03 Апреля Пятница
3 C, пасмурно

Реутов уходящий

18 Марта 2020 5 минут Автор: Илья Буяновский 294
Не секрет, что в России немало городов-призраков с опустевшими домами, глядящими на зарастающие улицы чёрными глазницами окон. Но порой города уходят с карты иначе. Подмосковный Реутов – большой, богатый и по всем статистическим выкладкам динамично развивающийся город. Вот только именно в качестве города он наших глазах перестаёт существовать, становясь заурядным районом Москвы или соседней Балашихи.
В Реутов можно попасть на метро - станция "Новокосино" находится всего в паре кварталов от железнодорожной станции Реутово. Здесь уже начинается Южный Реутов, отмеченный Казанской церковью – его граница с Москвой не видна, а в остальную часть города отсюда можно добраться лишь через МКАД. На железнодорожной станции до 2006 года был деревянный вокзал 1890-х годов постройки, но теперь её облик стандартен и сер.

Прежде на этом месте лежала Реутова пустошь, на которой, по разным данным в 1395, 1492 или 1573 году появилась деревенька Реутово. Ей чуть ли не с тех же времён владел род Долгоруковых, а в конце XVIII века пустошь выкупил князь Николай Маслов, планировавший обустроить тут курорт. Вскоре он разорился и в 1824 году продал имение фабрикантам, которые и писали историю Реутова следующую сотню лет.

В 1928 году разросшееся Реутово получило статус ПГТ, а в 1940 стало городом. В 1960-61 годах его даже включали в состав Москвы, хотя фактически он тогда был куда сильнее обособлен от столицы, чем ныне. Но самый крутой поворот в истории Реутова произошёл в 1955 году: здесь обосновался конструктор Владимир Челомей со своим ОКБ-52 – в «космической гонке» не менее серьёзный соперник Сергея Королёва, чем американцы. Он создал множество уникальных космических аппаратов вплоть до первых в мире многоразовых космических кораблей и боевых (!) орбитальных станций «Алмаз», а самое известное его детище – тяжёлая грузовая ракета «Протон». Общежитие НПО Машиностроения (как называется ОКБ-52 ныне) встречает к северу от станции: на территории завода находится аэрокосмический факультет МГТУ им. Баумана, а здесь, соответственно, живут его студенты.

1838580.jpg

На улице, ведущей к центру – больница, возникшая в 1843 году при мануфактуре. На её территории уцелел старый корпус (1928), а вот ещё нескольким жилым домами в стиле конструктивизма не повезло. Теперь на их месте стоят новостройки, среди которых особенно примечательна башня, известная реутовчанам как «пик Коммунизма» - возведённая ещё в 1990-х, она тогда господствовала над пятиэтажками как высшая точка Союза. А теперь – неприметно спряталась в одном из дворов местной улицы Ленина.

Интереснее проходящая параллельно Ашхабадская улица – ведь даже экзотическое название ей дано не случайно. Она ведёт от вокзала к остаткам Реутовской мануфактуры, заложенной в 1824 году купцом Андреем Похвистневым. В 1843 году мануфактуру купил и перестроил другой крупный купец Сергея Мазурин, а его сын Митрофан в 1860 году пригласил акционеров и организовал одно из первых в Российской империи торговое «Товарищество Реутовской мануфактуры». Эпоха Митрофана Мазурина и его первых наследников стала расцветом предприятия – тут строились новые цеха и казармы, вводилось в работу первоклассное английское оборудование, а государство даже разрешило Мазуриным отмечать свою продукцию российским гербом в знак признания её качества. Даже труба у них была высочайшей в России! Затем тот самый кризис, что обернулся революцией 1905 года, чуть не убил производство. Тогда мануфактуру по дешёвке выкупили Рабенеки, владевшие несколькими фабриками в Подмосковье.

Самый интересный период в истории предприятия наступил при Советах – в 1924-30 годах Реутовская мануфактура была арендована Туркменской ССР для стажировки первых рабочих текстильного комбината, ударно строившегося тогда в Ашхабаде. Позже, вплоть до распада СССР, мануфактура работала на хлопке из Туркменистана.

1899890.jpg

Сами краснокирпичные цеха Реутовской мануфактуры лишь открывают куда более обширную промзону. Сразу за ними лежит Фабричный пруд, возникший ещё при Долгоруковых, и ныне ставший любимым местом реутовчан для прогулок. По соседству, в конце Парковой улицы, привлекает взгляд памятник – это ракета «Метеорит», предтеча гиперзвуковых ракет нашего времени, создававшаяся в 1980-е годы, но так и не принятая на вооружение из-за распада СССР. Дальше начинаются заборы и цеха НПОМаша, ныне специализирующего на производстве уже не космической техники, а боевых ракет.

С другой стороны от фабрики, на Ашхабадской улице, сохранился островерхий флигелёк, реутовчанам известный как «моленная Масловых». Его здесь ценят как память – главный дом усадьбы, за общую суровость прозванный Ковчегом, снесли ещё в начале 2000-х.

Напротив "моленной" ещё цела бывшая фабричная контора (1850-61). Рядом с ней - внушительных размеров Троицкий храм (2008-12). А рядом, в глубине двора – памятник Ленину, поставленный в 1925 году на средства рабочих. Вокруг него с той поры изменилось тотально всё, так что не совсем понятно даже, откуда и куда он указует.

1932251.jpg

На той же улице Победы примечательны также Вечный огонь с Георгиевской часовней (2001), чудом уцелевшая фабричная (ныне спортивная) школа, построенная в 1888 году, и поставленный в 2005 году памятник «Реут» - так назывался на Руси сигнальный колокол. С одной стороны от скверика – бывший исполком в стиле конструктивизма (1930), с 1944 года переданный фабрике средств протезирования. С другой стороны ещё стоят фабричные казармы, прежде бывшие основой городского центра: Пятая (1904, ныне УВД), Четвёртая (1888), самая крупная Третья (1884)… Вторая казарма (1847-50) в 2010-х полностью утратила облик, а Первая (1844, Общежитие имени Савельева) и вовсе была снесена.

659301.jpg

Не уцелела и Шестая казарма (1924-28), она же Дом Дружбы имени Кайгысыза Атабаева или просто Туркменский дом, а ещё - Звёздочка. Построенная 5-гранником наподобие коробочки хлопка, с высоты человеческого роста больше похожем на звезду, она фактически представляла собой дом-коммуну. Патриархальный облик её двора оставался неизменным вплоть до XXI века. Но Атабаевку снесли одной из первых – в 2005 году.

Трагедия Ближнего Подмосковья в том, что оно всегда за спиной: взгляды его жителей всегда обращены на Москву, а москвичи предпочитают проскочить эти города побыстрее по дороге куда-нибудь вдаль. Здесь и архитектурное наследие наиболее беззащитное - натиск застройщиков бешеный, а такого сильного градозащитного движения, как по ту сторону МКАДа, в этих городах-спальниках нет. Реутов - самый наглядный пример всех этих свойств Ближнего Подмосковья.

Фото: фотобанк Московской области РИАМО

Онлайн-подписка на 2020 год

Здесь вы можете подписаться на журналы «Подмосковный летописец», «Горизонты культуры», «Социальная защита. Подмосковье» и «Образование Подмосковья. Открытый урок» Подробнее