27 Января Четверг
-8 C, облачно с прояснениями

Суханово: сквозь годы и столетия. Часть 1

20 Декабря 2021 4 минуты Автор: Татьяна Жукова 169
Бывшая дворянская усадьба Суханово, потомственное имение рода Волконских и пленительный уголок Подмосковья, расположилась в черте города Видное, это всего в 10 минутах езды на автомобиле от МКАДа. А когда-то Суханово и соседние с ним деревни Лопатино и Боброво входили в составе Подольского уезда Московской губернии.
Суханово известно с XVII века как царская вотчина. В 1689 году за верное служение короне Петр I подарил Суханово, Лопатино и Боброво своему верному сподвижнику – боярину Тихону Никитичу Стрешневу. Император очень доверял Стрешневу - уезжая за границу в 1697 году, он оставил его первым правителем государства. Стрешнев, известный как первый московский губернатор, был видным государственным деятелем петровского времени: государь в качестве поощрения даже разрешал ему не брить бороду, что дозволялось в то время очень немногим.

После смерти Стрешнева в 1719 году имение перешло в государственную казну, а затем было подарено другому петровскому вельможе - Ивану Ильичу Дмитриеву-Мамонову, обер-прокурору сената, известному своим злобным характером. Иван Ильич был женат на царевне Прасковье, сестре Анны Иоанновны, племяннице Петра - женщине некрасивой и слабой здоровьем, но брак этот, длившийся всего 8 лет, укрепил позиции Дмитриева-Мамонова при дворе. После его смерти Суханово перешло сначала к его дочери - баронессе Поспеловой Анастасии Ивановне, а после ее смерти в 1760 году недолгое время - всего год - имением владел племянник Ивана Ильича - Федор Иванович Дмитриев-Мамонов, на литературном поприще известный под псевдонимом Дворянин-Философ. В 1761 году он продает Суханово Александру Григорьевичу Гурьеву, капитану-поручику лейб-гвардии Измайловского полка. Александр Григорьевич построил каменный главный дом усадьбы и благоустроил усадебный парк.

jilc0o4n.jpg
Служебные постройки усадьбы Суханово. Фото начала ХХ века

В 1769 году у Гурьева имение приобретает Наталья Ивановна Салтыкова-Мельгунова, муж которой - Алексей Петрович Мельгунов (1722-1788), известный деятель эпохи Русского Просвещения, был видным вельможей уже при дворе Екатерины Великой. Назначенный в 1764 году сенатором в Москву, он озадачился приобретением загородной усадьбы, достойной государственного деятеля его ранга. Екатерина ценила Мельгунова и называла его "очень и очень полезным государству человеком". В 1770 году он перестроил главный дом, а семью годами позже был назначен губернатором в Ярославль, хотя и продолжал заниматься благоустройством Суханово. Так, в 1785 году он построил там каменную церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Общность композиции этого храма с известной московской церковью Космы и Домиана на Маросейке позволяет считать, что оба храма строил известный зодчий М.Ф. Казаков. В 1917 году церковь в Суханово была снесена.

rccl0uv1.jpg
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Суханово. Начало ХХ века

При Мельгуновых в парке усадьбы появилась красивейшая беседка-ротонда "Храм Венеры" со статуей богини внутри (Венера, в отличие от самой беседки, к настоящему времени не сохранилась). Также при владении Суханово Алексеем Петровичем в естественном овраге высоких дамб был возведен каскад из трех прудов, в них разводили рыбу. После смерти Алексея Петровича в 1788 году Суханово недолго владел его сын Владимир, поручик лейб-гвардии Преображенского полка, а затем имение перешло к дочери - Екатерине Алексеевне Мельгуновой (1770-1853), в ту пору уже бывшей замужем за князем Дмитрием Петровичем Волконским (1762-1812).

С 1804 и до событий 1917 года Суханово владел княжеский род Волконских. Именно при них для Суханово наступил "великолепный век". Все, что мы видим и чем любуемся сейчас в Суханово, создано руками Екатерины Волконской, именно ей мы обязаны классическим обликом дворцово-паркового комплекса усадьбы.

ке65635.jpg

Суханово поделено на три зоны. Первая – дворец с примыкающим парком. Симметрия его форм (сейчас утраченная) подчеркивалась и усиливалась симметричным расположением чугунных украшений, скульптурных форм и деревьями, которые были специально высажены у фасадов. Эта симметрия по контрасту дополнялась свободной планировкой парка. Очень удачно, в конце длинной аллеи у самого высокого обрыва над прудом, расположена беседка "Храм Венеры" - самый живописный элемент в панораме дворцово-паркового ансамбля. По этой аллее можно дойти до старинного арочного моста через овраг, перейдя который вы попадаете в храм-усыпальницу, известную, как мавзолей Волконских. Это одна из архитектурных доминант всего ансамбля (о нем мы еще расскажем) – зона тишины, скорби, уединенных размышлений. Арочный кирпичный мост отделяет от мавзолея большую часть парка, тем самым, словно соединяя два мира – мир ушедших и мир живых. Третья зона усадьбы - хозяйственная, она выделена пространственно, а также псевдоготическим оформлением служебных корпусов.

636356.jpg

С крутого берега усадьбы открывается прекрасный вид на окрестные поля и леса – естественное обрамление великолепного архитектурно-природного ансамбля, созданного человеком.

Какие здания и служебные постройки входят в ансамбль? Усадебный дом-дворец в стиле классицизм последней четверти XVIII века. Главный дом усадьбы многократно перестраивался. Неизменным остался лишь фасад, обращенный к пруду, он оформлен шестиколонными ионическими портиками, характерными для классицизма. Главный же вход был перестроен: на месте ионических колонн появилась полуротонда с чугунными лестницами и площадкой на уровне второго этажа – визитная карточка главного дома. Из служебных строений сохранился двухэтажный жилой флигель 1810 гг. постройки под названием "Кошкин дом" с чугунной фигуркой черного кота у входа, одноэтажный кухонный флигель 1770-х гг.

WWW.jpg

До наших дней дошли два дома для гостей, построенные в 1810-х гг., конюшня и каретный сарай 1760-1770-х гг. постройки, удивительной красоты сказочный Дом притча (церковнослужителя), больше похожий на средневековый замок (по преданию, он был построен по детскому рисунку кого-то из детей Волконских) и Дом управляющего (ныне почти разрушенный) – оба в псевдоготическом стиле.

После 1815 года были утрачены Рождественская церковь, обелиск императору Александру I, парковые павильоны, павильон "Эрмитаж", оранжерея, пристань, скульптуры сфинксов у пристани, искусственная "Катишина гора".

Окончание материала читайте здесь.

Фото: фотобанк Московской области, pastvu.com

Онлайн-подписка на 2022 год

Здесь вы можете подписаться на журналы «Подмосковный летописец», «Горизонты культуры», «Социальная защита. Подмосковье» и «Образование Подмосковья. Открытый урок» Подробнее