Сергей Есенин и ореховозуевцы

Кто мог рассказать Есенину об Орехово-Зуеве – родине меценатов Морозовых и Зиминых, городе нашумевшей в XIX веке Морозовской стачки?Шел с Орехова туман,
Теперь идет из Зуева.
Я люблю стихи в лаптях
Миколая Клюева.
Сергей Есенин и Николай Клюев
Возможно, это был поэт Сергей Городецкий, помогавший в 20-е становлению легендарного, одного из старейших в России, орехово-зуевского литературного объединения "Основа", или один из близких друзей Есенина, писатель Борис Пильняк? Именно с ним наш известный земляк, будущий советский литератор – "певец Подмосковья" Александр Перегудов (1894-1989 гг.), проживавший долгое время в Ликино-Дулёво, учился в реальном училище города Богородска (нынешнего Ногинска) и дружил почти до самой его трагической смерти в 1938 году. Добавим, что Пильняк и Перегудов в течение двух лет по вечерам посещали лекции в популярном в то время столичном городском университете имени Альфонса Шанявского на филологическом отделении. В это же время на историко-философском отделении этого учебного заведения - с 1913 года - занимался в качестве вольнослушателя Сергей Есенин.
В 1930-е писатель Перегудов, рискуя своим положением и даже, может быть, свободой и жизнью, сохранил у себя дома в Ликино-Дулёве произведения своего опального друга…
Александр Перегудов (крайний справа)
Но вот другой наш земляк, известный журналист, литератор Георгий Волков, в опубликованной им 10 февраля 1927 года в местной газете "Колотушка" заметке "Почему мы против есенинщины?" поддержал основные положения "Злых заметок" Николая Бухарина. И сделал вывод, что Есенин – певец "ржаной России", многое проглядел, воспевая старую темную деревню… Дескать, молодое поколение нужно учить на новых произведениях, таких как "Цемент" Гладкова, "Неделя" Либединского и прочих.
Пройдет более сорока лет после гибели Есенина - и будущий большой поэт России, сын фронтовика, 16-летний выпускник сельской школы Коля Дмитриев пойдет пешком из подмосковного села Архангельское Рузского района Подмосковья в легендарное Константиново. А позже лауреат многих престижных литературных премий Николай Фёдорович Дмитриев напишет:
Сокурсник Николая Дмитриева по Орехово-Зуевскому педагогическому институту (ныне – Государственный гуманитарно-технологический университет) Константин Петрович Воронцов, тоже влюбленный в Есенина, стал одним из сотрудников Государственного музея-заповедника С.А. Есенина "Константиново". Многие годы орехово-зуевцев и в частности, участников Орехово-Зуевского Клуба поэзии под руководством заслуженного работника культуры России, театрального режиссёра и актёра Геннадия Каретникова, он неизменно гостеприимно встречал на есенинской родине.Под Рязанью визжат поросята
И закрыт станционный буфет,
И старухи в окошко косятся
На медлительный желтый рассвет.Мне шестнадцать — к Есенину еду,
Крепко томик сжимаю рукой
И со всеми вступаю в беседу:
Где такое село над Окой?Вот проснулся мужик — грудь нагая.
"Не подскажете, где же он жил?"
Тот сидел и сидел, постигая,
Помолчал и про клен заблажил.И старуха в тулупчике ветхом
Прочитала про цветь и про синь.
"До Рязани, — сказала, — доехай
И в райкоме про все расспроси".…Я вернулся — с грошами сурово,
И назад — хоть попутку лови,
С пониманьем, что главное — слово,
А он ставил его на крови.Чтоб всегда: и в дожди и в метели
Пробирались на берег Оки,
Чтоб поменьше, уставясь, глазели
На цилиндры и на пиджаки.Чтоб звучало тревожно и свято
Над толпою забывчивых лет,
Даже если визжат поросята
И закрыт станционный буфет.
Музей Сергея Есенина в Константинове
Около полувека лауреат Пушкинской премии К.П. Воронцов посвятил себя без остатка работе в музее Есенина в Константинове. Не одно десятилетие он был заместителем директора по научной работе. И во многом благодаря Константину Петровичу фонды музея пополнились огромным количеством экспонатов.
Поставленные в Орехово-Зуеве в 1960-е Геннадием Каретниковым Есенинские вечера поэзии привлекали огромное число зрителей – люди лезли не только в двери, но и окна местного Дворца культуры… С этими вечерами ореховозуевцы выступали под гром оваций даже во МХАТе имени Горького.
Однажды у ореховозуевцев, прибывших в Константиново, родилась такая импровизация:
Перейдём к другой странице жизни Сергея Есенина и его супруги из США Айседоры Дункан. Вспомним, что 3 декабря 1921 года в Москве Дункан создала знаменитую в СССР "Школу пластического танца".Мы приехали к Есенину. Новый век. И новый день.
И глядит на нас Есенин И светлеет даже тень.
И светлеют наши лица, Благоденствуют сердца.
Чудо — на Руси родиться, Быть поэтом до конца.
А вот 12-летняя жительница небольшого подмосковного посёлка Дрезна Мария Борисова стала одной из первых участниц этой самобытной школы. Причём вне конкурса. Бездетная Айседора даже побывала в начале 1922 года (возможно, вместе с Сергеем Есениным) в Дрезне у родителей Маши - пыталась убедить простых текстильщиков дать согласие на "удочерение" их дочери.
Мария родилась в 1908 году в подмосковном фабричном посёлке Дрезна (городом он стал только в предвоенном 1940-м). Борисовы жили в бывшей Первой казарме (ныне – ул. Зимина, д. 8). Впоследствии талантливая девушка стала выдающейся русской танцовщицей. По свидетельству современников, танцы ослепительно стройной Марии Борисовой неизменно производили ошеломляющее воздействие на зрителей. Рассказывают, что к юной изящной Маше великий русский поэт испытывал большую симпатию.
Сергей Есенин и Айседора Дункан
Из книги "Айседора Дункан и Сергей Есенин. Их жизнь, творчество, судьба" (автор И. Краснов, издательство Терра, 2005 г.) и из опубликованного в ней достаточно эмоционального письма танцовщицы к наркому просвещения А.В. Луначарскому узнаём, что мать Марии Борисовой трудилась ткачихой более 40 лет на Зиминской прядильно-ткацкой фабрике, отец работал на этой же фабрике электротехником, состоял в партии большевиков. Впоследствии Борисова всячески старалась продолжать дело великой танцовщицы в России.
В 1928 году после гибели Айседоры Дункан приёмной дочери Ирме Дункан и Марии Борисовой удалось вывезти одиннадцать лучших учениц Школы в США, где их необыкновенно успешные выступления продолжались полтора года, пока власти в Москве категорически не потребовали немедленного возвращения ... Вернулась только Мария. Ирма осталась в США.
Газета Нью-Йорка писала о Марии Борисовой: "Кто видел танцовщиц студии Айседоры, тот заметил ослепительную, стройную и прекрасную фигурой темноволосую девушку, которая кажется более гибкой и динамичной, чем остальные из этих юных замечательных танцовщиц, див и русалок в красных рубашечках. Марии Борисовой – 19 лет…"
В 1963 году, в разгар "хрущёвской оттепели", группа бывших учениц Айседоры Дункан, в том числе и наша Мария Борисова, обратилась с письмом к тогдашнему Министру культуры СССР Екатерине Фурцевой с предложением оказать свою безвозмездную помощь в восстановлении в Москве Студии танца Дункан. В ответ они получили чиновничью отписку.
Ученицы Айседоры Дункан. Мария Борисова из Дрезны в верхнем ряду в центре
Мария Борисова прожила долгую интересную творческую, хотя и достаточно тернистую, жизнь. Прославленная танцовщица жила в Москве, работала консультантом в Большом театре. В 1950-1980-е гг. Мария Филипповна неоднократно приезжала к родственникам в Дрезну, здесь не раз выступала перед земляками. Она скончалась в начале 90-х и похоронена в Москве.
Первый муж Борисовой Илья Ильич Шнейдер - известный журналист, переводчик, театральный деятель, историк, есениновед. В 1921 году нарком просвещения Луначарский направил его на работу секретарем Айседоры. Шнейдер сопровождал Дункан в гастрольных поездках, писал либретто, устанавливал "светомузыку". В 1922–1946 гг. Шнейдер занимался организационным руководством школы, затем студией и, наконец, Московским театром-студией имени А. Дункан. Весной 1949 года Шнейдера арестовали, доставили на Лубянку и поместили в одиночную камеру... Постановлением Особого Совещания при МГБ он получил десять лет ИТЛ. В лагере написал книгу воспоминаний "На реке жизни". Через семь лет, весной 1956 года был реабилитирован. После освобождения Шнейдер создал книгу воспоминаний "Встречи с Есениным", она вышла в свет в издательстве "Советская Россия".
По моей инициативе 16 мая 2019 года под эгидой Года театра и 90-летия Московской области на здании Детской школы искусств, что напротив бывшей Первой дрезненской казармы, где проживала с родителями в 1908-1921 гг. Мария Борисова, была торжественно открыта мемориальная доска с соответствующей надписью.