18 Октября Пятница
+ 14,5 C, Пасмурно

Ушедшее и настоящее блоковского Шахматова

29 Сентября 2019 13 минут Автор: Римма Сидорова 130
В августе в Шахматове прошел юбилейный Праздник поэзии Александра Блока. В пятидесятый раз на «возлюбленной поляне» собирались почитатели таланта великого поэта России, звучали стихи Блока и стихи о Блоке. История блоковских праздников неотделима от истории возрождения усадьбы. Мой рассказ о традиции Праздников, о первых экскурсиях в Шахматово, о возрождении усадьбы.
Усадьба Шахматово, где Блок проводил летние месяцы на протяжении 36 из 40 прожитых лет, сгорела в июле 1921 г., за месяц до того, как поэт покинул этот мир. На пепелище главного дома вскоре выросла молодая роща. Постепенно территория парка слилась с окружающим лесом. Лишь огромный тополь серебристый, воспетый Блоком в поэме «Возмездие», да заросли сирени и шиповника напоминали о том, что когда-то здесь была барская усадьба, в которой кипела духовная жизнь.

Дом поэта погиб, но память о нём оставалась живой. В разное время в Шахматове побывали многие исследователи жизни и творчества Блока. В 1924 г. приезжал Пётр Алексеевич Журов. Он нашёл и спас часть книг из усадебной библиотеки. В 1946 г. в Шахматове впервые побывал фотограф Государственного литературного музея Виктор Сергеевич Молчанов. Он запечатлел Шахматово во многих своих работах. В 1965 г. вместе с В.С. Молчановым Шахматово посетил Илья Глазунов, а в 1967 г. Лидия Либединская, написавшая о Блоке книгу. В 1960–1970-е гг. статьи о Шахматове публиковали Илья Глазунов, Владимир Солоухин, Андрей Турков, Лидия Либединская, Николай Ильин, Владимир Енишерлов.

В далёкие 1960-е гг. интерес к отечественной поэзии вырос особенно. Поэтические вечера собирали тысячные аудитории. На волне всеобщей любви и интереса к русской литературе возрождались культурные традиции прошлого – литературные вечера и диспуты, возникали новые традиции. Так появились Праздники поэзии.

Чай под липами. Шахматово. 1909 год. - копия.jpg
Чай под липами. Шахматово. 1909 г.

В начале любого дела стоит подвижник. Идеи, витающие в воздухе, могут быть подхвачены многими людьми, но первый шаг могут сделать немногие. Благодаря энтузиастам-первопроходцам и происходят благие свершения. Для Праздников поэзии в Шахматове таким человеком стал писатель Станислав Стефанович Лесневский (1930–2014) – автор книг о Блоке. Сейчас, глядя в прошлое, можно с полной уверенностью сказать, что если бы не его кипучая энергия и увлечённость, которая передавалась всем, кого сводила судьба с этим удивительным человеком, ещё долго не было бы ни музея-заповедника Александра Блока, ни возрождённой усадьбы Шахматово.

Лесневский на протяжении 44 лет был неизменным ведущим и добрым гением блоковских Праздников поэзии. Провести праздник в усадьбе, затерянной среди полей и лесов, расположенной в стороне от населённых пунктов, куда и дороги-то нет, заказать автобус, привезти из Москвы поэтов, писателей, актёров, пригласить участников и гостей – дело очень непростое, требующее много времени и немалых организаторских способностей. Ими в полной мере обладал Лесневский. Он стал не только организатором и ведущим ежегодных Праздников, но и настоящим летописцем послепожарной истории усадьбы Шахматово.

Летом и осенью 1969 г. Лесневский обошёл окрестности Шахматова и записал воспоминания последних свидетелей далёкой эпохи, знавших Менделеевых, Бекетовых, Блока. Среди них – Николай Иванович Тишков, учившийся в таракановской сельской школе, Екатерина Евстигнеевна Можаева, работавшая горничной в усадьбе Шахматово. Лесневский познакомился с директором солнечногорской школы № 1 имени Александра Блока Петром Ефимовичем Резником, под руководством которого ученики и педагоги собирали разошедшиеся по окрестным деревням усадебные вещи. Найденные школьниками зеркало, этажерка, столик, киот экспонировались в школьном музее, а затем были переданы в шахматовский музей.

Осенью 1969 г., накануне 90-летия со дня рождения поэта, на поляне возле Шахматова стараниями Станислава Стефановича был установлен камень-валун, отметивший место, где находилась усадьба. По воспоминаниям самого Лесневского, сделать это предложил создатель Пушкинского заповедника в Михайловском Семён Степанович Гейченко, по мнению которого камень органично вписывается в природный пейзаж и указывает место, где находилась усадьба. Местный лесник Иван Николаевич Можаев подсказал, где лежит подходящий валун – на дне глубокого оврага у деревни Осинки. Клинско-Дмитровская гряда, где расположено Шахматово, ледникового происхождения. Миллионы лет назад этот великан появился здесь вместе с ледником. Выкапывали его три дня. По мнению специалистов, весит он около 12 тонн. Стали думать, как же доставить камень в Шахматово. Нашлись люди, которые помогли с техникой. Это были строители, возводившие по соседству мост через реку Лутосню. Валун обвязали тросами, достали из оврага с помощью крана, немного подняли над землёй и по просёлочной дороге медленно двинулись в Шахматово. Скоро стало смеркаться, и двигаться дальше в темноте не решились. А на следующее утро продолжили путь. Место для камня-памятника на поляне в Шахматово выбрал художник Юрий Васильев. По рассказам, ему не понравилось, как его положили первоначально. Он попросил его поднять и развернул. На том месте камень лежит и поныне.

Фото 9. Валун на фоне дома.JPG

Теперь его называют Святой камень, или Блоковский валун, по названию стихотворения Евгения Евтушенко, которое он посвятил Станиславу Лесневскому. В стихотворении есть такие строки:
Взойдите те, кто юн,
на блоковский валун,
но там не балаганьте.
Отдав предтечам дань,
в себя вдохните даль
и частью дали станьте…
И действительно, с камня открываются неоглядные синие русские дали, которые так любил Блок, и которые он воспел в своих произведениях.

На следующий год в Шахматове состоялся первый Праздник поэзии. Вот как вспоминал об этом С.С. Лесневский: «9 августа 1970 года на поляне у Блоковского валуна в Шахматове состоялся первый Праздник поэзии Александра Блока. Святой Камень словно созвал всех нас. Это было необычное зрелище. Ярко светило солнце… И по дорогам и тропам люди шли и шли в Шахматово. Пешком прошла всю дорогу Мариэтта Шагинян.

Это было романтическое событие. И в центре этого события – романтический поэт и романтический актёр вахтанговской сцены, близкий друг и поклонник Марины Цветаевой, видевший и слышавший Александра Блока – Павел Антакольский. Это для нас было подлинное чудо. И чудом было и то, что Павел Антакольский приезжал ещё несколько раз».

С тех пор праздники стали традиционными. Проходят они ежегодно в первое воскресенье августа, в день памяти Александра Блока. Он умер 7 августа 1921 г., в воскресенье. За прошедшие годы в Шахматове побывали тысячи людей. Сейчас до усадьбы можно добраться на автобусе по асфальтовой дороге, её построили после того, как был создан музей-заповедник А.А. Блока. А до той поры попасть в Шахматово можно было только лесной тропинкой, минуя глубокий овраг. И этот путь проходили все – и стар и млад. В разное время сюда приезжали поэты и писатели Алексей Сурков, Константин Симонов, Ираклий Андронников, Лев Ошанин, Евгений Долматовский, Маргарита Алигер, Владимир Солоухин, Виктор Боков, Расул Гамзатов, Борис Слуцкий, Давид Самойлов, Булат Окуджава, Людмила Татьяничева, Михаил Львов, Екатерина Шевелёва, Римма Казакова, Лариса Васильева, Евгений Евтушенко, Лидия Либединская и многие другие. О Праздниках поэзии писали центральные газеты: «Правда», «Известия», «Комсомольская правда», «Литературная газета», «Советская культура», «Литературная Россия». Первоначально Праздники поэзии проходили в Шахматове, затем – в соседней деревне Тараканово, а потом и вовсе – в городе Солнечногорске. Видимо, местные власти считали, что из года в год демонстрировать место, где стояла усадьба, ничего не делая для её возрождения, неловко. Но неизменно, по окончании торжественной части в Солнечногорске, истинные почитатели поэзии Блока устремлялись в Шахматово. Ведь здесь, на знаменитой поляне, рядом с Блоковским валуном, стихи звучат совсем по-иному, чем с трибуны в городском парке. Здесь они были написаны, здесь они у себя дома.
В густой траве пропадёшь с головой,
В тихий дом войдёшь не стучась,
Обнимет рукой, оплетёт косой,
И статная скажет: «Здравствуй, князь»…
Праздники поэзии привлекали всё больше внимания. В усадьбу устремились туристы. С августа 1970 г. в село Тараканово, что между Шахматовом и Бобловом, стали приезжать многочисленные экскурсионные автобусы. Первые экскурсии иногда проводил сам Лесневский. По его инициативе в Тараканове, в бывшей земской школе, была открыта фотовыставка, экспонаты для которой помог собрать Пушкинский Дом. На следующий год на основе фотовыставки Государственный литературный музей подготовил экспозицию, посвящённую жизни и творчеству Александра Блока.

Фото 10. 38 Праздник Евгений Евтушенко.jpg

В экспозиции были представлены копии рукописей, документов, муляжи книг и журналов, фотографии, пейзажи художников Владимира Китаева и Владислава Полякова, небольшая картина с изображением Медного всадника на фоне Исаакиевского собора – подарок П.Г. Антакольского. Но были и мемориальные вещи. Это предметы, найденные Лесневским вместе с московскими экскурсоводами. Портреты деда и бабушки Блока по линии отца – Льва Александровича и Ариадны Александровны Блок и скатерть из бобловского дома с вышитыми автографами. Они и сейчас демонстрируются в Тараканове в здании бывшей земской школы. Выставка в Тараканове стала прообразом будущего музея в Шахматове.

Фактическое возрождение усадьбы Шахматово, как утверждал Лесневский, «началось с экскурсий, притом задолго до открытия официального музея». В 1970 г. Московское городское экскурсионное бюро стало приглашать в поездки в Шахматово. Мне вспоминается рассказ Веры Викторовны Емельяновой. Она рассказывала, как вместе с группой гидов разрабатывала экскурсию «Блок в Москве». Об этом узнал Лесневский и предложил создать тур в усадьбу Блока. Вместе со специалистами Лесневский много раз ездил в Шахматово. Был намечен маршрут экскурсии, определены остановки, с которых открываются виды на окрестности, и где хорошо звучит поэзия Блока: там сам пейзаж является иллюстрацией этих стихов. В ту пору подобных пейзажных экскурсий не существовало. Директор Московского городского экскурсионного бюро, услышав увлечённый рассказ Лесневского о будущей экскурсии, утвердил её.

В 1980 г. к московским экскурсоводам присоединились гиды Солнечногорского бюро путешествий. В усадьбу Блока ехали туристы из Москвы и Московской области, из домов отдыха и санаториев, расположенных на территории Солнечногорского района, в которых отдыхали представители всех регионов СССР. В ту пору поездки в Шахматово были очень популярны. По выходным дням на остановке в селе Тараканове, что примерно в 2,5 километрах от Шахматова, стояли до 12 автобусов. Из Тараканова по полю, мимо деревни Осинки, откуда открываются чудесные виды на окрестности, далее по лесной дороге через овраг туристы шли в Шахматово.

Но фактически эта экскурсия начиналась в Солнечногорске у станции Подсолнечная, где была первая остановка. В 1980-е гг. там ещё стояло деревянное здание вокзала постройки 1914 года (ныне утраченное). Блок приезжал в Шахматово из Петербурга ежегодно в летнее время с 1881 по 1916 год, а значит, бывал на станции Подсолнечной и в здании вокзала. Там участникам поездки обычно читали стихотворение «На железной дороге», местом создания которого Блок назвал станцию Подсолнечная. Оттуда поэт отправлялся в усадьбу. Этой же дорогой ехали в Шахматово и туристы.

DSC_6454.jpg

Вторая остановка была на Вертлинской улице у солнечногорской средней школы № 1 имени Александра Блока. В 1971 г., перед началом выпускного вечера, во дворе этой школы был открыт первый в стране памятник Блоку. Бюст поэта работы скульптора Ирины Александровой установили по инициативе жителя Солнечногорска, художника-реставратора, одного из спасителей Дрезденской галереи Степана Сергеевича Чуракова. Сначала памятник намеревались поставить на перекрёстке Ленинградского и Таракановского шоссе, но затем было принято решение выделить место у школы, носящей имя поэта. Деньги на памятник школьники заработали в подшефном совхозе. В августе 1971 г. писатели, приехавшие на второй Праздник поэзии Александра Блока, посетили школу. Педагог Галина Викторовна Резник вспоминала, что среди них был и актёр П.Г. Антакольский. Он осмотрел памятник со всех сторон, долго стоял перед ним, затем перекрестился и стал обнимать и благодарить педагогов и учащихся, стараниями которых появился памятник.

С тех пор каждый Праздник поэзии начинался у школы возложением цветов. Рядом со школой останавливались и все экскурсионные автобусы, направлявшиеся в Шахматово.

От школы путь продолжался по Таракановскому шоссе, по которому ездил Блок, его родственники и друзья. Постепенно туристы погружались в «Страну поэзии Александра Блока» – так называлась экскурсия по блоковским местам. Пейзаж, который видели из окон автобуса, в ту пору был действительно блоковским. По дороге делали ещё несколько остановок. Я вспоминаю те времена, когда мы делали остановку у деревни Сергеевка и поднимались с туристами на холм. У его подножия и сейчас вьётся лента Таракановского шоссе, а вот поле возле деревни застроено домами и магазинами. Раньше там рос овёс или колосилась рожь. Там удивительно хорошо звучали стихи:
... ещё леса, поляны,
И просёлки, и шоссе,
Наша русская дорога,
Наши русские туманы,
Наши шелесты в овсе…
Благодаря экскурсиям, Праздникам поэзии, многочисленным публикациям в печати Шахматово становилось всё более популярным. В 1980 г. было широко отмечено 100-летие со дня рождения Александра Блока. В Большом театре прошло торжественное заседание. А в 1981 г. вышло постановление правительства о создании Государственного историко-литературного и природного музея-заповедника А.А. Блока. Было зарегистрировано музейное учреждение, набран штат.

Сотрудники вновь созданного музея активно собирали фондовые коллекции, обновляли и дополняли экспозиции в бывшей земской школе, но дальше дело не шло. Открыть музей для посетителей не удавалось, возрождение здания блоковской усадьбы затянулось почти на 20 лет. И все эти годы его зачинатели во главе с Лесневским не уставали писать, говорить об этом, привлекать внимание общественности. Коллективные усилия зачинателей и музейщиков дали результат: в день проведения 32-го Праздника поэзии ,5 августа 2001 г., чудо свершилось. Восстановленный дом в Шахматове распахнул свои двери для посетителей. С того времени Праздники поэзии проходят в усадьбе.

Следом за главным усадебным домом были воссозданы хозяйственные постройки. А дальше случилось то, о чём Лесневский написал: «Дом в Шахматове восстановлен. И туда приезжают автобусы, минуя подлинный мир Александра Блока, чтобы увидеть искусственную декорацию благополучной мещанской дачи, подобие этакого комиссионного магазина. И там, в духоте, в пальто люди слушают утомительные повествования музейщиков. Трагедия блоковского Шахматова скрыта под благополучной личиной экспозиции… Слава Богу, сохраняется дивный уголок природы…

DSC_6554.jpg

Между тем мир Александра Блока – весь за пределами этой декорации. Прежде всего это исчезающий год за годом ландшафт, который, как сказал Андрей Белый, «веет строчкой Александра Блока»…»

Прошло пять лет, как Лесневский написал эти строки. Дивный уголок шахматовской природы продолжает безвозвратно меняться. Если бы Андрей Белый сегодня приехал в Шахматово, то не увидел бы с дороги усадьбу. Она скрыта выросшим на Бекетовских запашках молодым лесом. В 2018 г., побывав на Празднике поэзии, я не узнала Шахматово. Односторонняя берёзовая аллея, которую начали сажать в 2008 г., превратилась в двухстороннюю. Бекетовские запашки так сильно заросли, что ещё два-три года, и они превратятся в дремучий лес. Правда, небольшой участок поля сотрудники музея недавно начали засевать овсом, сильно рекламируя это действо, но общей картины оно не меняет. Вместо поля – молодой лес. Из трёх мемориальных лирных берёз осталась одна. В самой усадьбе и при въезде в неё высадили в большом количестве сирень в тех местах, где она никогда не росла. Я не могла найти в парке лилии саранки, или царские кудри, как их называла тётушка Блока Мария Андреевна Бекетова. Видимо, безвозвратно исчезла и эта мемориальная травянистая растительность. В угнетённом состоянии пребывают мемориальный барвинок и аквилегии. Можно перечислять и дальше. Словом, изменения происходят на глазах и не только в позитивную сторону. Хотя сотрудники музея утверждают, что в Шахматове «всё, как при Блоке», это далеко не так!

После ухода из жизни в 2014 г. Станислава Стефановича Лесневского неоднократно менялись ведущие Праздников поэзии. На мой взгляд, лучшим из них стал Игорь Волгин, хорошо знавший Лесневского. Стоит признать, что участники Праздника не могут сохранять те традиции, которые хранил и поддерживал Лесневский. По моему мнению, это должны делать сотрудники музея. Сейчас уже не возлагают цветы к памятнику Блоку в Солнечногорске в день Праздника поэзии. И автобусы с туристами проезжают не только мимо первого в стране памятника Александру Блоку, но и мимо Бездонного озера и деревни Сергеевка. Сотрудники музея-заповедника не проводят, как прежде, дорожную экскурсию, чтобы постепенно открывать туристам «страну поэзии Александра Блока». Создаётся впечатление, что расположенная на 4,5 га усадьба – это и есть Блоковское Шахматово, что противоречит самой сути мемориального заповедника.

В августе 2019 г. пройдёт 50-й Праздник поэзии. Лесневский сказал мне однажды, что на празднике нужно говорить о чём-то позитивном, хотя сам всё же написал: «Потускнели Блоковские праздники поэзии...». Но сейчас, когда его уже нет, накануне юбилейного праздника, я позволю себе сказать не только о чём-то позитивном. Ещё на заре создания музея-заповедника дискутировали о том, нужно ли восстанавливать усадьбу Шахматово, или сохранить в первозданном состоянии то место, где она когда-то стояла. Большинство склонялось к тому, что Шахматово необходимо восстановить. Но, как нельзя дважды войти в одну и ту же реку, так, видимо, нельзя восстановить, ничего не утратив. К великому сожалению, в случае с Шахматовом именно это и произошло. В прежнем, заросшем кустарником и деревьями Шахматове, поэзии было гораздо больше, чем в нынешней ухоженной усадьбе. Да и сам Государственный историко-литературный и природный музей-заповедник А.А.Блока на сегодняшний день потерял своё имя.

DSC_6426.jpg

С некоторых пор первым в названии заповедника мы читаем имя Дмитрия Ивановича Менделеева, так как в 2010 г. Боблово и Шахматово – музеи-усадьбы великого учёного и великого поэта – были объединены в Государственный мемориальный музей-заповедник Д.И.Менделеева и А.А.Блока. Его эмблемой стал рисунок Блока, изобразившего шахматовский дом. На сайте музея в Интернете мы видим фотографию того же шахматовского дома. Но имя поэта отошло на второй план. По сути, оставшись музеем-заповедником Александра Блока, за создание которого, а затем за восстановление усадьбы Шахматово на протяжении почти четырёх десятков лет боролись видные российские учёные, поэты, писатели и просто энтузиасты, имя поэта музей фактически утратил.

Менделеев – великий русский учёный, известный во всём мире каждому образованному человеку. Блок – великий русский поэт, в отличие от Менделеева, больше известен в России. На первый взгляд логично, что имя Менделеева в названии музея-заповедника стоит первым. Но местность, где расположены усадьбы Боблово и Шахматово, с лёгкой руки Владимира Солоухина называется Большое Шахматово, а не «Большое Боблово». Всё огромное пространство от Боблова до Тараканова, от села Рогачёва до станции Подсолнечная, от горизонта до горизонта, веет строчкой Блока, а не Менделеева. Конечно, Шахматово было куплено дедом Блока ботаником Андреем Николаевичем Бекетовым по совету Менделеева, а Блок был зятем Менделеева, но это же не повод для объединения научного и литературного музеев. К тому же Блок говорил в поэме «Возмездие», что «дворяне все родня друг другу». И если «Гений места», то есть дух-покровитель Большого Шахматова в огромной степени повлиял на творчество поэта Александра Блока, то связать великие открытия Менделеева с усадьбой Боблово можно лишь теоретически и при очень большом желании.

Я не говорю о сельскохозяйственных опытах в Боблове, которыми Менделеев одно время ненадолго увлёкся. Сторонники объединения музеев Менделеева и Блока в качестве примера приводят Пушкинский Заповедник. Но этот аргумент, по-моему, абсолютно не убедителен. При полном уважении к талантам и деятельности родственников Пушкина равных ему среди них нет. Поэтому заповедник носит имя Пушкина, а не Ганнибала или соседей по имению Вульфов. Но объединить поэзию Блока и научные открытия великого химика Менделеева вряд ли возможно. Во всяком случае, сформулировать задачи и цели развития музея нынешнему директору мемориального музея Д.И.Менделеева и А.А.Блока не удалось. Ведь не для того же объединяли музеи-усадьбы, чтобы за прошедшие восемь с половиной лет только сейчас, в 2019 г., приступить к ремонту дома, который никогда Менделееву не принадлежал. Лесневский писал, что для музея «…необходима традиция, продолжающая устремлённость гения “К познанию России”, но никакой самостоятельной идеи у музея нет».

Но случилось то, что случилось. И хоть никому, кроме нынешнего директора, по моему мнению, это объединение пользы не принесло, будем принимать свершившийся факт, как данность, и надеяться на лучшее.

Будем надеяться, что Праздники поэзии вновь «заблестят» как и прежде. Взамен ушедших Антакольского, Солоухина, Симонова, Казаковой, Васильевой, Евтушенко и многих других замечательных русских поэтов, имя которых я не назвала, придут другие, не менее талантливые поэты, которые будут выступать так же ярко, как и их предшественники. Хочется верить, что наступят новые времена, культура в целом и поэзия в частности будут занимать всё большее место в нашей жизни. Музей-усадьба Д.И. Менделеева «Боблово» вернёт свой утраченный статус и вновь станет самостоятельным музеем, как обещала бывший министр культуры Московской области Галина Константиновна Ратникова. А в музей-заповедник Александра Блока вернётся утраченное имя поэта – в знак уважения и к Блоку и к тем людям, которые значительную часть жизни и огромные силы положили на его создание. Прежде всего к Станиславу Стефановичу Лесневскому, в память о котором родственники на собственные средства построили в Тараканове библиотеку. Посетить Шахматово – духовную родину Александра Блока – будут стремиться всё больше людей, а Праздники поэзии станут такими же многолюдными, какими они были в далёкие 1970–1980-е годы.

Материал опубликован в №2 (60) историко-краеведческого альманаха “Подмосковный летописец” за 2019 год.
Фото: В. Бурнов, С. Калугин


Онлайн-подписка на 2020 год

Здесь вы можете подписаться на журналы «Подмосковный летописец», «Горизонты культуры», «Социальная защита. Подмосковье» и «Образование Подмосковья. Открытый урок» Подробнее