16 Апреля Пятница
7 C, небольшой дождь

Сергей Скрипка – дирижер Жуковского симфонического оркестра

25 Октября 2019 4 минуты Автор: Елена Романова 470
Когда на сцену большого зала Дворца культуры выходит местный симфонический оркестр – значит, гарантирован аншлаг; билеты на такие концерты раскупают, как горячие пирожки. Сами посудите – в каком еще подмосковном городе есть собственный симфонический оркестр? Многие слушатели идут непосредственно «на дирижера». За пультом Жуковского симфонического – народный артист России Сергей Скрипка.
РАБОТАЛ С АРТЕМЬЕВЫМ И ШНИТКЕ

Сергей Иванович Скрипка родился 5 октября 1949 года в Харькове. Широкой публике он известен как художественный руководитель и главный дирижер Российского симфонического оркестра кинематографии (ранее этот оркестр находился в ведении Совета Министров СССР), в Жуковском у него получается своеобразное «совмещение».

Сергей Иванович – лауреат Премии правительства РФ, и это высокое звание – абсолютно заслуженное. Первой работой дирижера с музыкальной фамилией стал боевик «В зоне особого внимания». Он работал с Марком Фрадкиным, Евгением Догой, Георгием Свиридовым, Эдуардом Артемьевым, Геннадием Гладковым и Альфредом Шнитке. Под его руководством шла запись музыки к фильмам «Осенний марафон», «Гараж», «Жестокий романс», «Тот самый Мюнхгаузен» и десяткам, даже сотням других – практически всей культовой классике советского кинематографа, документальным картинам. Всего в его активе – больше тысячи фильмов разных жанров.

Современные зрители наверняка видели этого обаятельного, харизматичного человека в популярнейших программах «Вечерний Ургант» и «Лучше всех».

_170931 - 1.jpg

МЕЧТА РОДИЛАСЬ В ТРОЛЛЕЙБУСЕ

Сергей Иванович вспоминает, что желание стать режиссером пришло к нему во время поездки в троллейбусе во время поездки на занятия. Как сейчас говорят, это был инсайт – «хочу заниматься именно этим»! Что ж – сбылось.

Задатки хорошего музыканта имелись у Сергея Скрипки с детства – слух, чувство ритма. Родители отдали его в музыкальную школу, по окончанию которой он решил продолжить учебу в Харьковском институте искусств. В дипломе значилась квалификация «хормейстер».

Перспективного молодого человека оставили преподавать на кафедре. Но уже тогда сложная и прекрасная симфоническая музыка покорила сердце Сергея Скрипки. Во время его обучения в институте в Харьков приезжали культовые дирижеры и музыканты того времени – Святослав Рихтер, Давид Ойстрах и другие. У студентов была возможность посещать абонементные концерты, которой Сергей Иванович пользовался с удовольствием.

– Кроме того, я являлся вольнослушателем факультатива симфонического дирижирования, постигал азы инструментовки и другие дисциплины, – рассказывает он.

Прогрессировать хотелось и дальше, и Сергей Скрипка принял решение поступить в Московскую консерваторию. Несмотря на обучение на специализированном факультативе, впервые за дирижерский пульт перед симфоническим оркестром он встал непосредственно на вступительном экзамене. Было волнение, но был и кураж. Несмотря на огромный конкурс, молодой талант поступил в консерваторию.

20191013_171234.jpg

ГЕНИЙ В ЖУКОВСКЕ

Как же Сергей Скрипка оказался причастен к культурной жизни авиаграда Жуковский?

Для этого нам придется поставить машину времени на 1975 год. Тогдашним дирижером Жуковского симфонического оркестра был Алексей Степанов, ученик профессора Московской консерватории Лео Гинзбурга – Лео Морицевич старался давать своим ученикам как можно больше практики. Однажды Степанов попросил своего однокашника Скрипку подменить его.

– Я приехал на репетицию, начал делать вид, что умею дирижировать, и понял, что это очень добрый и благожелательный оркестр, – улыбается, вспоминая, Сергей Скрипка. – Другие бы меня буквально «растерзали» после первого же такта. Но концерт прошёл хорошо. И, к моему удивлению, когда Степнов ушёл, музыканты обратились ко мне: не хочу ли я возглавить оркестр?

Конечно, Сергей Иванович хотел! Ему на тот момент было всего 26 лет, и заполучить «свой» коллектив было просто воплощением мечты.

Сначала коллектив был самодеятельным – помимо профессионалов, в нем играли водитель, электрик, маляр и представители других далеких от музыки специальностей. Сейчас, ориентируясь на художественного руководителя, состав сформировался образцовый. Многие музыканты, как и сам дирижер, вполне успешно совмещают работу в нескольких коллективах.

– Я пока не решаюсь брать симфонии Малера или поэмы Штрауса, но мы уже играли «Шахерезаду», «Манфреда» и Шестую симфонию Чайковского, – говорит Сергей Иванович.

20191013_160202.jpg

В основном Жуковский симфонический сформирован из студентов музыкальных училищ, вузов, консерваторий, хотя «костяк» состоит из тех людей, с которыми Скрипка начинал в 1970-х.

– «От самых истоков» работает в оркестре Леонид Бар, давно выступает Татьяна Щербакова. Есть и «семейные» музыканты, например, вместе с Сергеем Давидюком играют и его дети, – отмечает Скрипка.

ВОСПИТАНИЕ СЛУШАТЕЛЯ

Сергей Скрипка говорит, что ему нравится наблюдать, как вместе с уровнем оркестра растет и восприятие публики – становится более тонким, взыскательным, заинтересованным. Ведь законы творчества, на его взгляд, едины и для музыкантов, и для ученых и инженеров, которые живут в наукограде. Музыка развивает разум, разум развивает территорию. И нет ничего необычного в том, что Сергей Скрипка является почетным гражданином Жуковского, а в год 70-летия дирижера ему посвятили масштабный концерт.

Фото из архива Сергея Скрипки

Онлайн-подписка на 2021 год

Здесь вы можете подписаться на журналы «Подмосковный летописец», «Горизонты культуры», «Социальная защита. Подмосковье» и «Образование Подмосковья. Открытый урок» Подробнее