13 Мая Четверг
14 C, ясно

Слава “Русского балета”

02 Февраля 2021 5 минут Автор: Максим Митченков 116
Вячеслав Гордеев - создатель и бессменный руководитель театра "Русский балет" - всегда стремился дарить зрителю классический балет высокого качества. Этого правила коллектив придерживается уже почти 40 лет. За это время "Русский балет" стал одним из ведущих балетных театров России и получил широкое международ­ное признание.
- Вячеслав Михайлович, прежде всего, хотелось бы вас поздравить с присвое­нием "Русскому балету" звания ака­демического. Что это событие значит для вас и для театра?

- Мы давно этого ждали. Нам должны были дать это звание еще 20 лет назад, когда решение принимало Министер­ство культуры России. Наши бумаги уже лежали на столе у министра. Но тогда эту практику прекратили. А теперь награда нашла героя. Я считаю, что это подтверж­дение нашей творческой концепции, свидетельство того, что мы занимаемся нужным делом и идем в правильном направлении. Конечно, у нас есть и современные постановки. Но основная задача - сохранить чистоту академи­ческого стиля и сделать доступными для зрителей шедевры классического наследия. И статус академического театра лишний раз нас обязывает делать то, что мы делаем, и делать это хорошо. Я помню, когда мы только начинали, наш импресарио сказал: "Сейчас наступило время качества". А что такое качество? Это первоклассные артисты со специ­альным и высшим образованием, это грамотно выстроенный репертуар, наконец, это традиции, которые созда­вались нашими предшественниками на протяжении нескольких веков и которые мы должны передать будущим поколениям. Именно это и позволяет рус­скому балету завоевывать лидирующие позиции в мире.

- Можно подробнее про лидирующие позиции театра "Русский балет"? Ваш театр популярен не только в Рос­сии, но и за границей. с гастролями вы объездили полмира. Но все начи­налось в совсем непростое для стра­ны время: вы возглавили коллектив в 1984 году, впереди были 90-е. Как вам удалось в тот период не просто сохра­нить коллектив, а вывести его на такой уровень?

- В этот переломный для нашей страны период большую роль в становлении и завоевании популярности молодого театра, скажу откровенно, сыграло мое имя: я был известный танцовщик, уже в то время - народный артист СССР. Я пользовался большим успехом, меня знали на мировых сценах и хотели видеть. Когда мы только начинали осваивать Европу, каждый год в январе отправлялись в гастрольный тур на полтора, а то и на три месяца.

A9R16eucg_uqpv76_ces.jpg
Вячеслав Гордеев дебютировал ка к балетмейстер в 1981 году

Нас даже предлагали внести в книгу рекордов Гиннесса. А меня часто сравни­вали с Дягилевым - столько гастролей я организовал в то время. Помню, был бешеный успех в Америке, настоящий триумф: 60 городов - 75 выступлений. Тут же появились поклонники и спон­соры, которые катали нас на лимузинах и даже выделили отдельный самолет. Было потрясающе. Помню, как первый раз попал на Брайтон-Бич. Это была уже вторая поездка. Мы выступали в казино, где пел Фрэнк Синатра и другие звезды.

Мы выступали почти месяц. Импресарио даже просили продлить гастроли. Но нас уже ждали другие страны. В связи с труд­ностями выезда из России мы разрабо­тали хитрую логистику: не возвращаясь домой, сразу летели во Францию, а потом в Германию. Нам достойно платили, и мы могли себе позволить качественные фонограммы, шикарные костюмы. В общем - держались на плаву.

- А есть ли у вас какие-то секреты успе­ха? Ведь балетных трупп много, но да­леко не все могут похвастаться такой любовью публики по всему миру.

- Есть два направления, которые в то вре­мя я выбрал правильно. Первое - я пригла­шал выдающихся солистов, артистов пер­вого уровня, которых знали во всем мире. Второе - репертуар. Это был театр, в который я приглашал солистов из Мариинского и Большого театров. Был очень сильный состав. Тогда коллектив еще назывался "Московский балет", и под этим названием мы проехали много стран. Мы исполняли фрагменты и номера из знаменитых классических спектаклей. Параллельно наращивали численность труппы и воспитывали своих звезд. В 1989 году получили статус государственного театра. А когда смогли делать большие полнометражные спектакли, такие как "Лебединое озеро", "Жизель", "Щелкунчик" и другие, - вот только тогда мы переименовали наш театр в "Русский балет".

A9Roufykq_uqpv74_ces.jpg
Сцена из балета "Щелкунчик" П.И. Чайковского 

- Но ведь поездки в США у вас были и раньше, когда вы сами танцевали в Большом театре. И успех был колос­сальный. Знаю, что вы на поклоны вы­ходили по несколько раз, а импресарио предлагали вам остаться в Америке. Почему вы не остались?

- Да, у меня, правда, было много предло­жений. Мне прямо в гримерку приносили контракты. На одной из таких встреч я в шутку спросил, сколько получает Саша Годунов (солист Большого театра), который остался в США в 1979 году. А я знал, что он уехал ни с чем, а теперь у него вилла с бассейном. Мне ответили: $400 тысяч в год. Я спросил: этого хватит на дом с бассейном? А мне говорят: у тебя будет еще больше дом и еще больше бассейн. Вы будете получать по $400 тысяч только за каждый сезон, а в год выйдет больше миллиона. Но я не мог, прежде всего, предать своих родителей. Мой отец был инвалидом Великой Отечественной, мама дошла до Берлина. Да и коллектив театра был для меня как большая семья. Но и не забывайте: ведь все, кто тогда уезжал, становились врагами народа. Тот же Нуреев был осужден на 12 лет. Барышников тоже боялся возвращаться.
Театр "Русский балет" вырос из не­большого концертного ансамбля клас­сического балета, созданного в 1981 году при Московской областной филар­монии. Под руководством премьера Большого театра Вячеслава Гордеева, который возглавил "Русский балет" в 1984 году, коллектив вырос в театр, получивший в 1989 году статус госу­дарственного. С первых шагов основ­ной задачей театра является популя­ризация классического балета. В самом названии "Русский балет" определена миссия театра - это развитие и со­хранение традиций великой русской хореографической школы, приобще­ние зрителей к ценностям отечествен­ной и мировой театральной культуры, воспитание и развитие эстетического вкуса и восприятия искусства класси­ческого танца. За прошедший, почти сорокалетний, творческий период "Русский балет" стал одним из ведущих балетных теа­тров России и получил международное признание. Богатый репертуар театра украшают практически все знаменитые класси­ческие балеты, постановки которых отличаются высоким художественным уровнем и особой сценической культу­рой исполнения. Сегодня в театре работают десять заслуженных артистов РФ, четыре заслуженных артиста Московской области, три заслуженных работника культуры Московской области, один заслуженный артист Республики Коми. Среди артистов - 18 лауреатов между­народных конкурсов артистов балета, обладателей медалей и Гран-при. Московский областной государствен­ный академический театр "Русский ба­лет" - лауреат Премии Правительства Российской Федерации имени Федора Волкова.
- Ваши артисты преданы театру, лично вам. Как удалось выстроить с ними доверительные отношения? Свобода или дисциплина? Какой метод вам ближе?

- Я сам был исполнителем - премьером Большого театра, я сам знаю все труд­ности и горести исполнительского мастерства. Поэтому, когда я с ними репетирую или занимаюсь в классе, прекрасно понимаю, о чем говорю и чего требую: все это испытал и пропустил через себя, через свое тело. Артист балета должен работать очень много и жестко всю свою сценическую жизнь. Стоит расслабиться - и ты потеряешь годы или вообще - профессию.

Но и в театре тоже бывают "сачки". Например, человек говорит, что он болеет, но я вижу и знаю, что у него ничего не болит. Я понимаю, что ему нужно время на что-то личное. Кому-то куда-то съездить, кухню завтра привезут - надо принять, или еще что-то в этом роде, а не идти на класс. Я это не при­емлю. И мои артисты это знают.

A9R1kdxsen_uqpv6r_ces.jpg
Сцена из балета "Лебединое озеро" П.И. Чайковского 

- Сложно ли балету существовать в XXI веке? Хватает ли современному зрите­лю соответствующих навыков восприя­тия?

- Балет очень поменялся. То, что мы назы­ваем балетом, часто им не является. Это может быть пантомима или танец. Современный балет зачастую к балету не имеет никакого отношения. Вот, например, Серебренников поставил балет "Нуреев" в Большом театре. Но ведь это не балет, а синтетический спектакль, который содержит поли­тический подтекст, включает работу драматических актеров, а на сцене висят фотографии голого Нуреева. Сере­бренников, конечно, не балетмейстер, но он постановщик - а значит, он отве­чает и за режиссуру, и за хореографию. Или когда ставят "Ромео и Джульетту", где Ромео таскает Джульетту за волосы, - это не для Исторической сцены Большого театра. Я не большой сторонник таких экспериментов. Современные прочте­ния классики рассчитаны на дешевый кратковременный эффект. И раньше так было: Айседора Дункан обнажила грудь - народ повалил. Вот и сейчас то же самое. Этого я не понимаю. Я принадлежу к поколению, которому ближе традици­онные ценности.

- А новое поколение артистов в "Русском балете", какое оно? Как вы подбираете артистов? Кого бы вы могли выделить? Самые сильные качества молодых ар­тистов? В чем главное отличие от стар­ших коллег?

- Вот приходят молодые ребята. Смо­тришь на них - и они притягивают, тебе интересно. Может, танцуют не совсем правильно, но это не повод с ними расставаться, это повод для разговора. Потому что мы не равняем всех под одну гребенку. Нам не нужно заниматься чистописанием, как в школе, чтобы все всё делали одинаково. Когда сухо и непонятно - это только хуже. Каждый солист - это целый мир со своими авто­ритетами, художественными пристра­стиями, психологическим состоянием, интеллектуальным уровнем. Поэтому для меня главное в артисте - это индивидуальность. Конечно, я не говорю о тех профессиональных качествах, которыми он обязан обладать. Музыкальность должна присутствовать, крепкая техника. Но главное - индивидуальность. Это под­тверждают и награды, которые получают наши ребята. В ноябре артисты театра "Русский балет" приняли участие во Все­российском конкурсе артистов балета и хореографов - 2020 в Москве и были удостоены наград: Арутюн Аракелян стал лауреатом II премии, Ксения Орел и Олег Карацев получили по III премии.

A9Rmugfv9_uqpv6n_ces.jpg
Артисты театра "Русский балет" - призеры Всероссийского конкурса артистов балета и хореографов - 2020 в Москве 

- А среди спектаклей вашего театра - какие самые востребованные? Это "Лебединое озеро"?

- Особенное внимание зрителей привлекают премьеры. Недавно был "Дон Кихот", потом "Бахчисарайский фонтан". Зимой самый популярный "Щелкунчик". Но "Лебединое озеро", вы правы, вне конкуренции. Не так давно мы стали активно осваивать рынок Китая. Конечно, у них есть декорации на "Спящую красавицу", на "Щелкун­чика", но "Лебединое озеро" - основной спектакль - из 40 постановок 30 раз мы показываем его. А в Губернском театре, где мы танцуем на постоянной основе, у нас всегда полные залы. Но нам здесь трудно. Сцена не наша. Нам дают дни, но не более того. Кстати, там же, в Губернском, наш репетиционный зал, который я сам когда-то за свои деньги строил.

- А что бы вы пожелали театру и себе?

- Основная мечта - она идет через всю жизнь - иметь свой театр. Театр, как дом, а не как площадку, где есть место большим репетиционным залам, сту­диям, музею театра. Чтобы мы могли репетировать когда хотим, без ограни­чений, намечать премьеры, устраивать конкурсы в удобное для нас время. Чтобы это был настоящий праздник балета. Делать бешеные гала-концерты с ведущими солистами - то, чем я зани­мался, когда работал в Большом театре. Если будет свое здание - я буду самым счастливым человеком.

Фото: Михаил Логвинов, Яна Козырева, Анвар Галеев, предоставлены пресс-службой театра "Русский балет". Статья опубликована в №4 (68) журнала "Горизонты культуры" за 2020 год. На нашем сайте вы можете оформить подписку на этот и другие журналы, а также скачать уже вышедшие номера в электронном виде.

Онлайн-подписка на 2021 год

Здесь вы можете подписаться на журналы «Подмосковный летописец», «Горизонты культуры», «Социальная защита. Подмосковье» и «Образование Подмосковья. Открытый урок» Подробнее