Все Подмосковье
9 C, пасмурно

“Ужасно привязался и не могу себя представить в другом месте”: Чайковский в Подмосковье. Часть 2

10 Августа 2022 8 минут Автор: Татьяна Жукова 196
Мы завершаем публикацию материала, посвященного подмосковным местам, связанным с именем Петра Ильича Чайковского. Первую часть можно прочесть здесь.
"Я СОВЕРШЕННО ВЛЮБЛЕН ВО ФРОЛОВСКОЕ.."

Весной 1888 года Чайковский нашел новое "убежище", и опять около Клина. "Притом же там всего один дом, одна усадьба, и я не буду видеть ненавистных дачников, гуляющих под моими окнами, как это было в Майданове. Называется это место селом Фроловским", - отмечал композитор.

Фроловское - усадьба помещицы Л.А. Паниной - удивительно красивое место, расположенное на лесистых холмах, в пяти километрах от Клина.  Окружавшая имение природа вдохновляла композитора: бесконечные завораживающие дали, леса, чередующиеся с полями, речка Жерновка – всё это дарило Петру Ильичу радость жизни, служило источником вдохновения.

Уединенная усадьба, старинный дом, запущенный сад… Это клинское местечко сразу же полюбилось Чайковскому, о чём он сообщил 15 мая 1888 года в письме брату Модесту: "Я совершенно влюблён во Фроловское: после Майданова вся здешняя местность мне кажется раем небесным. И в самом деле, хорошо до того, что я утром пойду гулять на полчаса, увлекусь и прогуляю иногда часа два. Всё лес, и даже местами настоящий, таинственно чудный бор… По вечерам, при заходе солнца, гуляю по открытому месту, причём вид роскошный".

vhb8y1b8.jpg
П.И. Чайковский во Фроловском

Во Фроловском Петр Ильич прожил три года - с апреля 1888 до мая 1891 года, сюда он возвращался после триумфальных гастрольных поездок по Западной Европе (Берлин, Лейпциг, Гамбург, Париж, Лондон...), увенчанный лаврами и как композитор, и как дирижер. 

Во Фроловском им была написана удивительная музыка, которая до сих пор волнует, тревожит и радует всех, кто с ней соприкасается, - "Пятая симфония", увертюра "Гамлет", секстет "Воспоминание о Флоренции", музыкальная сказка-балет "Спящая красавица", посвященная весне, любви и пробуждению жизни.

Живя в Майданово и во Фроловском, наведывался Петр Ильич и в расположенные по соседству Демьяново и Коркодино. Расскажем о них.

СПАС-КОРКОДИНО – "УДИВИТЕЛЬНО КРАСИВАЯ МЕСТНОСТЬ"

На правом берегу реки Лутосни, на высоком холме в 12 км к востоку от Клина лежит старинное село Коркодино, в которой располагалась усадьба Спасское. В XVIII веке ей владели Фонвизины. К сожалению, к настоящему времени от нее сохранились лишь парк да остатки фонтана. А в 1888 году в усадьбу Спас-Коркодино из Фроловского ездил Чайковский, о чем сохранилась его дневниковая запись: "За Щаповым удивительно красивая местность, и Спасское мне страшно понравилось". 

Здесь открывается великолепный вид на глубокую долину реки и окрестные холмы. Усадьба располагалась на одном из трёх живописных холмов, между которыми протекает Лутосня. Былинный характер местных пейзажей дарил композитору вдохновение. В Спас-Коркодино Петр Ильич заглядывал в гости к владельцу усадьбы - земскому начальнику Клинского уезда Сергею Ивановичу Фонвизину, женатому на племяннице Софьи Андреевны Толстой - Вере Петровне Берс.

ДЕМЬЯНОВО КАК ЦЕНТР КУЛЬТУРНОГО ПРИТЯЖЕНИЯ 

В окрестностях Клина, по соседству с Майданово и Фроловским, располагалась ещё одна усадьба – Демьяново, красивейшее место в отрогах Клинско-Дмитровской возвышенности. Петр Ильич любил  бывать здесь в гостях у  своих друзей – братьев Танеевых. Владельцем усадьбы с 1883 года до революции был Владимир Иванович Танеев, известный адвокат, философ, социолог, у которого часто гостил его брат –  Сергей Иванович, известный композитор, пианист, директор Московской консерватории, любимый ученик П.И. Чайковского. 

Неоднократно пешком приходил  в Демьяново и сам Петр Ильич (большой любитель длинных пеших прогулок – пройти 10-12 км в день было для него привычным делом), живший в нескольких верстах отсюда.

И после смерти Чайковского усадьба Демьяново осталась центром культурного притяжения творческой интеллигенции – ярких представителей Серебряного века, среди которых Андрей Белый, Александр Скрябин, Аполлинарий Васнецов, Гнесины. 

5hgtet39.jpg
Главный усадебный дом в Демьяново. 1970-е гг.

Усадьба, к сожалению,  превратилась в руины, но на окраине старинного парка сохранилась построенная в 1746 году действующая церковь Успения. Особый интерес представляет погост рядом с Успенским храмом. Здесь похоронен последний владелец Демьяново Владимир Иванович Танеев и находится мемориальный некрополь семьи Чайковских. Тут покоятся родные братья композитора Модест и Ипполит, его любимый племянник Владимир Давыдов. Сам Петр Ильич тоже хотел  найти здесь свой последний приют, но его могила находится в нелюбимом им Петербурге, в Александро-Невской лавре.

Усадьба Демьяново  получила в 1991 году статус филиала Государственного дома-музея Петра Ильича Чайковского в Клину. Постепенно привели в порядок старинный парк, сейчас это одно из любимейших мест для прогулок клинчан. В обновленном парке среди березовых рощ проложены дорожки. Прогуливаясь по аллеям, среди деревьев можно встретить двухсотлетних исполинов. Есть планы восстановления почти полностью разрушенной усадьбы, но пока реставрация ограничилась только информационными стендами, которые разместили у руинированного главного дома.

Но вернёмся во Фроловское.

"ИСЧЕЗНОВЕНИЕ ЛЕСА МЕНЯЕТ СОВЕРШЕННО ХАРАКТЕР МЕСТНОСТИ…"

На обожающего клинские окрестности Чайковского удручающе подействовала вырубка леса вокруг Фроловского. Он пишет брату: "… вне дома – ужас. Весь, буквально весь лес вырублен, а остатки и теперь вырубаются. Осталась только роща за церковью: гулять негде… Господи, до чего исчезновение леса меняет совершенно характер местности и до чего это печально! Все эти милые тенистые уголки, существовавшие ещё в прошлом году, теперь – голая плешь!" 

И всё же Пётр Ильич сохраняет своё трогательное отношение к Фроловскому и даже предаётся мечтам о покупке этого имения, о которых сообщает другому брату – Анатолию: "Знаешь, несмотря даже на вырубку леса, во Фроловском удивительно хорошо, и одиночество по временам до того мне необходимо и усладительно, что я его, кажется, оставлю за собой". 

36.jpg
Чайковский перед домом во Фроловском

До нашего времени Фроловское тоже не сохранилось, но тут еще можно застать старинный усадебный парк, по которому некогда гулял маэстро. А в парке этом есть памятник композитору. На монументе выгравированы слова, отражающие то, с какой любовью относился Петр Ильич к этому месту: "Я совершенно влюблён во Фроловское. Вся здешняя местность мне кажется раем небесным".

Дом во Фроловском, который так нравился Чайковскому, требовал значительных затрат на содержание и ремонт, без которого он стремительно ветшал. В мае 1891 года композитор вновь вернулся в Майданово, где прожил ровно год до мая 1892 года. В этот период им были написаны балет "Щелкунчик" и опера "Иоаланта".

ДОМИК НА ОКРАИНЕ – МЕСТО, ГДЕ БЫЛА СОЗДАНА ШЕСТАЯ СИМФОНИЯ 

В мае 1892 года Чайковский снимет расположенный в Клину дом мирового судьи Виктора Степановича Сахарова, статского советника, гласного уездного земского собрания Клинского уезда. В доме на окраине Петр Ильи прожил последние семнадцать месяцев своей жизни. В этом тихом подмосковном уголке он нашел идеальные условия для творчества.

Дом Чайковского - это двухэтажная деревянная усадьба, в которой композитор арендовал комнаты второго этажа. Поражают две детали. Скромность личной обстановки Чайковского и его привязанность к предметам, подаренным поклонницами – например, handmade коврикам, бережно хранимым при жизни, сохранившимся и сейчас. В одной из комнат, являющейся одновременно и его спальней, и кабинетом — простая  железная кровать с ковром ручной работы, стол, за которым работал Чайковский.

DSC00917.JPG

Кроме исторической ценности, дом-музей представляет интерес и как памятник архитектуры. Построенный в 1870-е гг. в стиле эклектики с элементами классицизма в оформлении фасада, обращённого к парку, дом этот не похож ни на городскую, ни на сельскую усадьбу, а больше походит на загородную дачу.

Отличительной чертой декора дома является его знаменитый закрытый  балкон в виде фонарика с разноцветными стеклами, а также крыша, выполненная в стиле конусной башенки, пилястра и арматурный пояс, протянувшийся вдоль всего фасада. На входной двери всё ещё висит табличка с указанием часов приёма посетителей. Надпись: "Дома нет. Просят не звонить" не менялась на двери с 7 октября 1893 года, когда Чайковский уехал отсюда в последний раз.

Рядом с основным зданием находятся хозяйственные постройки (сарай, погреб, конюшня) и небольшой гостевой флигель. Неотъемлемая часть музейного комплекса - старинный парк с беседкой и памятник композитору. Расскажем о нем.

Памятник работы известного скульптора, заслуженного художника РФ Александра Рожникова появился на территории музея-заповедника композитора в Клину в 2006 году. Он установлен перед музеем. Композитор в творческой задумчивости сидит на садовой скамье и читает партитуру в записной книжке. Записная книжка в руках композитора - гордость скульптора. Это настоящий блокнот Чайковского, и страница, на которой он открыт, –  фрагмент "Пиковой дамы", написанный реальным почерком Петра Ильича. Туристы-музыканты всегда очень удивляются, когда видят наброски партитуры к опере.

DSC09169.JPG

Но вернёмся вновь в 1892 год. В одном из своих писем Петр Ильич пишет так: "В последнее время я живу здесь в Клину, в новом своём жилище. Я лично ужасно доволен своими двумя громадными комнатами. Здесь я гораздо более у себя, а прогулок очень много и весьма удобно, ибо я живу на самом шоссе, так что и в дождь могу гулять, не утопая в грязи". И в этот же день, в письме к брату Модесту он сообщает о том, что "в последнее время мне пришлось истратить (конечно не на себя одного) такую массу денег что все мои мечты начать что-нибудь копить с нынешнего года… – разрушились".  

Пребывая вдали от Подмосковья, композитор мыслями снова и снова возвращался  к своему милому дому на окраине Клина. В письме к брату Модесту читаем: "Как я завидую тебе, что ты в Клину. Даже как бы ревную тебя к моему милому убежищу…"  И многие помнят другую фразу: "Я к Клину, сам не  знаю как, ужасно привязался и не могу себя представить в другом месте".

Где бы ни жил Чайковский, всюду он устанавливал строгий распорядок дня, которому следовал неукоснительно.  Так строилась жизнь и в клинском доме. "Моя система работы чисто ремесленная, то есть абсолютно регулярная, всегда в одни и те же часы, без всякого к самому себе послабления",- писал о себе Петр Ильич.

В летнее время его день начинался на балконе-фонарике. Здесь Петр Ильич пил утренний чай, просматривал почту, а после небольшой прогулки спешил за работу. Потом обед, затем двухчасовая прогулка, вечером – игра на рояле или чтение книг. "Вдохновение, это такая гостья, которая не любит посещать ленивых, она является к тем, кто ее призывает". Работал Чайковский в спальне-кабинете, сидя за простым большим столом, сделанным по заказу композитора местным столяром. За окном радовали глаз березы. Многие произведения были написаны Петром Ильичом за этим столом, а главное – Шестая симфония, о которой сам Чайковский говорил: "Я положительно считаю ее наилучшей и в особенности наиискреннейшей из всех моих вещей". "Никогда в жизни я не был еще так доволен собой, так горд, так счастлив сознанием, что сделал в самом деле хорошую вещь". 

1940468.jpg

Когда заканчивались часы, отданные творчеству, Петр Ильич отправлялся на длительную прогулку. Ходил он за Ямугу, за Щапово, знал, что такое Лисий нос, Сайкина горка, Никитский ключ, - словом, за восемь лет он хорошо изучил окрестности Клина. А вернувшись с прогулки, любил посидеть в саду, в беседке с книгой… Чтение было неотъемлемой частью жизни композитора. 

"Чтение, - говорил Петр Ильич, - есть одно из величайших блаженств, когда оно сопровождается спокойствием в душе и не делается урывками, а постоянно". Читал он, оставляя карандашные пометки на полях. В обширной библиотеке композитора книги самого разного содержания – художественная литература на русском, английском, французском и итальянском языках. Труды по истории, философии, естествознанию. Любовь к русской литературе побуждала Петра Ильича приобретать сочинения русских классиков в переводах на иностранные языки. Выписывал он и различные журналы. Петр Ильич страстно заботился о саде, часто сам сажал в нем цветы, которые очень любил, - свои любимые ландыши, розы, левкои. Опытный грибник, он отлично знал все урожайные места и возвращался с прогулки с полной корзиной. По вечерам любил ходить "на линию" смотреть, как проходят курьерские поезда. Навещал он и некоторых клинчан. 

Застенчивый до болезненности с людьми, равными себе по кругу, он охотно беседовал с крестьянами местных сёл и деревень, через которые ходил гулять. С большой теплотой вспоминали композитора не только общавшиеся с ним лично клинчане, но и те, которые лишь издали наблюдали за "добрым барином в сером пиджаке". Щедрые чаевые сделали его популярным среди клинских извозчиков. Его сердечность, готовность прийти на помощь в беде, любовь Чайковского к деревенским ребятишкам, которых он щедро баловал припасенными в кармане сладостями или мелкой монетой, на многие годы сохранили о нем добрую память.

ucojpfbu.jpg
Петр Ильич Чайковский (справа) с братьями Модестом и Анатолием, а также Н.Д. Кондратьевым. 1875 г.

Несмотря на свои постоянный разъезды, Чайковский за период, прожитый в клинском доме, создал много гениальных произведений. Справедливы были его слова: "Мне дома очень хорошо, и заниматься я нигде не могу с такими удобствами, как здесь". Последний год жизни композитора выдался на редкость продуктивным в творческом плане. Петр  Ильич закончил оперу "Иоланта" и балет "Щелкунчик", написал  восемнадцать пьес для фортепиано, создал сочинение 72, сочинение 73 на слова Даниила Ратгауза, вокальный квартет "Ночь" на свои собственные слова, шесть романсов. В феврале и марте 1893 года здесь  была написана инструментальная часть "Шестой (Патетической) симфонии", про которую композитор писал: "В симфонию эту я вложил без преувеличения всю свою душу". 

В октябре 1893 года в Клинском доме была завершена инструментовка первой части фортепианного концерта, переделанного из незавершенной симфонии ми-бемоль мажор, ставшая последним произведением, над которым работал композитор. Оно было издано уже после смерти автора под названием "Третий концерт для фортепиано с оркестром". В конце рукописи стоит дата - "октябрь 1893 г.  Клин". 

Отсюда 7 октября 1893 года Чайковский отправился в свою последнюю концертную поездку. Программа предстояла насыщенная, ответственная и напряжённая: концерты в Петербурге, Москве, постановка оперы "Иоланта" в Большом театре, гастроли в Одессе, Франкфурте, Лондоне… А сколько было творческих планов!  Недаром Чайковский говорил, что ста жизней не хватит, чтобы их все осуществить. И они остались неосуществленными. За несколько дней до смерти, 16 октября 1893 года в Петербурге Чайковский дирижировал первым исполнением своей Шестой симфонии, а 25 октября (6 ноября) 1893 года его не стало.

WWW(1).jpg

В первые же дни после смерти Петра Ильича у его младшего брата Модеста, известного в то время переводчика и либреттиста, возникла мысль о сохранении клинского дома в неприкосновенности и создании в нем музея великого русского композитора. В осуществлении замысла ему помогли наследник авторских прав Чайковского - племянник Владимир Давыдов и Алексей Софронов, слуга композитора, ставший наследником его имущества. После смерти Петра Ильича именно Сафронов в 1893 году выкупил у владельца Сахарова дом Чайковского.

Родные композитора выкупили дом у Сафронова, превратив его в первый русский мемориальный музыкальный дом-музей - старейший музыкальный музей в России. Чтобы сохранить мемориальные комнаты Петра Ильича в полной неприкосновенности, его брат Модест сделал пристройку к дому, в которой поселился сам.

9 декабря 1894 года музей - единственный, в котором полностью сохранена обстановка в том виде, какой она была здесь при жизни Чайковского - открыл свои двери для первых посетителей. Модест Ильич Чайковский завещал здание Русскому музыкальному обществу, что спасло от превращения его в частную дачу. Сохранен и кабинет Модеста Ильича, где им была написана первая биография брата, вышедшая в 1901-1902 гг. одновременно в Москве и Лейпциге; было положено начало архива музея.

В 1920 году было организовано "Общество друзей Дома-музея Чайковского" в Клину под председательством М.М. Ипполитова-Иванова, что способствовало дальнейшему развитию этого памятника русской музыкальной культуры.

Сильно пострадал дом в годы Великой Отечественной войны – стоявшие в Клину гитлеровцы устроили на первом этаже гараж для мотоциклов и мастерскую, а на втором этаже разместили солдатские казармы. После освобождения города музей был рекордно быстро отреставрирован,  и накануне дня рождения маэстро - 6 мая 1945 года  - вновь открыл двери.

WWW(4).jpg

Дом в подмосковном Клину стал настоящей музыкальной Меккой. За свою более чем 100-летнюю историю в музее побывали миллионы людей со всего мира. Дом Чайковского обладает особой притягательной силой, это место - уникальная возможность "встретиться" с гениальным композитором в его среде, оно позволяет погрузиться в предметно-пространственный мир Чайковского, верный в деталях и мелочах. Дом продолжает жить, ведь музыка композитора не умолкает. 

Как не умолкает и  тот самый, "беккеровский" рояль Чайковского: дважды в году, по заведённому обычаю, в день рождения композитора - 7 мая, и в день его кончины- 6 ноября, старый рояль наполняет своим магическим звучанием уютную гостиную и весь дом, как и парк, начинающийся прямо за его окнами. В день памяти композитора отмечается и годовщина Шестой Патетической симфонии - величайшего музыкального шедевра всех времён.

Так что сегодня бывший "дом на окраине" Клина известен во всем мире. Подтверждение тому - неослабевающий ежедневный поток посетителей, которые устремляются к небольшому двухэтажному зданию, в котором творил композитор. Его музыка не подвластна времени, а язык его гениальных творений одинаково близок людям разных национальностей. 

Фото: фотобанк Московской области, Сергей Калугин, humus.livejournal.com, pastvu.com, klin-demianovo.ru

клин подольск усадьба чайковский музей чайковского демьяново история музеи подмосковья


Онлайн-подписка на 2022 год

Здесь вы можете подписаться на журналы «Подмосковный летописец», «Горизонты культуры», «Социальная защита. Подмосковье»
и «Образование Подмосковья. Открытый урок» Подробнее

Выберите город