24 Июля Среда
+ 20,5 C, Пасмурно

Смотрите без остановки – военная техника близ Черноголовки

08 Мая 2019 9 минут Автор: Дмитрий Котов 269
Государственный военно-технический музей – самый молодой региональный музей Подмосковья, он открылся в 2010 году на базе нескольких частных коллекций. Также это единственный государственный музей, который специализируется на военной технике. Что тут посмотреть и как отведать солдатской каши – расскажет «Атмосфера».

ПЛАНИРУЕМ ПОЕЗДКУ

ГВТМ находится под боком у наукограда Черноголовка. Логистика тут, по крайней мере, для едущих из Москвы, такова, что в музей не попадешь случайно, только целенаправленно. Отсутствие туристического мейнстрима с одной стороны негативно сказывается на посещаемости, а с другой – в кои-то веки можно попасть в классное место и не делить его с тысячами посетителей.

Гости музея – в основном, дети (60%), иностранцы (20%) и одиночные туристы (20%). Лайфхак от “Атмосферы”: если вы решили отправиться сюда в составе туристической группы, учтите, что, как правило, такие поездки ограничены по времени и проходят в режиме “галопом по европам”. Для более обстоятельного осмотра коллекции, которая состоит из четырехсот единиц крупной техники и сотен удивительных мелочей – от печек-буржуек до швейных машинок – стоит заложить целый световой день, тогда еще останется время и на мастер-класс.


ЧТО ПОСМОТРЕТЬ?

В основе музейной коллекции ГВТМ лежит экспозиция “Музея Боевого братства”, а также экспонаты из собраний энтузиастов Вячеслава Фомичева, Вячеслава Лена и Евгения Шиманского. Большинство техники – на ходу, даже тачанка. Имеется аудиогид, любой объект снабжен табличкой, в которой указаны основные параметры каждой единицы техники.

DSC_2803.jpg


Экземпляры выставлены в трех крытых павильонах и под открытым небом. Они разделены на четыре экспозиции: «Вторая мировая война» (техника СССР, союзников и противников: Германии и Японии, Америки и Франции), «Пожарная техника», «Автомобили Форд», «Гражданская техника» (спасательные и прочие машины). Датировка – с XIX по XXI век. Самым заслуженным образцам больше сотни лет. Например, знатоки жизни и творчества Сергея Есенина могут воочию увидеть, какой автомобиль стал причиной гибели возлюбленной поэта Айседоры Дункан. В ту пору колеса машин имели спицевую конструкцию, и за спицы зацепился шейный платок танцовщицы… А еще у автомобилей начала XX века не было зеркал заднего вида, а некоторые их части изготавливались из натурального дерева.

Вот стоит автомобиль ЗиС маршала бронетанковых войск Ротмистрова, а рядом – идеологический противник, полевой автомобиль «Штёвер» лейб-штандарт-СС «Адольф Гитлер». Обе единицы техники встречались в боевых условиях, на поле танковых сражений у Прохоровки. Чтобы не конфликтовали «на пенсии», их развели по соседним этажам.


А как вам шнекороторный болотоход – гигант, передвигающийся на огромных винтах вместо колес? А пожарный автомобиль ЯК, который замывал «прах с ног фашистов» с Ленинградского шоссе?

DSC_4744.jpg

Лазерный комплекс 1К-17 «Сжатие» на базе танка Т-72, который через 12 линз испускает лучи в двух диапазонах. Одни работают как гиперболоиды инженера Гарина, выжигая все вокруг, другие приводят в негодность любую цифровую технику. Под одной из линз находится визор, который реагирует на блики и наводится на цель. Рассказывают, что во время испытаний на расстоянии пяти километров от установки положили бинокль. Потянули за ремень – во мгновение ока от бинокля не осталось и следа. Для 1960-х годов, когда лазерный комплекс «Сжатие» создавался, это было ноу-хау: ниобиевые зеркала, ситалл, алюмонатриевый сплав... Даже мельчайшие опилки от зачистки и шлифовки подобных деталей согласно распорядку положено было сдавать под опись.


ЛЕТАЮЩАЯ ТАРЕЛКА ВРЕМЕН СССР

Отдельного слова заслуживает проект «ЭКИП». Это странное сооружение – первая и последняя советская летающая тарелка, уникальная разработка 1980-х. Да, она правда летала, проявляя чудеса маневренности и расходуя экотопливо на водной основе. У «ЭКИПа» сопла движутся, поворачиваясь на все 360 градусов, что обеспечивает безукоризненное маневрирование этого летательного аппарата и защищает от опрокидывания при боковом ветре. Предполагалось, что пассажирская модель будет способна перевозить до 1200 человек на борту, работающие для нужд МЧС – 60 тонн воды.


В музее сейчас находится  несколько опытных образцов: беспилотные (летавшие) и пилотируемый (до фазы испытаний, к сожалению, не дошедший). Вот этот, с ободранным «носом», проходил испытания и слегка пострадал при маневрах. А второй, как рассказывал конструктор проекта Ермишин, улетел, потеряв волну и был найден целым, чечевицеобразная форма погасила удар.

DSC_5112.jpg

Говорят, разработка была настолько прогрессивной, что корпорации «Стеллс» и «Дуглас» дорого заплатили за возможность его закрытия. Немецкие конструкторы цыкали зубом, когда видели «ЭКИП» – мол, сомнительно, не взлетит. Перестали сомневаться, когда конструктор Щукин на каждый их вопрос дал полный формульный ответ. Америка позаимствовала часть разработок, но довести идею до финала не вышло. Вообще, мифология вокруг проекта «ЭКИП» феноменальная. Поклонники чудо-транспорта ищут информацию в интернете, списываются с теми участниками техпроцессов по всему миру. Контакты нашлись даже в Южной Корее. В общем, ждем!


ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ЛИЧНОСТИ

Экскурсии в музее – авторские, разработанные мастером своего дела Мариной Ушаковой. По ее словам, сложное военное дело становится гораздо доступнее, если подавать его через призму личностей. Конструкторы не были роботами, они были людьми со своими слабостями и увлечениями. Например, главный конструктор автомобиля «ГАЗ-Волга» Липгарт был фанатичным коллекционером гладиолусов. А история конструктора Мосина, который придумал самую популярную в мире конструкцию винтовки, и вовсе достойна экранизации в стилистике «лавстори».  У избранницы Мосина, замужней дамы, было трое детей. Получив гонорар за изобретение – огромный по тем временам! – конструктор направился к ее супругу, чтобы отдать ему все до копейки как выкуп. Как ни удивительно, выкуп удался. Кошкин, конструктор Т-34, в юности работал подмастерьем на кондитерской фабрике, предшественнице «Красного Октября».

DSC_2824.jpg


А еще один советский уникум, Грачев, конструктор поисково-спасательной техники и вездеходов, был отчислен из нескольких институтов, причем факты сообщались противоречивые – перечил, нарушал дисциплину, не ходил на комсомольские собрания. На самом деле его отец был священником, и парню просто не давали учиться. Но не имея ни курса высшего образования, он создал уникальные машины, которые спасали жизни людям – сейчас эти техника экспонируется в музее. Грачев дружил с секретарем ЦК КПСС Устиновым, и тот его всячески поддерживал. После смерти генсека конструктора начали «задвигать», пока экзотическое направление техники не исчезло практически полностью.

ВОЕННЫЙ ИНТЕРАКТИВ


Интерактив в военно-техническом музее богатый и начинается прямо с кухни. В меню кафе “Штаб” – блюда исконно военные: гречка с изрядным количеством мяса, чай из стаканов с подстаканниками, эпичный бутерброд с салом. В штабной палатке такой ужин становится еще вкуснее. Чтобы сжечь калории, можно пройти курс молодого бойца со всеми элементами – сборкой-разборкой автомата Калашникова и прицельным метанием гранат, прокатиться на лихом боевом коне, бронетранспортере или колесной военной технике. Для любителей танков – отдельное удовольствие, можно залезть в настоящую “тридцатьчетверку”. Есть возможность и остаться с ночевкой в гостевых домиках, вмещающих до 10 человек.

Музей может предложить пять разных вариантов интерактива в зависимости от численности группы и возраста посетителей. Свадьба, корпоратив – в цвета милитари можно окрасить все, что угодно. Разумеется, тут есть своя сезонность: летом и зимой посетителей больше, в межсезонье – меньше. Пик сезона – поздняя весна: начиная с апреля, в день музей посещает по четыре-пять ребячьих групп.

DSC_5066.jpg


– К лету готовим множество мастер-классов, - рассказывают в музее. - На случай плохой погоды для работы в помещении закупили наборы конструкторов, чтобы малыши могли учиться решать логические задачи. Тут никогда не одернут ребенка, не запретят, не скажут «ты не можешь, не умеешь». Главное – донести мысль, что маленький человек может поверить в себя.  Отлично пошла программа «Музейный ДОСААФ», в ходе которой можно выполнить нормы ГТО прямо на территории музея. Взрослые соревнуются вместе с детьми – прыгают в длину, отжимаются, делают наклоны корпуса, метают гранату, состязаются в меткости в тире (можно стрелять из разного оружия, начиная с пейнтбольной винтовки и заканчивая «снайперкой», есть даже пушка!).

Собирают-разбирают настоящий автомат! Планируется также «Дефиле в портянках» – мотание портянки на скорость, экстренное впихивание солдатской ноги в сапог, бой портянками, а также интеллектуальная составляющая: в чем разница между летней и зимней портянкой. Почти каждую субботу будет «День открытых люков»…  Радует, что в музее появился «свой» посетитель, который ждет мероприятий, работает «сарафанное радио». На «Фестиваль каши» записываются заранее.


В планах – обустроить на территории музея партизанскую тропу, чтобы пояснять поколению гаджетов, какую траву бойцы заваривали вместо чая, какой лечились. Вот такой мирный отдых на военный лад.

Фото: Сергей Калугин