26 Января Вторник
2 C, небольшой снег

Путешествие в Дединово

23 Декабря 2020 5 минут Автор: Жанна Гуськова 76
Если проложить маршрут из Москвы в село Дединово, находящееся в городском округе Луховицы, то навигатор предложит, не доезжая до Коломны, уйти с трассы М5 "Урал" и проехать в село со стороны Сельникова. Однако интересней ехать в Дединово по трассе до Луховиц, и уже оттуда в Дединово. Дорога от города до села очень живописная. Когда спускаешься в пойму Оки, перед глазами открываются бескрайние заливные луга, раскинувшиеся по обеим сторонам дороги, а вдали глаз уже различает маковки дединовских церквей. Впереди виднеется красавица Ока, которая разделяет древнее село на две части.

Паром через Оку в селе Дединово

Главные достопримечательности Дединова находятся на левом берегу, за рекой, поэтому туристам придётся переправиться через Оку. Во многих местах в наши дни, если нет моста, используют понтонные переправы. В Дединово переправляются на пароме. И если для жителей городского округа Луховицы этот вид транспорта давным-давно стал обыденностью, то для многих туристов это настоящее открытие. Удивление вызывает уже то, что всего в ста киломе-трах от столицы можно прокатиться по Оке на таком необычном средстве передвижения и при этом совершенно бесплатно.

Да, паром сегодня — в диковинку. За последние 30 лет только в городском округе Луховицы было ликвидировано два парома. В настоящее время левобережные заокские сёла с "большой землёй" в Луховицах соединяют три паромные переправы — Дединовская, Ловецкая и Белоомутская. Ещё в конце прошлого века их было на две больше — работали паромы во Фруктовой и в Ганькино.

A9R15foc7e_17rgt59_aoo.jpg
Паром в Дединове начала ХХ в. Фотография Ф. Сорокина

В Дединове до 90-х гг. ХХ в. существовало два вида переправ — сезонная, для внутрисельских нужд, и постоянная — через Оку на трассе из Егорьевска к железной дороге и далее к Зарайску. Несколько столетий во время разливов, когда весенняя вода бушевала на улицах села и уносила непрочно закреплённые постройки, дединовцам приходилось снимать лёгкие мосты через искусственные каналы, проложенные в селе как раз для отвода паводковых вод в Оку, и вместо них устраивать переправы на челнах. Такие переправы каждую весну действовали через Большой и Кутин бохоты и через реку Ройку, поддерживая связь между отдельными частями села. С прекращением больших разрушительных разливов этот вид переправ ушёл в прошлое.

На широкой Оке паромы ходили с незапамятных времён, поскольку через Дединово исторически проходили важнейшие пути. В Средние века — из Рязани на Москву, из Егорьевска в сторону Зарайска, с Мещерской стороны. В середине XIX в. была проложена дорога к железнодорожным станциям. Поэтому необходимость связать два берега Оки здесь существовала всегда. Конечно, переправлялись через реку любым доступным способом, в лодках и челнах, в которые можно было загрузить по две лошади и телеги. Но поток людей и грузов был велик, и тогда, соединив несколько лодок вместе и установив сверху грузовую палубу, устраивали простейший паром. Также паромом мог служить и плот.

Луховицкий краевед Н.Е. Зверев писал об этом так: "Передвигались суда по реке с помощью вёсел, закреплённых в “тесницах”. Использовались также шесты в специальных оковах. Лодки были снабжены канатами для причаливания, трапами для схода и съезда на берег и наоборот, а также длинными канатами для перестановки судов вдоль берега. Переправа через Оку была платной. По ней перевозились частные грузы и государевы, скот из южных регионов для государева двора".

A9R4lxruh_17rgt5r_aoo.jpg
Переправа через Оку на челнах

Появившиеся в XIX в. специальные паромы, тяжелые и высокие, долгое время оставались ненадежным средством переправы. Так, в Рязанском вестнике за 1905 г. можно прочитать, что паромы через Оку в Дединове "…тяжёлые и ходят не часто, при обмелении реки происходят остановки в ходу: рабочие влезают в воду и по целым часам мучаются, стаскивая застрявшее судно". Действительно, в начале прошлого века Оку в районе Дединова можно было перейти пешком, в летнюю пору на перекатах её глубина составляла немногим более полуметра.

В конце 50-х годов XX в. ситуация принципиально изменилась. Деревянные паромы ушли в прошлое. Железные понтоны и палуба позволили уменьшить паромы в размерах, но сделать их более надежными. С этого времени они начали ходить от берега к берегу регулярно, катера обеспечивали быструю переправу и легко перевозили сразу несколько машин. Перебираться на другой берег стало легче и быстрее, но многие по сей день вспоминают, как из-за износа случались обрывы буксировочного троса, и тогда паром с пассажирами и техникой уносило вниз по течению реки.

И здесь нельзя не вспомнить Фёдора Ивановича Аникеенко, кавалера ордена Ленина, руководившего Луховицким "Автодором" с 1935 по 1974 г. При нём паромная переправа из ведения сельского общества перешла в управление районных властей. Район вложил средства в её обустройство, предложил важное нововведение. Буксирную чалку, соединявшую катер с паромом, заменили на жёсткую сцепку. Сколько аварий и несчастных случаев удалось избежать благодаря этому!

Важным этапом в истории Дединовской пере- правы стали 1990-е гг. В конце 1980-х на Сокольской судоверфи в Ивановской области по специальному проекту изготовили для луховичан три парома — площадки грузоподъёмностью 1000 тонн. Палуба длиной 54 и шириной 14,5 метра позволяла перевезти за один рейс до 30 транспортных средств. Паром стал напоминать настоящее большое судно. Под такое средство передвижения в середине 90-х гг. в Дединове была серьёзно реконструирована и паромная переправа: причал был расширен, стал опускаться и подниматься в зависимости от изменений уровня воды в реке. От ударов крупных льдин его защитили мощные железные быки, берег рядом с причалом укрепили, обустроили подъезд к переправе, от одного берега к другому перекинули мощный металлический трос, который не позволял течению унести паром даже в случае аварии на катере. С этого времени количество автомобилей, переправлявшихся паромом в Дединово, резко выросло.

A9Rupc8v4_17rgt5j_aoo.jpg
Современный паромный причал в Дединове

Следующую реконструкцию провели совсем недавно — в 2019 г. В ходе обследования выявилось аварийное состояние парома — было обнаружено разрушение покрытия на примыканиях, причальные сооружения перестали обеспечивать безопасное передвижение транспорта при низком уровне воды.

В ходе ремонтных работ заменили опоры причалов и металлоконструкций, лебёдку и ходовой трос, провели капитальный ремонт парома, обновили обшивку днища и бортов, восстановили корродированные конструкции каркаса носовой и кормовой частей. Также прошёл ремонт откосов, набережной части, ливневой канализации и водоочистных сооружений, линии электропередач и освещения.

В ходе этих производственных процессов, занявших целый год, людей с одного берега на другой перевозил небольшой катер. Он пришёл на смену "калоше", как называли местные жители большую лодку, прикреплённую к катеру от парома. Ранней весной, когда рядом с "калошей" по воде плывут небольшие льдины, близость воды в низко сидящем пассажирском отделении может кого-то и напугать. В течение года жителям села приходилось добираться до Луховиц на подобном плавсредстве или ехать на машине в объезд.

В ноябре 2019 г. паромная переправа снова открылась для всех желающих перебраться с одного берега Оки на другой. Теперь всё работает в автоматическом режиме, появилось два новых мощных катера, удобный спуск для пешеходов. На новом пароме легко размещаются 50 пассажиров-пешеходов и 30 легковых машин, допустимая грузоподъёмность перевозимой техники выросла до 260 тонн. Тянет эту глыбу новый буксирный катер костромского завода со скоростью чуть быстрее темпа пешехода, но водную гладь шириной около 350 метров можно пересечь всего за шесть минут.

Открытие обновлённого парома стало приятным событием для жителей заокских сёл, значительно облегчилась их повседневная жизнь. Для туристов возможность увидеть современную паромную переправу может оказаться дополнительной мотивацией для того, чтобы посетить Луховицкий край. Изначально многие воспринимают водную преграду как препятствие на их пути, но прокатившись на пароме, это мнение зачастую меняется.

2520401.jpg
Современная переправа через Оку

Переправа через реку — это первая экскурсия по Дединову: из левобережной его половины, Львовой Слободы, как эта часть именовалась в XIX столетии, на правобережную, в исконное Дединово, туда, где ещё в XV в. поселились изгнанники из Новгорода Великого, основатели села. Время ожидания парома можно потратить с пользой — выйти из машины, вдохнуть вольный речной воздух и полюбоваться красавицей Окой. Совсем рядом с паромной переправой возвышается обновлённая Казанская церковь, построенная в середине XIX в. Внимание любознательного путешественника наверняка привлекут строгие классические формы здания. Если же пройти по бетонной набережной Оки, то можно наблюдать за слаженной работой парома и катера, который выполняет основную функцию — тащит за собой всю платформу. Вот паром всё ближе, и в какой-то момент начинает казаться, что мощная стальная платформа, быстро двигаясь к берегу, разобьет причал. Но… вдруг катер замедляет ход и аккуратно прижимается к берегу. Паром подан, можно заезжать!

Когда машина разместилась на пароме вместе с тремя десятками других автомобилей, экскурсия продолжается. Во время движения перед глазами предстаёт водная гладь с зелёным обрамлением по обеим сторонам — Ока! Слышен плеск речной воды, бьющейся о паром… Рыбаки терпеливо ожидают свой улов, качаясь в лодках.

А на противоположном берегу слева по ходу движения парома, на возвышенности, уже виден прячущийся в строительных лесах Воскресенский храм и двухэтажные дома дединовского "Базара" — центральной торговой площади села. Вдалеке справа внимательный глаз различит гордость Дединова — красавицу Троицкую церковь конца XVII в. Туда обязательно нужно будет доехать, чтобы увидеть богатый резной декор по белому камню, в который нарядился сельский храм.

2521319.jpg
Троицкая церковь в Дединове

По мере приближения к левому берегу дальние церкви скрываются за прибрежными посадками. Зато становятся видны лодки и долблёные челны, расположившиеся вдоль берега, мостики, ведущие от реки к стоящим на возвышенности домам. Дединово — старое рыбацкое село, где бережно хранят прошлое. От встречи с этим прошлым любопытному туристу порою кажется, что не просто паром перевозит пассажиров, а настоящая машина времени переплывает из века XXI-го в век XIX-й.

Если во время переправы не повезёт с погодой, то и это не страшно. Для такого случая на пароме предусмотрены навесы и специальное помещение с лавочками для пассажиров. Размещаясь здесь, потеряв из виду берег и лишь слушая плеск воды за бортом, чувствуешь себя словно на большом судне во время путешествия.

Но вот причал, первое дединовское путешествие подошло к концу… Перебравшись на другой берег, мало кто останется разочарованным такой экскурсией. А впереди путешественников ждёт встреча с Дединовом. Паром отправляется в обратный путь. Он всё также будет перевозить пассажиров, соединяя два берега и даря гостям первые впечатления от знакомства с селом.

Жанна Сергеевна Гуськова, ведущий методист МБУ "Астаповская ЦСК "Гармония". Материал опубликован в №2 (64) историко-краеведческого альманаха “Подмосковный летописец” за 2020 год. На нашем сайте вы можете оформить подписку на этот и другие журналы, а также скачать уже вышедшие номера в электронном виде.

Онлайн-подписка на 2021 год

Здесь вы можете подписаться на журналы «Подмосковный летописец», «Горизонты культуры», «Социальная защита. Подмосковье» и «Образование Подмосковья. Открытый урок» Подробнее