30 Сентября Среда
13 C, облачно с прояснениями

Сергей Першин: в народных промыслах случайных людей нет

09 Сентября 2020 5 минут Автор: Любовь Колесник 148
2020 год – Год народного творчества в России. Музей народных художественных промыслов создан в 2003 году постановлением правительства Московской области. Его главный хранитель Сергей Владимирович Першин рассказывает о том, чем сейчас живет этот замечательный музей.
ВЛАДЕНИЯ ЛУКУТИНЫХ

Потомственный столичный купец Петр Коробов некогда производил тут лаковые козырьки для армейских фуражек. Была у него красавица дочь Катерина, руки которой попросил тезка купцы – Петр Лукутин. За Катериной получил он богатое приданое, в числе которого была и сама фабрика. Со временем этот промысел трансформировался в производство лаковых табакерок, на которые тогда была очень большая мода. Первое упоминание о "лакировальной фабрике" относится к 1795 году. Лукутины развивали, культивировали этот промысел, но при них же он в 1902 году фактически угас.

К счастью, усадебным двухэтажным, рубленным в обло домом на протяжении всего ХХ века довольно бережно пользовались. Тут были конторы, одно время располагался один из корпусов фабрики. После 1970-х годов здесь располагалось общежитие для ее сотрудников. Дом был оставлен лишь в начале 1990-х годов.

DSC_1365.JPG

НОВАЯ ЖИЗНЬ УСАДЬБЫ

Как раз в это время, когда за рубежом начался подъем интереса к России, в Федоскине ряд крупных художников при поддержке искусствоведов и местной администрации пытались открыть первый выставочный зал в стенах Никольского храма. Этот храм когда-то входил в единый ансамбль с усадьбой Лукутиных, где сейчас находится музей. Храм был ими отремонтирован, наполнен творческими произведениями, но через несколько лет, в начале 1990-х, здание было передано Московской епархии и в нем начались службы.

Примерно в это же время исполнительным комитетом Московского областного Московского городского совета народных депутатов было принято решение принять на государственный учет здание дома Лукутиных как памятник культурного наследия регионального значения. В 2003 году здесь начались восстановительные работы, реставрация – именно этот год считается стартовым для музея. Московский областной музей художественных промыслов переехал в отреставрированный дом Лукутиных в 2014 году.

DSC_1359.JPG

2000 ЭКСПОНАТОВ

Основой музея стал ассортиментный кабинет Федоскинской фабрики миниатюрной живописи. Активное комплектование фондов началось после 2014 года, сейчас здесь около 2000 предметов.

– К подбору экспонатов в свои фонды мы относимся очень придирчиво, – рассказывает Сергей Першин. – У нас сейчас восемь коллекций: это лаки (лаковые миниатюры Федоскина и жостовская роспись на металле), мебель, ткани, керамика, живопись, графика, печатная продукция, фото и документы. В связи с тем, что у нас дом мемориальный, мы не могли обойти стороной и историю семьи Лукутиных.
Немногие знают, что изначально предполагалось создание нескольких зданий музея, в том числе должны были быть задействованы помещения Федоскинской фабрики миниатюрной живописи. Здесь должна была развернуться большая экспозиция по промыслам Подмосковья. Однако музей остался именно в историческом здании, где исчерпывающе показан один промысел – федоскинская лаковая миниатюра. Ей посвящены восемь залов музея, где поэтапно, хронологически выстроена экспозиция. А в выставочном зале проходят сменные выставки на темы промыслов Подмосковья.
– Мы активно сотрудничаем с предприятиями, с индивидуальными художниками, с коллекционерами, собирателями, союзами художников России, – продолжает Першин. – С 2014 года у нас прошло 35 выставок только в стенах музея, плюс выездные выставки – как в Подмосковье, так и в Москве. В Музее обороны Москвы в прошлом году представляли военные сюжеты в лаковой миниатюре Федоскина. Шкатулки впервые покинули стены нашего учреждения культуры… Выставку посетило 13 490 человек – это, я считаю, большой успех.

экспонат.jpg

В филиале Бахрушинского музея, доме Ермоловой, прошла еще одна выездная выставка. Николай Лукутин, последний дореволюционный владелец нашего производства, был представителем московской интеллигенции конца XIX века – увлеченным театралом, коллекционером. Он собирал русский фарфор, дружил с артистами, был один из первых пайщиков МХАТа. В фойе МХАТ имени Чехова можно увидеть портрет Лукутина среди прочих организаторов театра. Лукутин был дружен с Ермоловой и с Шубинским, ее мужем, знаменитым адвокатом. Выставка "Времена года" в доме-музее Ермоловой стала знаковой для музея промыслов. На ней была представлена как лаковая миниатюра, так и станковая живопись. Наряду с музейной коллекцией экспонаты предоставили друзья музея, коллекционеры, собиратели, индивидуальные художники.

– Всегда интересно наряду со своими фондами показать зрителю то, что от него скрыто, то, что находится в частных коллекциях и не всегда доступно для обозрения. Выставка получила хорошие отклики профессионалов и зрителей, – отмечает Сергей Першин.
В фондах музея множество интересных экспонатов. В их числе – письменный прибор "Миру – мир", который делался всей артелью в подарок Сталину, ко дню рождения. На дворе стоял 1953 год… Подарок не успели вручить, потом началось развенчание культа. Уникальный прибор хранился в запасниках, его никогда не представляли в экспозиции. Теперь он привлекает большое внимание посетителей.
ЮБИЛЕИ И ПЛАНЫ

В этом году планы были грандиозные. Три юбилея у промыслов: 195 лет Жостову, 225 лет Федоскину, 225 лет промыслу Павловского Посада! И даже больше: 2020 – год народного творчества России, год 75-летия Великой Победы. В подготовке к масштабным мероприятиям были задействованы федоскинская фабрика, училище, музей. Но коронавирус смешал все карты…

Корбейник - ожившая шкатулка. В рамках Лукутинского пленэра..jpg

– Выставку не отменили, она перенесена на следующий год – правда, несколько в другом варианте, потому что в 2021-м мы отмечаем юбилей Федоскинской профессионально-технической школы, которая открылась в 1931 году – после того, как артельщики в 1930-м году обратились с письмом к XVI съезду ВКП(б). Все местные художники вышли из этой альма-матер, – рассказывает Сергей Владимирович.

Теперь Федоскинский институт лаковой миниатюрной живописи – филиал ВШНИ. Студенты – частые гости музея, они перенимают в его стенах опыт, хранимый столетиями, встречаются на открытии выставок с лучшими представителями промысловых центров, часто делают зарисовки и приходят на помощь музею как волонтеры при ведении масштабных праздников – Лукутинского пленэра, Масленницы и Троицких гуляний. Сотрудники музея ежегодно входят в итоговую аттестационную комиссию института, часто выступают рецензентами на защите дипломных работ. Двери музея и его территория всегда распахнуты для изостудий, детских кружков.

Школьники на интерактивных занятиях музея.JPG

– Мы считаем, чем раньше ребята получат прививку подлинным, глубинным искусством, тем они будут избирательней в своей дальнейшей творческой жизни, и будут уважать, почитать тот пласт, который достался им от наших предков, – говорит Сергей Першин.
К 225-летию промыслов Федоскина музей обратился в Федеральное агентство связи с просьбой о выпуске юбилейной марки. 17 марта 2021 года анонсирован выпуск четырех марок из серии "Декоративно-прикладное искусство России. Федоскинская лаковая миниатюра". До этого промысел Федоскина отражался на марках единожды – в 1977 году было выпущено шесть марок на черном фоне с классическими сюжетами.
КЛАССИКИ И НОВАТОРЫ

В рамках празднования 195-летия жостовского промысла, которое проходит сейчас на разных площадках, Музей народных промыслов с ноября по январь планирует провести выставку под названием "Династия Гончаровых". Это два художника, мать и дочь. Нина Николаевна Гончарова (1927–2013) – классик, ведущий художник жостовской фабрики, заслуженный художник Российской Федерации, лауреат премии Репина. Расцвет ее творчества пришелся на 1950–80-е годы. Искусствоведы говорят, что сложно найти музей, который комплектует декоративно-прикладное искусство и не имеет ее подноса в своем собрании: они растиражированы на тысячах открыток, десятках книг. Лариса Юрьевна Гончарова – ее дочь, заслуженный художник Российской Федерации. Она предлагает взглянуть на возможности жостовской росписи в нетипичных категориях: предметов интерьера, одежды, аксессуаров.
Первым к тематике народных промыслов обратился модельер Вячеслав Зайцев, который активно работал с павлопосадским платком. Следующий яркий пример – Денис Симачев, он создал целую линейку товаров с хохломской росписью. Затем был Борис Краснов, который в 2010 году на выставке в Париже представил гигантские матрешки, каждая из которых была выполнена в стиле того или иного промысла России. В 2014 году мотивы народных промыслов использовались в визуализации Зимних Олимпийских игр в Сочи.
Лариса Гончарова – не единственная, кто реализует технику жостовской росписи в нестандартном ключе. В Федоскине работает Дмитрий Викторович Рогатов из знаменитой династии художников. Несколько лет назад он делал интересный эксперимент с мастерами Павловского Посада: его эскиз платка "Масленица", выполненный в лучших традициях федоскинской миниатюры, пошел в серию.

DSC_1503.JPG

СЛУЧАЙНЫХ ЛЮДЕЙ НЕТ

– Мне кажется, что вообще в народных промыслах случайные люди не задерживаются, – делится Сергей Владимирович. – Работа эта очень тяжелая и кропотливая. Несмотря на то, что институты набирают молодежь активно, немногие задерживаются именно в промысле. Молодые идут дальше, например, в Академию Глазунова, на реставрацию, им отдается предпочтение, потому что в Академии знают, что уровень подготовки очень высок. Те, кто остаются в промыслах – это в хорошем смысле фанатики, которые не могут не оставаться. У нас много династий, которые работают в промысле из поколения в поколение. Раньше говорили, человек должен отработать лет десять, чтобы стать художником, с наскока ничего не получится. Это отражается и в предметах, которые наполняют наш музей: они должны соответствовать ряду критериев – интересная форма, смысловая наполненность сюжета, читаемый посыл, традиционные приемы письма, спектр технических возможностей, которыми владеет художник, его узнаваемый почерк. Все слагаемые и дают произведение искусства, которое достойно считаться музейным экспонатом.

Материал подготовлен при участии Леонида Горшкова. Фото: из архива Сергея Першина, Сергей Калугин

Читайте также

Онлайн-подписка на 2021 год

Здесь вы можете подписаться на журналы «Подмосковный летописец», «Горизонты культуры», «Социальная защита. Подмосковье» и «Образование Подмосковья. Открытый урок» Подробнее