14 Ноября Четверг
+ 2,6 C, Ясно

Театр как чудо

29 Октября 2019 5 минут Автор: Алексей Сокольский 137
Если в больших городах люди в театр — ходят, то жителям городов провинциальных — в лучшем, конечно, понимании этого слова, — в театры приходится ездить. Как правило, в те же самые большие города. Но в этом правиле случаются и удивительные исключения: есть небольшие вроде бы города, которым повезло. Причем несколько раз. А начале — когда нашлись среди их жителей не только энтузиасты, но и меценаты, такие театры создавшие. А позже — повезло сохранить их. Каждый действующий в маленьком городе театр можно считать чудом. С одним из таких чудес мы вас сегодня и познакомим. Это расположенный в Ногинске Московский областной театр драмы и комедии.
«МЫ НЕ ВЫЖИВАЕМ, А ЖИВЕМ!»

Директор театра Юрий Евгеньевич Педенко сразу же «отредактировал» мой вопрос про «выживание»…

— «Выживает» — это не про наш театр. Потому что у нас очень сильная труппа: выпускники ГИТИСа, «Щепки» — ведущих театральных вузов страны. Труппа насчитывает 41 человек, плюс на договорах у нас работают еще и приглашенные артисты, «медийные лица», как их сейчас называют.

Но я не сдавался, пытаясь все-таки добавить в наш разговор «драмы»:

— Но ведь город-то — небольшой! И даже если каждый его житель обязательно смотрит каждый ваш спектакль… Чего, к сожалению, не бывает. И не только потому, что люди не любят искусство, просто — у кого-то не хватает времени, у кого-то денег…

3.jpg
Юрий Евгеньевич Педенко, директор Московского областного театра драмы и комедии

— В год мы ставим пять-семь премьерных спектаклей. А заполняемость зала, если брать в среднем за сезон, — порядка 75-80 процентов. К нам приходят не только жители Ногинска, очень много зрителей приезжает из Москвы, из других городов и даже областей. Кроме того, ведет театр и благотворительную деятельность: мы предлагаем льготные билеты для социально незащищенных слоев населения, для многодетных семей. Очень большая у нас и гастрольная деятельность: мы ездим со своими спектаклями по всей России. Сейчас получили грант от Министерства культуры Российской Федерации.

— Да, город у нас сам по себе небольшой, — продолжает Юрий Евгеньевич, — порядка 150 тысяч, поэтому мы стараемся сделать так, чтобы получали удовольствие от нашего театра и находили здесь что-то свое люди всех возрастов. Поэтому в репертуаре у нас — и классика, и комедия, и трагикомедия... Мы очень гордимся тем, что на детские спектакли зал у нас всегда заполнен на сто процентов.

— То есть будущих своих зрителей вы растите с детства?

— Конечно! В этом году мы совместно с Богородским Благочинием открыли театральную студию, в которой преподают наши актеры. Художественный руководитель курса — Елена Цыплакова, народная артистка.

«ЗНАКОМЫЕ ВСЕ ЛИЦА…»

Раз уж «драмы» добавить не получилось, в «антракте» нашей беседы с руководством театра, попробую добавить немного комедии: вспомнилось, как один мой друг в свое время чуть не женился на девушке, с которой познакомился на танцах, по одной простой причине: «Ты не представляешь, как она на Цыплакову похожа!..» Елене Октябревне я эту историю не рассказал (пусть в журнале прочитает), а другу при встрече обязательно скажу, с кем я беседовал, — пусть если не позавидует, то вспомнит…

Мы тоже ненадолго вернемся в прошлое и удивим тех, кто еще не был в Ногинском театре, а, может быть, даже ничего о нем не слышал, информацией о том, с какими именами связана его история…

2.jpg
Елена Октябревна Цыплакова, народная артистка РФ, главный режиссер Московского областного театра драмы и комедии

Итак, мало кто знает, но актерская деятельность Юрия Никулина, которого отказались принимать в несколько театральных училищ и студий (не нашли в нем способностей), началась именно в Ногинском театре! Правда, вскоре его «переманил» цирк…

— К 90-летию театра уже в этом году мы открываем музей, — рассказывает Юрий Педенко. — Это давно было нашей мечтой, и вот, наконец, она сбывается. В этом музее будет очень много интересных экспонатов об истории театра, об известных людях — актерах, режиссерах, с именами которых она связана. Ведь Юрий Никулин — далеко не единственный. В нашем театре работали и Москвин, и Книппер-Чехова, и Качалов. Здесь начинала Татьяна Пельтцер. Один из первых своих профессиональных спектаклей — «Проводы белых ночей» — в нашем театре поставил великий наш режиссер Петр Фоменко.

Именно режиссерская работа привела сюда и Елену Цыплакову.

— Уже давно, десять лет назад, я поставила в этом театре она, — и он до сих пор идет, хоть и редко. И люди на него приезжают. Ко мне одна женщина как-то подошла и сказала: «Вы знаете, я уже раз пятнадцать этот спектакль смотрела». Приятно… А потом Юрий Евгеньевич пригласил меня стать главным режиссером, тем более что труппа была мне уже знакома. Теперь у нас масса планов.

БОЛЬШИЕ ПЛАНЫ НА МАЛУЮ СЦЕНУ

Вопрос о творческих планах считается банальным, если не неприличным, но попробуй-ка его не задай в начале-то театрального сезона! И не простого, а юбилейного! — Ведь театру исполняется 90 лет!

— У нас начались репетиции спектакля «Повести Белкина» по произведениям Пушкина в постановке Юрия Попова, — рассказывает Елена Цыплакова. — Премьера намечена на 25 октября 2019 года. Про остальные, простите, пока рассказывать не буду, хотя планы есть.

Самое главное — у нас в этом году в фойе второго этажа откроется малая сцена, до 150 человек. Мы делаем ее по просьбе наших зрителей, потому что у нас на сайте они пишут, что им очень хотелось бы иметь возможность встречаться с актерами, режиссерами. Помимо таких встреч на малой сцене будут проходить музыкальные вечера, а также малые формы театральных представлений — моноспектакли, спектакли на два актера.

На малой сцене это очень удобно, и мы попытаемся это использовать. Плюс ко всему, среди спектаклей, которые начинают у нас потихоньку готовиться, есть и по рассказам Чехова, и по Достоевскому — хорошие авторы, серьезный репертуар — и они, я уверена, будут интересны и школьникам, и взрослым. В конце прошлого сезона у нас тоже состоялись три очень интересные премьеры: «Записки сумасшедшего», «Фальшивая нота» и «Ревизор». Очень нас порадовало то, что премьеры прошли с аншлагом. Были зрители из всех ближайших городков Подмосковья, из Москвы и даже из Иванова приезжали. Так что, слава богу, все очень хорошо: радуемся жизни, трудимся, надеемся, что все получится.

AgZPMRkqfQg.jpg
Сцена из спектакля «Ревизор»

— И все-таки… — опять меня к трагизму потянуло, — немало уже было историй, когда учреждения культуры превращались всего лишь в «площади», сдаваемые в аренду. Хорошо если для проведения каких-то культурных мероприятий, а не просто торговых ярмарок. Что, на ваш взгляд, нужно делать театральным коллективам в маленьких городах, чтобы сохраниться и даже, как в вашем случае, развиваться? Дайте совет!..

— Совет может быть только один: хорошо работать! — отвечает Елена Цыплакова. — Надо творчески относиться к своему репертуару, понимать, что людям интересно. На мой взгляд, очень важно зрителя воспитывать, а не только угождать чем-то сиюминутным. Понимаете,можно поставить спектакль, на который люди, конечно, придут… Один раз посмотрят и больше на него не пойдут. А можно поставить спектакль, на который будут ходить неоднократно. Поэтому мы приглашаем сильных режиссеров, ставим серьезные спектакли. Очень важно, чтобы театр был таким местом, которое помогает человеку становиться лучше, совершеннее. Это на самом деле — работа духовная. И очень важная…

Материал опубликован в №3 (63) журнала “Горизонты культуры” за 2019 год. Фото предоставлены пресс-службой театра

Онлайн-подписка на 2020 год

Здесь вы можете подписаться на журналы «Подмосковный летописец», «Горизонты культуры», «Социальная защита. Подмосковье» и «Образование Подмосковья. Открытый урок» Подробнее