Все Подмосковье
17 C, ясно

Учинское водохранилище. Три истории о "стройке века". Часть 2

05 ноября 2021 4 минуты Автор: Ольга Соловьева 1026
Мы завершаем публикацию материала, посвященного истории Учинского водохранилища. Первую часть можно прочесть здесь.
ВЗРЫВНЫЕ РАБОТЫ НА УЧЕ

В наши дни буквально у подножия Акуловской плотины расположены многочисленные дачи. Как правило, это небольшие типовые участки по 6 соток, которые выдавались в разные годы сотрудникам гидроузла. Жизнь кипит здесь преимущественно в теплое время года, т.к. дачи предназначены только для летнего пребывания. Поздней осенью в окрестностях становится малолюдно и очень тихо. Природа замирает, и лишь звук изредка проезжающих по плотине машин нарушает это безмолвие. Воображение с трудом рисует картину, что когда-то все здесь было иначе, и сразу за гребнем плотины гремели взрывы…

Один из выпусков технического отчета Государственного издательства строительной литературы, изданный в 1940 году, посвящен земляным работам на канале Москва-Волга. В разделе "Взрывные работы" приводится короткий эпизод, иллюстрирующий любопытную операцию, производившуюся в непосредственной близости от Акуловской плотины. В тексте не обозначена дата этих событий, но, судя по всему, происходили они в осенне-зимний период 1934-1935 года.

Согласно техническому отчету, до полного завершения работ между рекой Учей и подводящим каналом водосброса существовала временная земляная перемычка.

Наложение современной карты на карту 1931г. Здесь видно прежнее русло Учи. Красным отмечена область перемычки..jpg
Наложение современной карты на карту 1931 г. Здесь видно прежнее русло Учи. Красным отмечена область перемычки

Подводящий канал водосброса – это часть системы, предназначенной для сброса излишних, в том числе паводковых вод. Водосброс рассчитан на расход в 122 м3/сек. Помимо подводящего канала, водосброс состоит из головного сооружения с затвором (его венчает известная пушкинцам высокая арка), перепада, быстротока, гасителя и отводящего канала.

Существовавшая в годы строительства земляная перемычка между Учей и подводящим каналом имела высоту 1,2 м, ширину поверху 20 м при длине около 65 м. Над уровнем воды перемычка возвышалась всего лишь на 0,5 м, а в некоторых местах и меньше. Грунт – суглинок, промерзший на 40 см.

К моменту проведения взрывной операции средняя часть перемычки по оси была выбрана до проектной отметки. Таким образом получались как бы две отдельные перемычки по 6 м шириной с расстоянием между ними, равным 8 м.

В тот зимний период, о котором идет речь в отчете, необходимо было произвести глубокое рыхление (на 1 м) с тем, чтобы сброшенные через водосброс весенние воды смыли разрыхленный грунт в реку Учу. Было также желательно, чтобы попутно некоторая часть грунта первой перемычки была выброшена на берега и в воду реки Учи.

Обе перемычки решено было взорвать одновременно. Для этого в первой перемычке было сделано 30 колодцев глубиной в 1,2 м, во второй перемычке – 28 колодцев глубиной до 1,5 м. Все колодцы были наполнены водой, перед зарядкой они были очищены от ила. Вес отдельного заряда был определен в 12 кг. Заряды были помещены в железные заводские барабаны, предварительно хорошо осмоленные. Излишний объем барабанов заполнялся сухим песком. Каждый заряд имел два конца детонирующего шнура. В качестве инициального заряда в каждый заряд помещались по 6 капсюлей-детонаторов.

Схема расположения перемычки между Учей и подводящим каналом.jpg
Схема расположения перемычки между Учей и подводящим каналом

К 22 часам все заряды были смонтированы и расставлены около колодцев. Смонтирована была и сеть из детонирующего шнура. И вдруг в это время было получено распоряжение – производство взрыва отложить до утра.

Большие заряды отвозить обратно на склад было нельзя. Решили оставить все на месте, на досках. Детонирующий шнур был собран и увезен, концы его зарядов – изолированы, был выставлен усиленный караул.

Ночью шел снег. Утром был восстановлен монтаж сети детонирующего шнура, причем сеть была сделана двойная – рабочие опасались, что пролежавший на земле в течение 8 часов шнур мог отсыреть. Для огневого паления к сети были подвязаны 8 небольших боевых патронов.

Около 11 часов утра была произведена запалка тремя взрывниками. Произошел одновременный взрыв пятидесяти четырех зарядов, несколько зарядов все-таки отсырели и не сработали. Грунт первой перемычки был полностью выброшен в реку Учу и на берег, грунт второй перемычки, как и ожидалось, оказался разрыхленным в результате взрыва, и лишь небольшая его часть была выброшена на берег.

Теперь о существовании перемычки уже ничего не напоминает. Сейчас подводящий канал – это спокойная и невероятно живописная гавань, которую с двух сторон обрамляют деревья.

Предположительно земляная перемычка располагалась именно здесь.jpg
Предположительно земляная перемычка располагалась именно здесь

Можно сказать, здесь находится некий водный "перекресток", где основная акватория водохранилища соединяется с подводящим каналом водосброса. После прибытия волжской воды оказалось затоплено само русло Учи, однако местные рыбаки рассказывают, что прежнее русло реки отыскать все-таки можно: глубина там значительно больше.

КАРЬЕРЫ И ИСЧЕЗНУВШИЕ УЗКОКОЛЕЙКИ

В период строительства Акуловской плотины и Учинского водохранилища неподалеку от них находилось как минимум два карьера. Очевидно, там происходила добыча грунта и гравия. Один из карьеров именовался "Пушкинское поле", другой – "Ивантеевка".

Чертеж участка, где располагались карьеры МВС.JPG
Чертеж участка, где располагались карьеры МВС

В марте 1936 года постановлением президиума Мособлисполкома участок земли между карьерами был выделен Москва-Волгострою под строительство узкоколейной железной дороги и улучшение грунтовой дороги.

Глядя на план, логично предположить, что карьер "Пушкинское поле" находился вблизи современной дороги на Невзорово и улицы Зеленая роща. Карьер "Ивантеевка" располагался вблизи нынешней улицы Огорхоз на территории Ивантеевки.

Тогда, в 1936 году, примерно 2/3 земли вдоль юго-западной стороны узкоколейки были отведены в пользование Фабрике №12 Мострикотаж им. Дзержинского под огородное хозяйство, вероятно, отсюда и пошло название улицы Огорхоз. Сейчас это место занято крупной промзоной, рядом функционирует асфальтобетонный завод.

Примерно треть территории слева от узкоколейки по направлению к Пушкинскому карьеру занимал лес местного значения (аббревиатура "ЛМЗ" на плане).

О существовании между карьерами самой узкоколейной железной дороги уже никто не помнит, очевидно, после строительства водохранилища необходимость в ней отпала, и пути были демонтированы.

В прошлом же в карьере "Ивантеевка" шла добыча гравия. Об этом свидетельствуют две фотографии, датированные 1935 г. Судя по снимкам, от карьера к объектам строительства гравий доставляли и при помощи мотовоза, и на автотранспорте.

Без имени-1.jpg

Подобная узкоколейная железная дорога проходила и в непосредственной близости от Акуловской плотины. Ветка, начинавшаяся от основного пути Ярославского направления, шла по западной стороне города Пушкино, пересекала уже упомянутое Акуловское шоссе и оканчивалась тупиком.

Чертеж узкоколейки вблизи плотины. Прямоугольником обозначен лесопильный завод.JPG
Чертеж узкоколейки вблизи плотины. Прямоугольником обозначен лесопильный завод

Примечательно, что возле тупика с южной стороны железнодорожной ветки находился лесопильный завод и склад древесины – для этого Москва-Волгострою был выделен участок площадью 2,64 га. Лесопилка была крайне необходима: ведь вырубки леса производились на всей территории будущего Учинского водохранилища и строящихся гидросооружений. Древесина шла в зачет снабжения Москва-Волгостроя, в том числе в виде дров.

Железнодорожные пути существует на западной стороне города Пушкино и сегодня.

Железнодорожная ветка на западной стороне Пушкино в наши дни.JPG
Железнодорожная ветка на западной стороне Пушкино в наши дни

Можно предположить, что после окончания строительства плотины часть узкоколейки продолжали эксплуатировать, только при пересечении с ул. Краснофлотской ветка поменяла направление – теперь она плавно стала поворачивать на север и проходить сквозь промзону к СНТ "Железнодорожник".

В материале использованы фотографии из архива автора, А.Гречи, а также документы из ЦГАМО и из архивного отдела "Пушкино " архивного управления администрации Городского округа Пушкинский.

учинское водохранилище экология река природа Канал имени Москвы


Выберите город