31 Октября Суббота
4 C, пасмурно

Русский авангард за сто первым километром

07 Октября 2020 5 минут Автор: Любовь Колесник 54
Серпуховский историко-художественный музей недаром называют подмосковной Третьяковкой. В особняке купчихи Мараевой, сохранившемся практически в первозданном состоянии, собрана одна из крупнейших в регионе коллекций русского искусства. Как ни странно, основоположницей музейной коллекции явилась сама Анна Мараева, женщина строгих устоев Федосеевского согласия древлеотеческой веры.
Видная серпуховская купчиха первой гильдии и фабрикантша, жившая на стыке XIX и XХ веков, имела довольно необычное для старообрядки хобби – она коллекционировала старинные предметы искусства, причём такие, которые были далеки от канонических устоев. Впрочем, если воспринимать предметы искусства как безупречное вложение средств – предприимчивая Анна Васильевна не прогадала.

Значительную часть своей коллекции Анна Мараева выкупила у человека по фамилии Мерлин, чиновника по особым поручениям при московском генерал-губернаторе. Среди ценнейшей реликвий были не только сборники религиозных текстов – коллекция писаний Анны Мараевой является одной из лучших в России. Имелись в ней и легкомысленные купидоны и нагие нимфы, изображённые немцами и фламандцами на холсте и в мраморе. Однако "скабрезные" картины Анна Васильевна в доме не держала, она хранились в загородном доме в задрапированному виде. В ее особняке было отведено место натюрмортам и пейзажам.

43532.jpg
Анна Васильева Мараева

После революции имущество Мараевой было национализировано. Эта участь постигла и коллекцию предметов искусства. Впрочем, музей обеспечил её сохранность и даже развил. Именно после революции коллекция Мараевой наполнилась неплохим собранием живописного авангарда. Это произошло в 1920-30 годы после расформирования Музея живописной культуры, когда актуальных художников с агитфарфором, агиттекстилем и авангардной стилистикой упрекнули в буржуазности, и их "отбросило" за 101 километр.

Директор СИХМ Жанна Алейникова, интервью с которой "Атмосфера" уже публиковала, продолжает дело Анны Мараевой – и по развитию музейного дела, и по нестандартности реализации. Алейникова много работала в медиа и демонстрирует самые передовые и прогрессивные подходы в музейном деле. Её позиция – это открытость музейного пространства и коллаборации на самых различных уровнях. Благодаря ей у Серпуховского музея, первого среди региональных, сложилось сотрудничество с Третьяковской галерей. Совместная работа началась с выставки полотен художницы Наталии Гончаровой, которая экспонировалось в Лондоне под кураторством Третьяковки. В числе экспонатов была картина из фондов Серпуховского музея.

Выставка, посвященная русской живописи рубежа XIX-XX веков, планировалась ещё год назад. Ее открытие запланировано на 22 октября. "Мир, сотворенный заново" – межмузейный художественно-философский выставочный проект, над которым вели совместную работу семь музеев, в числе которых – СИХМ, Государственная Третьяковская галерея, Русский музей и другие.

436326356.jpg

Выставка посвящена русской художественной культуры перелома веков – периода до революции, когда художники мечтали о переменах и изображали фантастический новый мир – и переосмыслению осмыслению искусства, некогда опального – значительная часть картин собрана из коллекций именно региональных музеев, куда "неудобные" предметы искусства, как мы уже упоминали, ссылались за 101 километр как идеологическая выбраковка.

"Наша выставка носит характер скорее поэтический, нежели строго академический. Мы постарались отразить сам дух “Серебряного века”, времени высочайшего подъема национальной культуры, периода расцвета научной, религиозно-философской и художественной мысли. Художники в это время не просто создавали картины и скульптуры, но действительно творили, мыслили в искусстве, формулировали своё личное понимание сути и задач искусства", – говорит Татьяна Быкова, куратор выставки, главный хранитель Серпуховского историко-художественного музея.

Впервые этот период искусства настолько глобально представлен в региональном музее, это уникальный опыт для Московской области и огромная мотивация для гостей региона посетить музей, расположены в красивейшем уголке Подмосковья. Художественные впечатления накладываются на архитектурные и даже кулинарные – так создается целостная привлекательная картина Серпухова как современного туристического центра.

"Уверена, что Серпуховский историко-художественный музей, обладая ценнейшими коллекциями и большой творческой энергией, еще не раз поразит нас своими проектами по сохранению культурного наследия, в просветительской и выставочной деятельности", – отмечает Елена Харламова, министр культуры Московской области.

76543.jpg

На выставке будут представлены 87 работ выдающихся художников России – Врубеля, Кустодиева, Гончаровой, Коровина, Кончаловского, Ларионова, Бурлюка и других. Традиции импрессионизма, символизма, кубизма, яркие краски абстракции увлекут зрителя в мир потрясающих эмоций.

Как всегда, в Серпуховском музее большое внимание отдают концепции и оформлению выставки. Изначально концепции были разные. "Лики творчества", "Образы Серебряного века" – музейщики хотели охватить не только изобразительное искусство, но и другие жанры: поэзию, театр. Потом пришло понимание, что художники жили в ожидании перемен и сами творили новый мир, который и нужно показать посетителю.

Картины организованы по тематическим разделам: из хаоса возникает мир, в который приходит человек, осваивает его и преобразовывает. Стиль и жанр не основополагающи, пейзаж соседствует с натюрмортом. Главное – эмоция. Действия человека революционного, ломающего эпохи и пребывающего на этом сломе, несут самые разные последствия – и они тоже будут показаны в художественном контексте. Миссия посетителя выставки – задуматься и переосмыслить все относительно себя самого.

36356356.jpg

Идею выставке дала серия графических работ Константина Юона "Творение мира", лист из которой будет экспонироваться в Серпухове. В начале своей карьеры Юон создавал пронизанные светом пейзажи русских городов, а после революции стал изображать космосозидающие мотивы Октябрьской революции. Фрагменты его полотна "Новая планета", изображающего астральные тела и пронзающие их лучи, можно видеть на обложке книги Ивана Шмелева "Солнце мертвых".

В зале хаоса впервые покажут "Шамана" Бурлюка – мрачную, даже страшноватую картину, которая будет впервые экспонироваться после реставрации. Бурлюк соседствует с киммерийскими пейзажами Богаевского, показывающими терру, куда не ступала нога человека.

13435125.jpg

Выставка ждет посетителя, который будет готов пройти семь залов – семь миров: "Хаос", "Да будет свет", "Царство растений", "Водное царство", "Творения рук человека" и так далее. Нет только зала отдыха творца после процесса сотворения – наверное, потому что музейщики никогда не отдыхают.

Фото: Серпуховский историко-художественный музей, Сергей Калугин

Читайте также

Онлайн-подписка на 2021 год

Здесь вы можете подписаться на журналы «Подмосковный летописец», «Горизонты культуры», «Социальная защита. Подмосковье» и «Образование Подмосковья. Открытый урок» Подробнее