Усадьбы в кино: сквозь пространство и время
30 октября 2019
4 минуты
1893
Старинные дворянские семьи больше не живут в своих роскошных поместьях. Но это не значит, что у подмосковных имений теперь нет обитателей: в XX и XXI веках здесь поселились новые персонажи. И все это не без помощи кинематографа.

Розово-белый дворец, отражающийся в воде. Идеальное дворянское гнездо. Но в фильме снимается не он, а расположенный рядом Конный двор. Сцена короткая, но яркая: лошади, цыгане, молодой самоуверенный князь, нарывающийся на ссору с главным героем Лаврецким и приходящий в себя, когда тот напоминает, как угощал его в детстве конфетами. Князя играл Никита Михалков, он писал,что в этой роли должна раскрыться душа России: "Привитые в XVIII веке дуэли, идеи немецкой и французской философий, легкие барыши… — все наносное, европейское, от одного правильного слова, от одного детского воспоминания проваливается в тартарары".

"Дворянское гнездо", реж. А. Кончаловский, 1969 г.
Фильм вышел на экраны ровно 50 лет назад, а Марфино после этого пережило еще множество трансформаций, превращаясь в двор английской королевы ("Стакан воды", реж. Ю. Карасик, 1979 г.) и двор Папы Римского ("Яды, или Всемирная история отравлений", реж. К. Шахназаров, 2001 г.), здесь даже проходил булгаковский бал сатаны и летала Маргарита, которую местные ребятишки радостно принимали за Бабу-Ягу ("Мастер и Маргарита", реж. Ю. Кара, 1994 г.).
"Станционный смотритель", 1972 год, усадьба Мураново (Пушкинский г. о.)
1970-е годы. В кинотеатрах показывают "Станционного смотрителя", которого снимали в Мураново. Здесь не обошлось без перемещений в пространстве: помните, Самсон Вырин приезжает в Петербург, чтобы найти свою дочь, заходит в богатый особняк и — оказывается в интерьерах усадьбы Мураново. Фокус, достойный Нарнии с ее платяным шкафом. Но кинематограф и не то может. Так что увидеть петербургский дом Дуни сегодня не составит затруднений: картины, вазы, зеркала, канделябры — все на месте, и совсем не надо ехать в Питер.

"Станционный смотритель", реж. С. Соловьев, 1972 г.
В Зеленой гостиной снята одна из самых эмоциональных сцен: Дуняша видит отца и падает в обморок, а ее возлюбленный, молодой гусар, выгоняет старика из дома. За всем этим со стены наблюдает княгиня Евдокия Николаевна Мещерская с дочерью Анастасией и подругой Елизаветой: их групповой портрет и сегодня украшает гостиную в Мураново.
"Формула любви", 1984 год, усадьба Ляхово (г. о. Домодедово)
А мы тем временем перемещаемся в усадьбу Ляхово — здесь снимали всем известную "Формулу любви" Марка Захарова. Сегодня дом одряхлел и почти не виден из-за деревьев, а в 80-х, когда шли съемки, он в целости и сохранности готов был к приему гостей — именно сюда приезжал граф Калиостро со своими "чародеями". Еще один нюанс: по сценарию поместье находится под Смоленском, а вовсе не в Подмосковье, но для кинематографа игры с географией — дело привычное.

"Формула любви", реж. М. Захаров, 1984 г.
"Барышня-крестьянка", 1995 год, усадьба Ярополец Гончаровых (Волоколамский г. о.)
Мог ли Пушкин, работая над своей повестью, представить, что местом действия описываемых им событий станет поместье его тещи? Едва ли. Но судьба и воля создателей фильма распорядились так, что его герои ходили по тем же комнатам, по которым когда-то прогуливался сам поэт. Осталось только разобраться, какая из двух семей жила здесь: Муромские, перестроившие свою жизнь на "аглицкий" лад, или Берестовы, не поддающиеся преходящей моде? Верен второй вариант, а вот для имения Муромских снимали усадьбу в Братцево.

"Барышня-крестьянка", реж. А. Сахаров, 1995 г.
"Адмиралъ", 2008 год, усадьба Середниково (г. о. Солнечногорск)
Путешествие во времени и пространстве закидывает нас в Могилев, что в Белоруссии, в начало XX века, а по совместительству в XXI век и в усадьбу Середниково — здесь снимали сцены из фильма "Адмиралъ". В этом приусадебном парке Александр Колчак встречается с Николаем II, который назначает его главнокомандующим Черноморским флотом и желает ему удачи: "С богом, адмирал!"

"Адмиралъ", реж. А. Кравчук, 2008 г.
"Два дня", 2011 год, усадьба Абрамцево (Сергиево-Посадский г. о.)
Наша машина времени останавливается в Абрамцево. Реальность и вымысел здесь, как всегда, смешались. В снятом Авдотьей Смирновой фильме усадьба Аксакова превращается в дом-музей вымышленного писателя Петра Щегловитого, расположенный в 400 км от Москвы. Как и в прошлом, рядом с имением устраивают чаепития, а героиня Ксении Раппопорт водит экскурсии в отстроенных декорациях, рассказывая биографию никогда не существовавшего писателя. Время, когда в имениях проводили торжественные светские приемы, ушло в прошлое, но их настоящее и будущее — не менее интересны. Превращаясь в кинопавильоны, они создают в фильмах особую атмосферу и становятся сценой, на которой разыгрываются каждый раз новые истории.

"Два дня", реж. А. Смирнова, 2011 г.