть кафедры руководителей музыкальных центров этнографии. Спектр очень широкий. Я уже не говорю об инструменталистах: тут у ребят возможности просто безграничные – от сольного концертного исполнительства и педагогики до дирижирования оркестром.

65nE3y963HI.jpg

Подмосковные студенты талантливые, и талантливы они во всем. У нас каждый год выпускники поступают в вузы по рейтингу первыми и вторыми номерами. Это очень здорово. Поступают в Московскую консерваторию, в Нижегородскую, в Саратовскую. А Российская академия музыки имени Гнесиных – одно из приоритетных и любимейших высших учебных заведений, куда наши ребята поступают. Плюс Хоровая академия имени В.С. Попова. Вообще вузы Москвы очень наших ребят любят.

Мы гордимся тем, что среди наших выпускников есть дирижеры больших оркестров, значимых творческих коллективов России, например Евгений Волчков – оркестр имени Осипова. Есть у нас свои солисты Большого театра. Это Анастасия Лерман (сопрано) и Игорь Подопрелов (баритон). Есть у нас свои солисты театра имени Станиславского, преподаватели вузов Москвы – наши пианисты, скрипачи, виолончелисты.

И в оркестрах мира, за рубежом есть наши выпускники, музыканты-"струнники". А что касается выпускников-"народников", исполнителей на народных инструментах – это блестящая плеяда: выпускница этого года А. Батуркина ярко выступала на всероссийских конкурсах, на Дельфийских играх, поступила в Российскую академию музыки и стала стажером оркестра имени Осипова!

И вот еще о чем хочу сказать с гордостью: большинство преподавателей нашего колледжа – наши выпускники. Это тоже одна из традиций.

– Музыкальных учебных заведений в Подмосковье несколько, в чем "изюминка" вашего?

– Да, в Подмосковье четыре учебных заведения нашего направления, помимо Электростали. Педагогический коллектив музыкального колледжа им. А.Н. Скрябина – это единый творческий ансамбль. А директор, руководитель учебного заведения, – чуткий и внимательный дирижер, он задает не только тон всему музыкальному процессу, создает "настрой" в учебном и концертном процессе, но и, скажем так, чувствует "атмосферу зала". Мы много и плодотворно работаем не только в Электростали; в концертных залах у нас всегда аншлаги, что зачастую удивляет наших коллег из других городов Подмосковья.

DxsV9GwNusc.jpg

В колледже лучшие оркестровые учебные коллективы – победители областных конкурсов, три оркестра: симфонический, духовой и народный. Народный хор и оперный класс – неоднократные победители международных и всероссийских конкурсов, ведут яркую концертную жизнь и имеют свою публику. Мы включаемся очень ярко и активно во все творческие программы, во все концерты, в которые только возможно. И все эти коллективы аккумулированы из ярких солистов, из индивидуальностей, каждый из которых имеет желание привнести что-то свое.

У нас прекрасное сотрудничество и взаимопонимание с городским управлением по культуре, творческим коллективам предоставляются лучшие площадки города и области. Коллектив колледжа благодарен Министерству культуры Московской области за прекрасный обновленный инструментальный парк. Новые концертные рояли зазвучат первого сентября в зале колледжа, новые фортепиано ждут студентов в учебных классах. Обновляется учебное оборудование по всему колледжу: интерактивные доски, проекторы, компьютеры, кондиционеры. Мы благодарны нашему министерству!

– Будут ли у нового учебного года какие-то особенности, если не считать уже изрядно надоевшей "поправки на пандемию"?

– Первого сентября мы придем в колледж с открытыми сердцами, пусть даже лица наши будут в масках. Мы готовы, и мы будем работать с новыми студентами. Они должны почувствовать нашу творческую атмосферу, они должны воспринять традиции музыкального колледжа им. А.Н. Скрябина, они должны сесть за инструменты, за парты, закатать рукава. У них начнется яркая учебная и концертная жизнь.

Каждый год у нас обязательно происходит не просто корректировка учебного плана "тут прибавить, тут убавить": по итогам каждого учебного года мы делаем выводы – творческие, педагогические, методические.

В этом учебном году у нас состоялся первый выпуск специальности "Музыкальное искусство эстрады по виду "Эстрадное пение". Мы много работали, волновались, не ожидали, насколько этот выпуск будет ярким и запоминающимся, ведь первый набор у нас был небольшим, всего четыре студентки. Сегодня наш город получил прекрасных специалистов в профессиональном плане и творческом потенциале.

6UNM82NanXs.jpg

Мы надеемся, что у них все сложится в творческой судьбе. Это направление необходимо для поддержки уровня массовой эстрадной культуры, нужны профессионалы, которые знали бы основы академической и народной музыки, у которых воспитан вкус и кругозор, умение работать с детским голосом, работать правильно! Вот в этом направлении мы движемся очень активно.

Мы стремимся расширить концертную практику и у наших оркестров, и у сольно-хоровой специальности. Мы стремимся расширить учебно-практические возможности наших студентов-теоретиков: не просто быть музыкальными критиками, а попрактиковаться, например, в звукорежиссуре. Еще одно очень интересное направление у нас будет предложено – практика в телевизионном центре "Останкино" на телеканале "Культура", на других телеканалах, переговоры с которыми мы сейчас ведем. Мы хотим подключить в учебный процесс теле- и радиожурналистику, расширить грани дальнейшей деятельности наших студентов.

Фото: предоставлены Музыкальным колледжем имени А.Н. Скрябина.Статья опубликована в №3 (71) журнала "Горизонты культуры" за 2021 год. На нашем сайте вы можете оформить подписку на этот и другие журналы, а также скачать уже вышедшие номера в электронном виде.

Онлайн-подписка на 2021 год

Здесь вы можете подписаться на журналы «Подмосковный летописец», «Горизонты культуры», «Социальная защита. Подмосковье» и «Образование Подмосковья. Открытый урок» Подробнее