Все Подмосковье
17 C, ясно

Страницы истории Гребневской церкви в поселке Клязьма. Часть 2

05 октября 2021 3 минуты Автор: Ольга Соловьева 578
Мы завершаем публикацию материала, посвященного судьбе Гребневского храма в поселке Клязьма. Первую часть можно прочесть здесь.

Вид на Гребневский храм со стороны Тургеневской улицы. Открытка начала ХХ века

"ЗВОН БЫЛ СЛЫШЕН ПО ВСЕЙ КЛЯЗЬМЕ"

Интересны воспоминания жителей Клязьмы 1920-х годов, которые представлены в книге Валентины Анатольевны Капустиной. Они подтверждают, что богослужения в Клязьме проводились.

"Центральной улицей в поселке считалась Тургеневская. Она упиралась в деревянную с голубыми куполами церковь Гребневской Божьей Матери, которая была видна от самой станции, – вспоминала Вера Юльевна Худякова. – За церковью находилось маленькое кладбище, переходящее в хвойный лесопарк. Церковь эту посещало много народу. В Пасху вокруг церкви был крестный ход. Звонили колокола. Звон был слышен по всей Клязьме.

Рядом с деревянной находилась большая каменная церковь. Мы еще застали ее нетронутой, как бы новой, но внутри ничего не было только высокие беленые до купола стены. Дверь портала обита чеканным железом, ручки большие толстые кольца, а над входом колокольца…"

6.jpg
И.А. Александренко и художник С.И. Вашков на строительстве церкви в Клязьме

Каменная церковь, которую упоминает Вера Юльевна, это неосвященный на тот момент храм во имя святителя Николая Чудотворца (авторы С.И. Вашков, В. Мотылев), сейчас он известен нам как храм Спаса Нерукотворного Образа – так его стали именовать уже в 1989 году.

Поскольку события Первой мировой войны, революции и Гражданской войны приостановили его строительство, внутри церковь осталась незавершенной, только побеленной. Но даже этот неосвященный храм комитет взял под свою ответственность, о чем говорится в самом первом документе 1918 года.

СВЯЩЕННИК ИЗ КРОНШТАДТА

Имеются среди документов и сведения о двух священнослужителях за 1927 год – о протоиерее Николае Петровиче Зимневе и диаконе Петре Ефимовиче Медведеве. Проживали они также в Клязьме, недалеко от храма, Зимнев на Кольцовской, д.5, Медведев на Пушкинской, д.9.

16.jpg

Ранее краевед Валентина Капустина писала, что до 1917 г. Зимнев служил корабельным священником в Кронштадте. Уважающие его матросы спасли Зимнева от экстремистски настроенного экипажа, помогли добраться до Питера. Далее он добрался до Москвы. В Клязьме его приютила семья Максимовых.

Данные о священнике Зимневе содержатся и на интернет-портале "Духовенство русской православной Церкви в XX веке". В сведениях значится, что он родился 13 августа 1862 года. В 1883 году окончил Санкт-Петербургскую духовную семинарию. До 1901 года был настоятелем Никольской церкви в с. Городище, Санкт-Петербургская губ., Новоладожского уезда, затем служил в с. Пулково и г. Кронштадте, после 1919 года сведений о нем на данном сайте не имеется.

17.jpg

Получается, что в 1920-е годы Николай Петрович служил в Клязьме. Точная дата его смерти не ясна. Валентина Анатольевна Капустина писала лишь о том, что Зимневу не полагались продуктовые карточки. Поэтому он был вынужден оставить храм и найти работу курьером в столице, но вскоре умер, будучи в пожилом возрасте.

"НАС НЕ ЖДИТЕ, МЫ УЖЕ НЕ УВИДИМСЯ"

Известно, что в 1931 году настоятелем Гребневского храма стал Леонид Алексеевич Флоренский. По некоторым сведениям, он приходился двоюродным братом Павлу Александровичу Флоренскому, известному богослову, религиозному философу и учёному.

Родился Леонид Алексеевич в Тверской губернии в 1877 году, окончил Бежецкое духовное училище, а затем Тверскую духовную семинарию. Служил в храмах Тверской губернии и в самой Твери.

В 1931 году о. Леонид с семьей переехал в Московскую область, в Клязьму, сюда он был назначен епископом Питиримом. В Клязьме жил по адресу: ул. Лермонтовская, д.28а.

18.jpg
Леонид Флоренский с дочерью

На два года его служба в Клязьме прерывалась, с 1334 по 1936 год его переводили в Павлов-Посад. В 1936 году Флоренский вновь вернулся в Клязьму, где служил вплоть до ареста, до 22 июля 1938 года.

В обвинении против него значилась активная контрреволюционная деятельность, контрреволюционная агитация среди служителей религиозного культа, вхождение в состав контрреволюционной организации, возглавляемой благочинным Рождественским, агитации против подписки на заем, контрреволюционная клевета против Советской власти. Виновным себя не признал.

Обвинение в отношении Флоренского было выдвинуто по ст.58–10 ч.1,58–11 УК РСФСР, приговор – 5 лет ИТЛ. Вместе с о. Леонидом были арестованы диакон Клязьминской церкви Алексей Ильич Соловьев, псаломщик той же церкви Александр Иванович Сперанский (Спиранский) и родственник о. Леонида, священник Николай Петрович Дегтярев, служивший в Боголюбской церкви Пушкино.

Все они были обвинены как члены контрреволюционной церковной организации, возглавляемой священником Владимиром Сергеевичем Рождественским и архимандритом Исааком Ивановичем Прилуцким, арестованным и осужденным незадолго до этого.

19.jpg
Леонид Флоренский. Фото из уголовного дела

В течение девяти дней Флоренский находился в заключении на территории Пушкинского района, в селе Братовщина, где был организован пересыльный пункт. После этого последовала тюрьма в Твери и в Москве, последнее известное место его заключения – Казахстан, село Благодатное Эркеншеликский район, Акмолинская область. В письме жене Антонине Васильевне и дочери Елене священник написал: "Нас не ждите, мы уже не увидимся". После этого о судьбе Флоренского сведений нет.

ИЗ РОКОВОГО 1938 ДО НАШИХ ДНЕЙ

Для Гребневского храма в Клязьме роковым стал 1938 год. Священник Флоренский был арестован в июле, а Гребневский храм закрыли через несколько месяцев после этого, в архиве Московской области сохранилось постановление Мособлисполкома №920 от 02.11.1938 "О закрытии церкви в дачном пос. Клязьма".

Краевед Александр Федорович Малявко в своей книге писал, что тогда же, в 1938 году, был сброшен колокол, подаренный храму еще в 1903 году Феодосией Петровной Кондрашовой.

Так выглядел Гребневский храм в конце 80-х.jpg
Гребневский храм в начале 1980-х г.

Здание Гребневского храма хотели использовать под клуб. Позднее там располагались школа, спортивная группа общества "Спартак". Находящийся на этом же участке неосвященный каменный храм служил общежитием, складом, в нем были устроены коммунальные квартиры, пионерлагерь.

Изменения в судьбе двух храмов произошли только на рубеже 1980-90-х годов, когда местные жители, проявив инициативу, занялись восстановлением статуса прихода и реставрацией церквей.

В 1989 году соседствующий с Гребневским каменный храм, который изначально был задуман в честь Николая Чудотворца и Алексия, митрополита Московского, освятили как Спасский. Ансамбль двух храмов и находящееся рядом здания церковно-приходской школы были включены в перечень объектов культурного наследия федерального значения.

К несчастью, этот статус не уберег Гребневскую церковь от пожара: из-за неисправности проводки деревянный храм сгорел в 2007 году. Огонь уничтожил многие материальные ценности, находившиеся внутри храма. Уцелела лишь икона Гребневской Божией Матери, украшавшая внешнюю сторону церкви.

27.jpg

Валентина Анатольевна Капустина упоминала, что при разборе пожарища была найдена закладная доска – латунная пластина с выгравированным на ней текстом: "Во имя Отца и Сына и Святаго Духа в лето 1902 г. Сентября 8 дня в царствование Императора Николая II при Митрополите Московском и Коломенском Владимире сооружается храм во имя св. иконы Гребневской Божией Матери…".

Спустя некоторое время Гребневский храм восстановили уже в камне. Сейчас оба храма объединены в Спасо-Гребневский приход. На территории Пушкинского района был найден сброшенный в 1938 году колокол, теперь он возвращен в Клязьму.

Фото: архив автора, pastvu.com


Выберите город