14 Ноября Четверг
+ 2,7 C, Ясно

Усадьбы в кино: сквозь пространство и время

30 Октября 2019 4 минуты Автор: Ирина Новожилова 134
Старинные дворянские семьи больше не живут в своих роскошных поместьях. Но это не значит, что у них теперь нет обитателей: в XX и XXI веках здесь поселились новые персонажи. И все это благодаря кинематографу.
«Дворянское гнездо», 1969 год, усадьба Марфино (г. о. Мытищи)

Розово-белый дворец, отражающийся в воде. Идеальное дворянское гнездо. Но в фильме снимают не его, а расположенный рядом Конный двор. Сцена короткая, но яркая: лошади, цыгане, молодой самоуверенный князь, нарывающийся на ссору с главным героем Лаврецким и приходящий в себя, когда тот напоминает, как угощал его в детстве конфетами. Князя играл Никита Михалков, он писал,что в этой роли должна раскрыться душа России: «Привитые в XVIII веке дуэли, идеи немецкой и французской философий, легкие барыши… — все наносное, европейское, от одного правильного слова, от одного детского воспоминания проваливается в тартарары».

Screenshot_4.jpg
«Дворянское гнездо», реж. А. Кончаловский, 1969 г.

Фильм вышел на экраны ровно 50 лет назад, а Марфино после этого пережило еще множество трансформаций: превращалось в двор английской королевы («Стакан воды», реж. Ю. Карасик, 1979 г.) и двор Папы Римского («Яды, или Всемирная история отравлений», реж. К. Шахназаров, 2001 г.), здесь даже проходил булгаковский бал сатаны и летала Маргарита, которую местные ребятишки радостно принимали за Бабу-Ягу («Мастер и Маргарита», реж. Ю. Кара, 1994 г.).

«Станционный смотритель», 1972 год, усадьба Мураново (Пушкинский г. о.)

Следующее десятилетие, 70-е годы, и на сцене — «Станционный смотритель», которого снимали в Мураново. Здесь не обошлось без перемещений в пространстве: помните, Самсон Вырин приезжает в Петербург, чтобы найти свою дочь, заходитв богатый особняк и — оказывается в интерьерах усадьбы Мураново. Фокус, достойный Нарнии с ее платяным шкафом. Но кинематограф и не то может. Так что увидеть петербургский дом Дуни сегодня не составит затруднений: картины, вазы, зеркала, канделябры — все на месте, и совсем не надо ехать в Питер.

Screenshot_5.jpg
«Станционный смотритель», реж. С. Соловьев, 1972 г.

В Зеленой гостиной снята одна из самых эмоциональных сцен: Дуняша видит отца и падает в обморок, а ее возлюбленный, молодой гусар, выгоняет старика из дома. За всем этим со стены наблюдает княгиня Евдокия Николаевна Мещерская с дочерью Анастасией и подругой Елизаветой: их групповой портрет и сегодня украшает гостиную в Мураново.

«Формула любви», 1984 год, усадьба Ляхово (г. о. Домодедово)

А мы тем временем перемещаемся в усадьбу Ляхово — здесь снимали всем известную «Формулу любви» Марка Захарова. Сегодня дом одряхлел и почти не виден из-за деревьев, а в 80-х, когда шли съемки, он в целости и сохранности готов был к приему гостей — именно сюда приезжал граф Калиостро со своими «чародеями». Еще один нюанс: по сценарию поместье находится под Смоленском, а вовсе не в Подмосковье, но для кинематографа игры с географией — дело привычное.

Screenshot_8.jpg
«Формула любви», реж. М. Захаров, 1984 г.

«Барышня-крестьянка», 1995 год, усадьба Ярополец Гончаровых (Волоколамский г. о.)

Мог ли Пушкин, когда работал над своей повестью, представить, что местом действия описываемых им событий станет поместье его тещи? Едва ли. Но судьба и воля создателей фильма распорядились так, что его герои ходили по тем же комнатам, по которым когда-то прогуливался сам поэт. Осталось только разобраться, какая из двух семей жила здесь: Муромские, перестроившие свою жизнь на «аглицкий» лад, или Берестовы, не поддающиеся преходящей моде? Верен второй вариант, а вот для имения Муромских снимали усадьбу в Братцево.

Screenshot_10.jpg
«Барышня-крестьянка», реж. А. Сахаров, 1995 г.

«Адмиралъ», 2008 год, усадьба Середниково (г. о. Солнечногорск)

Дальше путешествие во времени и пространстве закидывает нас в Могилев, что в Белоруссии, в начало XX века, а по совместительству в XXI век и в усадьбу Середниково — здесь снимали сцены из фильма «Адмиралъ». В этом приусадебном парке Александр Колчак встречается с Николаем II, который назначает его главнокомандующим Черноморским флотом и желает ему удачи: «С богом, адмирал!»

Screenshot_11.jpg
«Адмиралъ», реж. А. Кравчук, 2008 г.

«Два дня», 2011 год, усадьба Абрамцево (Сергиево-Посадский г. о.)

Наша машина времени завершает свой путь в Абрамцево. Реальность и вымысел здесь, как всегда, смешались. В снятом Авдотьей Смирновой фильме усадьба Аксакова превращается в дом-музей вымышленного писателя Петра Щегловитого, расположенный в 400 км от Москвы. Как и в прошлом, рядом с имением устраивают чаепития, а героиня Ксении Раппопорт водит экскурсии в отстроенных декорациях, рассказывая биографию никогда не существовавшего писателя. Время, когда в имениях проводили торжественные светские приемы, ушло в прошлое, но их настоящее и будущее — не менее интересны. Превращаясь в кинопавильоны, они создают в фильмах особую атмосферу и становятся сценой, на которой разыгрываются каждый раз новые истории.

Screenshot_15.jpg
«Два дня», реж. А. Смирнова, 2011 г.

Материал опубликован в №3 (63) журнала “Горизонты культуры” за 2019 год.

Онлайн-подписка на 2020 год

Здесь вы можете подписаться на журналы «Подмосковный летописец», «Горизонты культуры», «Социальная защита. Подмосковье» и «Образование Подмосковья. Открытый урок» Подробнее