21 Апреля Среда
6 C, небольшой дождь

Сказки и были древнего Радонежа

01 Апреля 2021 5 минут Автор: Наталия Шевченко 34
Есть в Сергиево-Посадском районе Подмосковья село со звучным названием Радонеж. Расположено оно в поистине удивительном по красоте месте с интереснейшей историей. На небольшой территории есть храм Преображения Господня, необычный памятник Сергию Радонежскому, уникальный мыс-останец в излучине реки Пажи, на котором располагалось древнее городище, сама река Пажа, окрестные пейзажи, которые никого не оставляют равнодушными. А еще с этим местом связана картина Михаила Васильевича Нестерова.
Село Радонеж находится в 55 км к северу от Москвы недалеко от одноименной платформы. Само название села интригует, сразу навевает ассоциации с чем-то древнем, загадочным, чудесным. Первое, что приходит в голову, что место с таким названием не может быть не связано с Сергием Радонежским (1314(1322)-1392). И это действительно так. Семья будущего святого чудотворца, а тогда отрока Варфоломея, переехала в Радонеж из Ростова. Составитель жития преподобного Сергия Радонежского, Епифаний Премудрый, связывал этот переезд с обеднением семьи и отчасти с политическими интригами.

Даже не очень наблюдательный человек может заметить, что известная картина "Видение отроку Варфоломею" Михаила Васильевича Нестерова написана на фоне пейзажа, удивительно похожего на окрестности Радонежа. Не удивительно – зарисовки пейзажей для картины художник делал в 1889 году, поселившись в деревне Комяково недалеко от Абрамцево. Вряд ли Михаил Васильевич был настолько не любопытен, чтобы не посетить Радонеж, тем более что от Абрамцева до Радонежа чуть более пяти километров.

Mikhail_Nesterov_001.jpg
Михаил Нестеров. "Видение отроку Варфоломею",  1889—1890 гг.

Сюжет картины "Видение отроку Варфоломею" основан на одном из эпизодов жития Сергия Радонежского: отроку Варфоломею не давалась грамота и встретив старца в иноческом обличии отрок, дождавшись окончания молитвы, попросил помолиться за него Богу о помощи в изучении грамоты. Старец благословил отрока и пообещал ему, что тот вскоре превзойдет своих братьев и сверстников. На самом деле встреча таинственного старца и будущего святого произошла не около Радонежа, а в окрестностях Ростова. В Радонеж семья бывшего ростовского боярина Кирилла перебралась позже, когда Варфоломею было около 12 лет, а мальчик на картине явно младше. Но, видимо, художника настолько пленили местные причудливые холмы и извилистые речушки окрестностей Радонежа, что он перенес место действия сюда. Пейзаж хорошо сохранился до наших дней, он не застроен и не изменен; вид, очень похожий на то, что изображено на картине открывается с того места, где стоит памятник Сергию Радонежскому. Освежить картину в памяти можно в Преображенском храме, на одной из стен есть фреска – копия картины.

Во времена Сергия Радонежского, в XIV веке, Радонеж (Радонежское) – село, входившее в состав Московского княжества и административный центр Радонежской губернии. Но так было не всегда – некоторое время Радонеж был городом и даже (правда недолго) столицей удельного княжества.

Но давайте рассмотрим все по порядку. Как и положено легендарному месту, с его названием и его основанием тоже связаны легенды. По одной из них название происходит от некого Радонега – пришельца из Новгорода, который якобы первым основывал здесь поселение в XI веке. Еще название села связывают со славянским божеством света и войны Радегастом или просто со словами "радость", "рада".

городище1901.jpg
План Радонежского городища 1901 года, снятый Ю.Г. Гендуне

Остается только гадать как было на самом деле, но вот то, что люди обживали это место очень давно, известно доподлинно. Здесь есть древнее городище дьяковского типа (железный век, начало нашей эры). Расположено оно чуть западнее современного села, на высоком мысу, с трех сторон окруженным рекой. Склоны городища довольно крутые, особенно северный, сохранились остатки земляных валов более поздних эпох. К городищу ведет дорога по узкой перемычке от Преображенской церкви. Увы, большая часть городища занята кладбищем.

Самое первое упоминание села Радонеж в письменных источниках – 1328 год, в духовной грамоте князя московского Ивана Даниловича Калиты (его потомки княжили в Радонеже), а самое древнее вещественное свидетельство – подвеска-медведь VII-VII вв., принадлежавшая человеку из племени меря. Еще одна находка – шумящая бронзовая подвеска IX века, тоже характерная для мерянской одежды, подтверждает, что в те времена тут активно селилось это племя. Жили здесь и балты, а позже появились славяне-кривичи. Для более позднего времени (XIV—XV вв.) в заполненных подпечных ямах радонежского посада находят много характерной московской керамики.

подвеска-медведь.jpg
Подвеска-медведь (VII-VII вв.)

Расцвет Радонежа – это XV век. В 1410 году Радонеж становится центром удельного княжества, княжит в нем Андрей Владимирович, князь Серпуховский, Радонежский и Боровский, сын русского полководца Владимира Андреевича Храброго. Многие считают, что именно Владимир Андреевич заложил будущее процветание Радонежа, при нем появился торг и таможенная застава. Владимир Храбрый – легендарная личность: один из героев Куликовской битвы (ему тогда исполнилось 22 года), он был знаком с преподобным Сергием Радонежским. Кстати, Владимир Храбрый был сыном Андрея Ивановича – младшего сына знаменитого Ивана Калиты. Именно к нему в свое время поступил на Службу Кирилл, отец Сергия Радонежского.

При княжении Андрея Владимировича, сына Владимира Храброго, Радонеж стал городом. Были сооружены трехметровые земляные валы, построен деревянный кремль, а само поселение получило название Городок Радонежский. В качестве столицы удельного княжества Радонеж просуществовал недолго. Во время эпидемии чумы в 1426 году умирает не только Андрей Владимирович, но и его братья, наследником становится племянник князя – Василий Ярославович, у которого под рукой кроме Радонежа были и другие города, и который активно участвовал в непростой политике того времени. В 1449 году он был за "некую крамолу" пожизненно сослан в Углич, жена и дети князя бежали в Литву, а город отошёл к Московскому княжеству.

реконструкция Борисевича.jpg
Реконструкция радонежского городища Г.В. Борисевича

Тем не менее город продолжает свою жизнь, в него при Иване III переводят ярмарку из Троицкого монастыря, при Василии III - создается почтовая станция, которая при Иване Грозном насчитывает уже до 40 ямщиков. Увы, в Смутное время Радонеж Городок прекращает свое существование как город, он был полностью сожжен поляками во время похода Яна Сапеги на Троице-Сергиев монастырь (1608-1610 гг.). Больше, как город Радонеж не возрождался, но в памяти людей остались сказания о чудном городе и великом святом.

Еще осталось село с названием Городок (Радонеж Городок), которое Иван Михайлович в 1616 году передал Троице-Сергиеву монастырю. А в наши времена, в 1989 году, село Городок вновь стало селом Радонеж, как во времена юности Сергия Радонежского.

Город исчез, но осталось много легенд, которые особенно активно собирали этнографы XIX века. В одной из самых распространенных говорится, будто бы раньше (в XIV-XVI вв.) в Радонеже стояло семь церквей и два монастыря. Эта легенда, как и многие легенды о Сергее Радонежском, была чрезвычайно популярна среди простого люда. В их рассказах древний Радонеж получался уменьшенной копией Китеж-Града, богатым, счастливым и справедливым.

scale_2400 23.jpg

Но любой человек, посетивший Радонеж и его окрестности с легкостью может удостовериться, что для такого богатства просто нет места! Ведь кроме церквей должны же быть еще жилые и хозяйственные постройки. Историк, этнограф и фольклорист Иван Михайлович Снегирев (1793-1865) предположил, что речь могла идти о небольших деревянных церквицах – по сути избах с прирубленным алтарем, а под монастырями понималось церквица и две-три избы, обнесенные тыном. А может быть это действительно просто легенды – мечты людей о святом и счастливом месте на земле.

Сейчас в Радонеже один храм - Преображенская церковь, построенная в 1836-1842 гг. Считается, что один из пределов приходится на то место, где раньше стоял дом Кирилла и Марии – родителей Сергия Радонежского. Сама по себе церковь довольно обычная, но в обрамлении радонежского пейзажа смотрится очень живописно. Рядом с храмом примечательный памятник Сергию Радонежскому работы скульптора Вячеслава Клыкова, поставленный еще в 1988 году, когда установка памятников святым была, мягко говоря, не самой распространённой практикой.

Памятник изображает трехметровую фигуру старца в монашеском облачении, в центре которой – рельефное изображение маленького мальчика с образом Троицы в руках. Во многом памятник – аллегория к истории, рассказанной на картине Нестерова, о которой говорилось выше.

0001625427-original_1.jpg
Вид на храм Преображения Господня в Радонеже

С холма, на котором стоит церковь и памятник, открывается замечательный вид на окрестности – высокие берега ныне не очень полноводной речки Пажи, поросшие лесом, само русло реки, выписывающее причудливые извилины-меандры. Кстати Пажа – река со свободным, не зарегулированным течением и если повезет, то весной на ней можно застать половодье, а одну неделю мая берега буквально купаются в цветущей черемухе.

Под крутым берегом бьет родник, который местные житель веками называли источником Сергия Радонежского и считали его воду особой, целебной. На реке устроена крытая купель, которая пользуется популярностью не только в Крещенскую ночь. Территория хорошо обустроена – вниз ведет деревянная лестница с перилами, около источника и купели устроены деревянные мостки и даже деревянное колесо на реке.

Сейчас в Радонеже нередко останавливаются большие туристические автобусы по дороге в Сергиев Посад, но и не только они. Люди приезжают сами на машинах, автобусом от станции Абрамцево или даже приходят пешком от станции Радонеж. Идти около шести километров, но по хорошей погоде это настоящее удовольствие, настолько живописны окрестные места.

Фото: из архива автора, wikimedia.org, pixabay.com

Онлайн-подписка на 2021 год

Здесь вы можете подписаться на журналы «Подмосковный летописец», «Горизонты культуры», «Социальная защита. Подмосковье» и «Образование Подмосковья. Открытый урок» Подробнее