29 Ноября Понедельник
2 C, пасмурно

Татьяна Тихомирова: создатель голоса

20 Октября 2021 3 минуты Автор: Ирина Лумпова 52
Татьяна Леонидовна Тихомирова – педагог с сорокалетним стажем из детской музыкальной школы имени А.А. Наседкина в Красногорске. Ее талантливые ученики каждый год побеждают в самых престижных вокальных конкурсах России и мира.
В 2021 году Татьяна Леонидовна получила премию губернатора "Лучший по профессии" в номинации "Лучший работник организации дополнительного образования сферы культуры". С 1982 года она работает в музыкальной школе в Красногорске, где сейчас возглавляет созданное ею вокально-хоровое отделение.

– Я с раннего детства была музыкальна, обладала хорошим слухом, и бабушка отвела меня в музыкальную школу города Долгопрудный. После трех лет обучения по классу скрипки я перешла на фортепиано к замечательному педагогу Нелли Павловне Юрченко. После школы поступила на теоретическое отделение училища им. Шнитке, где в свое время работали авторы учебников по гармонии и сольфеджио. У нас был потрясающий педагог Борис Иванович Уткин, который "сделал" нам всем почти абсолютный слух. По его методике я преподавала своим ученикам сольфеджио.

В Красногорскую школу им. А.А. Наседкина Татьяну Леонидовну взяли преподавать хоровое сольфеджио и вести хор. Занятия с солистами хора увлекли преподавателя, и она пошла учиться дальше – посещать мастер-классы опытных педагогов.

image3.jpeg

– Калужская Наталья Алексеевна, у которой я училась, занималась по системе Карла Орфа. Для развития ладового чувства Орф применял ручные знаки, и сейчас, занимаясь вокалом, я понимаю, почему это так важно. Ручная работа вместе с голосом помогает выстраивать чистое интонирование, развитие ладового слуха. Все передовые знания тех лет я использовала в своей работе – преподавала по системам Огороднова, Емельянова.

После большого опыта работы со школьным хором у Татьяны Леонидовны появляются индивидуальные ученики, которые хотят заниматься вокалом. Тогда же, в начале 2000-х годов, появляются первые вокальные конкурсы. Именно конкурсы Татьяна Леонидовна называет своими большими учителями, ведь там можно послушать 100–200 певцов разных возрастных категорий и понять, что хорошо, а что – нет, и, конечно, найти интересный и "незапетый" репертуар для учеников.

– Мой первый конкурс в 2008 году назывался "Мы поем оперу" под руководством Сергея Лейферкуса. После этого конкурса я начинаю интенсивно ездить по "серым кардиналам" от вокала, которые готовят к серьезным международным конкурсам, используя разные интересные методики. Постепенно мои солисты начинают занимать призовые места, ездить на международные стажировки, поступать в московские училища с высшими баллами, становиться победителями Дельфийских игр и престижного международного конкурса юных вокалистов имени Елены Образцовой.

В 2005 году в Красногорской школе появляется вокально-хоровое отделение, которое Татьяна Леонидовна возглавляет с 2010 года. До этого момента в школе было всего два вокальных педагога.

– Сейчас искусство помолодело. Я могу развить тембр у кого угодно. 3–4 года мы с учениками занимаемся развитием координации, потому что взаимосвязь движений вокального аппарата: и диафрагмы, и дыхания, и выдоха в точку маски – это не в один год делается. А за семь лет можно сделать много: у меня ученица стала победительницей Дельфийских игр.

Татьяна Леонидовна из тех, кто разрушает стереотипы в вокальной педагогике. Обычно вокальные уроки начинаются с распевок – специальных упражнений, которые готовят голосовой аппарат к работе. Благодаря собственной методике, опыту, индивидуальному подходу, постоянному обучению и поддержке своих учеников у нее так много победителей самых престижных конкурсов.

image4.jpeg
Максим Панасенко и Николай Басков в ТВ-передаче "Лучше всех".

– Мы не распеваемся. Мы начинаем с системы Орфа, я проверяю координацию ученика. Потом мы поем с ручными знаками. Рука совместно с голосом – это артикуляционный аппарат, которые занимают две трети мозга. И когда к этой деятельности прибавляются кистевые движения, то развитие голоса ускоряется в два или три раза и голос становится похожим на природную одаренность, "вытаскивается" тембр. Работа над координацией – это работа правого и левого полушария. От крупной координации мы идем к мелкой. На третий год подходим к ариям эпохи барокко, и ученики удивляются, что музыка, написанная 500 лет назад, актуальна. Если ученик не умеет петь барокко – он не умеет петь ничего. Педагогический секрет состоит в том, что у меня есть надежда на каждого ученика. Я никогда не знаю, что из них выйдет, и не делаю поспешных выводов о таланте и способностях.

Если дети хотят научиться музыке, будь то пение или инструмент, то в этой школе их обязательно научат, считает Татьяна Леонидовна. Педагоги чувствуют себя ответственными за то, что взращивают в юных учениках любовь к музыке, ведь это часто бывает на всю жизнь.

– Наша школа – уникальная, родоначальница всей культурной деятельности в нашем городе, от нее пошло все. И хор "Алые паруса", и ДК "Подмосковье", все проекты, связанные с культурой, – ими руководят наши выпускники. Они возглавляют и музыкальные школы, и все творческие коллективы в городе.

Фото: Сергей Калугин, предоставлены героем материала. Статья опубликована в №3 (71) журнала "Горизонты культуры" за 2021 год. На нашем сайте вы можете оформить подписку на этот и другие журналы, а также скачать уже вышедшие номера в электронном виде.


Онлайн-подписка на 2022 год

Здесь вы можете подписаться на журналы «Подмосковный летописец», «Горизонты культуры», «Социальная защита. Подмосковье» и «Образование Подмосковья. Открытый урок» Подробнее