21 Февраля Пятница
3 C, пасмурно

“Суровые” Люберцы: комбайны, вездеходы и Гагарин

29 Января 2020 4 минуты Автор: Илья Буяновский 133
Люберцы среди ближайших ко МКАДу городов когда-то имели самую суровую репутацию. И стоят они на непрестижном юго-востоке, и роза ветров многомиллионной Москвы здесь самая неблагоприятная, и совсем рядом сточные поля. Да ещё и имидж московского Бронкса, который создали любера, в 1980-х подобно степнякам делавшие набеги на столицу. Конечно же, всё это в прошлом: «центр грубой физической силы» в последние годы порядком остепенился, и постепенно превращается в один из многих «спальников» для тех, кому чуть-чуть не хватило на московскую квартиру.
Люберцы нанизаны на длинный Октябрьский проспект в одной оси с Рязанским проспектом внутри МКАДа и Лермонтовским проспектом в Жулебино. Последний кое-где служит границей городов, и тут находится удивительное место: избушки с одной стороны – это Москва, а многоэтажки с другой – уже «остальная Россия». Граница столицы и Люберец, в 1925 году получивших городской статус, менялась неоднократно, и ныне проходит прямо по улицам.

Первым люберецким районом от Москвы идёт Ухтомка, которую уже по обе стороны проспекта сменяет Посёлок имени Калинина. Его центр - Преображенская церковь (2008), за которой скрыт деревянный храм Иннокентия Московского (1993-94).

1_Posyolok_Kalinina.jpg

Но исторический ПиК - дальше, у края промзоны. В 1925-29 годах, после визита Всесоюзного Старосты, здесь был построен жилой район для рабочих. На улице Посёлок Калинина с одной стороны уже высятся новостройки, а с другой ещё стоят, наверное, ближайшие к Москве деревянные бараки. Раньше их дополнял такой же деревянный Клуб имени Калинина, но его снесли несколько лет назад под парковку. У железной дороги – шесть каменных домов в стиле конструктивизма, самый красивый из которых известен как Дом с эркерами. Сам же посёлок известен горожанам как Люмпенка, и в суровых Люберцах это значило примерно - "промеж биндюжников слыл грубияном".

Завод имени Ухтомского, для рабочих которого строился этот посёлок, давно умер и даже, можно сказать, разложился. Его заброшенные краснокирпичные цеха стали лицом Люберец для пассажиров подмосковных электричек. Проезд через заводскую площадку ныне числится обычной улицей, названной в честь 65-летия Победы.

2_Zavod_im_Ukhtomskogo.jpg

История завода – давняя и интересная. В 1899 году его основал немец Вайхельт для выпуска паровых машин. Но в итоге даже не запустил предприятие, и в 1902 году недостроенные цеха купил американец Томас Пурдэ. Под звучным названием "Нью-Йорк" завод занялся производством паровозных тормозов для стремительно строившихся железных дорог. В революцию 1905 года Люберцы охватила небольшая гражданская война, которую возглавил машинист-эсер Алексей Ухтомский, но историю города тех лет продолжили писать американцы. В 1909 году сюда пришёл заморский гигант International Harvester, один из крупнейших производителей сельскохозяйственных машин. Понимая, что до тракторов и комбайнов русский рынок пока не дорос, американцы наладили здесь производство "лобогреек" - простейших жаток на конной тяге. Однако не учли, что кустарным способом русский мужик построит такую машину дешевле. Товар всё больше копился на складах, диверсификация производства откладывалась, и наверное, в итоге Harvester сам бы свернул производство… но тут наступил 1917 год.

Формально американцы владели заводом ещё несколько лет, а фактически все дела здесь решал друг Ленина Николай Круминг. На дальнем от Москвы краю площадки ещё стоит его деревянный дом. В 1922 году здесь бывал Ильич, а в 1960-70-х годах – Фидель Кастро. Дело в том, что здесь выпускались комбайны для уборки сахарного тростника, созданные специально для хозяйства далёкого, но ценного союзника. Один такой комбайн до 2015 года даже стоял здесь как памятник, но в итоге его зачем-то отправили в металлолом.

3_Dom_Krumminga.jpg

Напротив ЗиУ за Октябрьским проспектом лежит исторический центр. Здесь выделяются сталинское здание Люберецкого техникума с вертолётиком во дворе (удивительно, но эта отрасль в Люберцах и соседнем Томилино выжила), конструктивистский психдиспансер 1930-х годов, пара школ тех же лет, Мемориал Славы с парой пушек и странная гипсовая скульптура «Мальчик на дельфине».

Но главный исторический памятник в этом районе - Гагаринский корпус Люберецкого техникума. Юрий Гагарин, в те годы просто смышлёный, усердный и амбициозный паренёк со Смоленщины окончил в 1949 году школу и отправился в Москву. В столичных техникумах, однако, уже не было мест, и вот в этом самом техникуме 1930-х годов постройки Юра учился на литейщика-формовщика.

DSC_6558.jpg

В 1951 году он продолжил учёбу в Саратове, где и пристрастился летать – тогда ещё только на самолёте…. У Люберецкого техникума первому космонавту посвящены памятник (1984), баннер, две мемориальные доски и небольшой музей.

DSC_6587.jpg

Отсюда можно сходить за железную дорогу по эстакаде над станцией Люберцы-1. Слева от неё раскинулось Наташино – бывшая усадьба Евгения Скальского, названная в честь любимой дочки. Которая, кстати, спокойно дожила в Люберцах аж до Перестройки. С начала ХХ века здесь сохранились пруд и деревянная Троицкая церковь (1913). А вот Ухтомский вертолётный завод имени Камова, основанный в 1940 году, недавно переехал в соседнее Томилино, на другую площадку. Да и собирают вертолёты “Ка” с их парными соосными винтами на заводах по всей стране.

Справа же от эстакады можно найти памятник "Борцам Революции" на братской могиле погибших "ухтомцев". Он был поставлен 1 мая 1918 года, и это чуть ли не старейший в России революционный монумент. Если же пойти в ту сторону ещё дальше, то за неприметными улицами Люберцы вновь сменятся Москвой – заМКАДовским районом Некрасовка. У границы городов интересна новая церковь Иконы Богоматери "Воспитание" (2016) в неожиданном среди многоэтажек стиле Византии.

5_Pamyatnik_ukhtomtsam.jpg

А ещё в зажелезнодорожной части Люберец частенько можно увидеть вездеход, как где-нибудь на Крайнем Севере. Правда, колёсный – на шинах низкого давления, позволяющих безопасно ездить по болотам или рыхлому снегу. С 1990-х здесь работает небольшой завод «Трэкол» («Транспорт Экологический»), серийно выпускающий такие машинки.

6_Trekol_na_Karskom_more.jpg

Вернувшись на Октябрьский проспект, продолжим прогулку в следующей части, а заодно узнаем, как Люберцы сделались «центром грубой физической силы».

Фото: Илья Буяновский, Сергей Калугин

Онлайн-подписка на 2020 год

Здесь вы можете подписаться на журналы «Подмосковный летописец», «Горизонты культуры», «Социальная защита. Подмосковье» и «Образование Подмосковья. Открытый урок» Подробнее