Все Подмосковье
17 C, ясно

Ты моя Отрада: история утраченной усадьбы под Ступино. Часть 1

21 сентября 2023 7 минут Автор: Татьяна Жукова 338
Подмосковье богато на бывшие дворянские гнезда, но судьбы их, как и судьбы людей, разные. Есть среди них усадьбы, радующие глаз, приглашающие посетить устроенную в великолепных интерьерах выставку или постоянную музейную экспозицию. Есть и заброшенные, руинированные "графские развалины", на которые без слёз не взглянешь. В числе таких оказалась и усадьба Семёновская-Отрада. О ней мы сегодня и расскажем.

"Отрада". Худ. Иоганн Непомук Раух

В западной части городского округа Ступино, в селе Семёновском, расположенном на берегу реки Лопасни, более 250 лет назад появился архитектурный усадебный ансамбль Семёновская-Отрада - родовое гнездо графов Орловых. Поместье в разное время впечатляло многих гостей - от Аксакова, Чехова и Бунина до имама Шамиля. Отдыхавший в Отраде в 1869 году Тютчев, вдохновленный усадьбой, посвятил ей несколько проникновенных строк.

Что примечательно, и в наши дни усадьба продолжает поражать своим размахом и архитектурной изысканностью всех, кто видит ее впервые. Даже в сегодняшнем состоянии.

Сформировавшийся в эпоху царствования Екатерины Второй уникальный усадебный комплекс считался одним из самых грандиозных по масштабу строительства и хранившихся в нем уникальных ценностей в Подмосковье. Почему в прошедшем времени? Дело в том, что сегодня этот объект культурного наследия федерального значения, состоящий из более чем 30 построек, находится в полуразрушенном состоянии.

Усадьба даже входит в символический ТОП-100 уникальных памятников мира, которым грозит разрушение. Так что - спешите видеть. А если хотите прочувствовать эстетику заброшенности и поэтику разоренного дворянского гнезда, так тонко переданную Иннокентием Анненским в стихотворении “Старая усадьба”, вам точно сюда. Даже в состоянии оставленности и разрухи усадьба продолжает захватывать дух: услада для глаз, отрада для души…

С 1774 года, когда граф Владимир Григорьевич Орлов развернул в подаренном ему братом Алексеем (Алеханом, как его звали в семье) имении масштабное строительство дворцового ансамбля, и до событий революции 1917 года усадьбой владели потомки одного рода. Предком Орловых был живший в годы царствования Петра Первого стрелец, за высокий рост и физическую силу, красоту да удаль прозванный Орлом.

2332.jpg
Портрет графа Владимира Григорьевича Орлова в молодости. 1770-е гг. Неизвестный художник.

В XVIII веке прославились пятеро братьев Орловых. Были они сыновьями новгородского губернатора Григория Ивановича Орлова и Лукерьи Ивановны Зиновьевой. Все пятеро отличались высоким ростом и удалью, умом и хитростью, совсем как их родоначальник.

Старшим из братьев был Иван, который держал всех в подчинении, главенствовал. Красавец Григорий слыл любимцем и в гвардии, и среди женщин. Алексей (Алехан)- дальновидный, решительный, смелый. Умный и привлекательный, но крайне эгоистичный - Федор. И, наконец, самый младший из братьев - Владимир Григорьевич Орлов, скромный, воспитанный, образованный и благородный. Тяготившийся государственной службой, граф Орлов-младший стремился к тихой сельской жизни в уединении.

Григорий и Алехан стояли во главе заговора, результатом которого стал дворцовый переворот, возведший в 1762 году Екатерину II на царский престол. Став императрицей, она щедро вознаградила братьев подарками - титулами, наградами и земельными угодьями. В 1762 году все пятеро получили графский титул.

В год дворцового переворота Владимиру Орлову было 19 лет, на следующей год он был направлен на учебу за границу, где и провел три года, слушая лекции в Лейпцигском университете. Среди братьев он выделялся скромностью, хорошими манерами и отсутствием высокомерия.

По возвращении на родину Владимир Орлов занял пост директора Академии наук (а ее президентом был Кирилл Разумовский), на котором он оставался с 1766 по 1774 гг. К деятельному участию в политике и делах государства Орлов-младший не стремился. Не влекло его и к высоким постам, наградам и званиям, он не любил подчиняться и угождать власть имущим. Не жаловал балы и прочие шумные увеселения, отдавая предпочтение домашнему уюту, комфорту и спокойствию. В статусе генерала-поручика в 1774 году он вышел в отставку. И, наконец, сумел реализовать свою мечту об уединенной жизни в собственном имении.

В 1773 году Алехан из пожалованных ему Екатериной поместий за победу в Чесменском сражении 1770 года подарил брату Владимиру земельные угодья в Хотунской волости. И тот с радостью развернул строительство. Так в 1774 году рядом с селом Семёновское была заложена усадьба Семёновское-Отрада.

hlaciv6o.jpg
Алексей Орлов-Чесменский.

Село Семёновское в письменных источниках впервые встречается в межевом акте 1518 года. Тогда в состав имения, которым владели Долгоруковы, входили села Авдотьино, Талеж, Ивановское, Оксино, Щеглятьевка, Шелковка, Ольгово-Дурово и Бортнево – в наши дни это населенные пункты, находящиеся в Чеховском, Ступинском и Серпуховском округах Подмосковья.

Человек состоятельный, граф вкладывал в создание и обустройство любимой усадьбы большие средства. Из заграничных поездок привозил множество вещей - от фортепьяно и соломорезки до кареты и пожарной трубы. Своих соседей он превосходил и образованностью, и богатством, и знатностью, но поскольку стремился к добропорядочности, не сколачивал состояние сомнительными способами, то пользовался среди них неизменным авторитетом и уважением.

Орлов прожил долгих 88 лет, чему немало способствовало то, что размеренную усадебную жизнь в кругу семьи он предпочел бурной столичной жизни. Ценил образованных и талантливых людей и щедро покровительствовал им.

rz24z1fl.jpg
Фонтан перед главным усадебным домом. 1910 г.

Основатель Отрады пожелал, чтобы его загородная резиденция была построена в стиле поместий английских лордов и походила на европейский замок. Усадьба в итоге была возведена в стиле, переходном от барокко к классицизму.

Имя архитектора, спроектировавшего это гениальное сооружение, доподлинно неизвестно, но с большой долей вероятности им мог быть Карл Бланк. (Согласно другой версии, из-за имеющегося сходства дворца в Отраде с павильонами Михайловского дворца в Санкт-Петербурге, это мог быть проект Василия Баженова).

Правда, вопреки совету архитектора, граф распорядился поставить главный дом не на возвышенности, а у реки, а вместо трёх этажей ограничился возведением двухэтажного дворца. Построенное из розового кирпича на контрастном сочетании неоштукатуренных красно-кирпичных стен с белокаменными деталями, такое декоративное оформление в итоге обеспечило целостность восприятия всех усадебных построек как единого архитектурного ансамбля.

В усадебный ансамбль также входили двухэтажные флигели, жилые корпуса для прислуги, хозяйственные постройки и Никольская церковь, построенная в одно время с дворцом крепостным архитектором Бабакиным в стиле позднего барокко, напоминающая по архитектуре подмосковные храмы XVIII столетия в сёлах Киеве-Спасском и Свитино.

Комплекс хозяйственных корпусов усадьбы составляли амбар из красного кирпича, отделанный белым камнем, кузница в псевдоготическом стиле, с характерными стрельчатыми окнами и стрельчатым завершением прясел основного фасада, оранжереи и теплицы. Главный дом имел оригинальную для усадьбы такого размаха планировку. Жилые комнаты и спальни располагались на обоих этажах, что было нетипично, но хозяев больше заботил комфорт нежели традиции.

Парадные залы дворца уступали своими размерами жилым комнатам, что только лишний раз подчеркивало, что хозяева "предпочитали комфорт показной стороне быта". Помещения на обоих этажах разделял длинный коридор, по обе стороны от которого и размещались комнаты. На втором этаже в торцевой части дворца находилась парадная столовая, имевшая овальную форму, пять окон которой выходили в сад.

29292.jpg
Эрна Детерс. "Парадная спальня дворца в имении "Отрада" графа Орлова-Давыдова" 1917 г.

Небольшая комната хозяйки дома, графини Ольги Ивановны, располагалась на втором этаже. Комната, хоть и угловая, но очень уютная - с выходом на балкон-ротонду и с видом из окна на сад.

На сохранившихся картинах (созданных для журнала "Столица и усадьба") Эрны Владимировны Детерс, экспонировавшихся в 1917 году на выставке Нового общества, мы можем любоваться роскошными интерьерами дворцовых комнат: Красной гостиной, парадной овальной столовой, парадной спальни, архиерейской спальни, кабинета графа, библиотечной комнаты.

Интересны интерьеры усадебного дома, которые отличали потолочные расписные плафоны, лепные карнизы, панели из дубового дерева, кафельные печи двухцветного рисунка, камины с ажурными решётками, наборный паркет. Неожиданно, что на первом этаже между спальнями, другими жилыми комнатами и библиотекой находился большой бассейн.

Меньше чем столетие спустя после своего создания - в 1840-50-е гг. - ансамбль был дополнен: среди его построек появились новые оранжереи, в оформлении которых использовались мотивы, свойственные ренессансу. В них выращивали ананасы и персики.

В середине XIX века появляется также красивейшая сквозная решетка, ограничивающая парадный двор, выполненная по эскизу известного художника Г.Ю. Боссе. И "фишка усадьбы" - главные въездные ворота, пилоны которых на белокаменных столбах украсили сторожевые львы. Ворота же в Екатерининский парк усадьбы, обнесенные роскошной чугунной решеткой в "версальском стиле", охраняли бронзовые орлы. И орлы, и львы в 1850-е гг. были отлиты в Берлине по заказу тогдашнего хозяина Отрады графа Владимира Петровича Орлова-Давыдова.

bn68tnpb.jpg
Въездные ворота усадьбы Отрада. 1925-1928 гг.

Было что посмотреть и в самой усадьбе - Орловыми из поколения в поколение бережно собиралось богатейшее собрание художественных ценностей, например - интересная коллекция табакерок с изображением самих графов и императрицы Екатерины II. Из других заслуживающих внимания предметов интерьера - старинные зеркала и антикварная мебель: диваны и кресла с золочёными круглыми спинками; резные стоячие часы рококо, окрашенные в мягкие тона. А в Большой овальной столовой стояли бюсты пятерых братьев Орловых, сработанные известным скульптором Федором Шубиным. Теперь они - экспонаты Третьяковской галереи.

Стены дворца украшали великолепные картины, рисунки, гравюры. Среди них более 40 полотен кисти живописцев с мировым именем, таких как Перуджино, Карраччи, Доу, Рокотов, Орловский. Была и портретная галерея графского рода Орловых. Фамильные портреты и бюсты наряду с Отрадой встречалось только в усадьбах Дугино Паниных, Ольгово Апраксиных и Ярополец Чернышёвых.

Именно Владимир Григорьевич положил начало созданию в усадьбе семейного архива Орловых. Несколько комнат занимала богатейшая библиотека, включавшая тысячи книг. В их числе были старинные рукописи, выкупленная у вдовы Михаила Ломоносова его личная библиотека и архив, и некоторые личные вещи ученого, среди которых - телескоп.

Любимым занятием Владимира Григорьевича было чтение, за ним он проводил по шесть часов в день. Страстно любил граф и музыку, устраивал в усадьбе концерты. В Отраде были свой хор и оркестр, в котором играли 32 талантливых крепостных музыканта. Капельмейстером служил Лев Гурилев - музыкант и композитор, автор духовных и светских песнопений, а также его сын Александр - автор песни "Однозвучно гремит колокольчик". Имелся в усадьбе и крепостной театр. Орлов был меценатом: поддерживал творчество одаренных музыкантов и сочинителей. Граф также занимался научной работой - в одном из флигелей усадьбы размещался оборудованный для этих целей "рудный" и физический кабинеты.

21qa2swf копия.jpg
Елизавета Ивановна Орлова (Штакельберг).

Спутницей жизни Владимира Григорьевича стала графиня Елизавета Ивановна Штакельберг. Дочь барона, директора Лифляндской коллегии экономии, она была любимой фрейлиной императрицы. Так, сопровождая Екатерину Вторую в поездке по Волге, она и познакомилась с графом Орловым. В этом браке родились два сына и три дочери.

Первенец Александр умер 18-летним, находясь за границей на лечении. Другой сын, Григорий, умер на пять лет раньше отца, в 1826 году. Так как прямых наследников по мужской линии больше не было, то в 1830 году, за год до своей смерти, граф передал имение Семёновское-Отрада внуку Владимиру Давыдову, сыну дочери Натальи.

Владимир Петрович Давыдов - писатель и библиофил; тайный советник и обер-церемониймейстер (главный распорядитель придворных церемоний), обладатель огромного состояния. Меценат. Как и дед, он покровительствовал талантливым людям. В 1856 году Владимир Петрович получил дозволение принять фамилию и титул своего деда и стал именоваться графом Орловым-Давыдовым.

Граф был дружен с живописцем Карлом Брюлловым, который однажды привез в усадьбу архитектора Михаила Доримедонтовича Быковского. В результате для Отрады Быковский разработал проект новых оранжерей. И в 1848 году к южному фасаду дворца, выходящему в парк, уже примыкали два симметрично расположенных корпуса. Помещения оранжерей были поставлены в одну линию с парковым фасадом и соединены с главным домом переходами. Брюллов же расписал в Отраде потолочный плафон в парадной овальной столовой и сделал росписи сводов в других помещениях.

Окончание материала читайте здесь.

Фото: pastvu.com, culture.ru, wikipedia.org.

ступино усадьба усадьба отрада краеведение история


casino siteleri
deneme bonusu veren siteler
Bonus Veren Siteler

Выберите город