13 Декабря Пятница
+ 1,5 C, Пасмурно

В столице игрушечного царства

15 Ноября 2019 4 минуты Автор: Елена Синицына 186
Окрестности Сергиева Посада издревле называли "столицей игрушечного царства". Сколько лет в местных селах режут незамысловатые деревянные диковинки - не знает никто. В Богородском, что примерно в 30 километрах от Посада, этим ремеслом, кажется, занимались всегда. Само село известно еще с XV века. Примерно в это же время местные крестьяне, в то время крепостные Троице-Сергиева монастыря, и заложили основы игрушечного промысла, превратив название села, как сейчас принято говорить, в узнаваемый по всему миру бренд.
Аука и “Кузнецы”

По легенде, первую куклу вырезала из чурбачка для своих детей безвестная крестьянка. Фигурку прозвали Аука. Сперва она забавила невинных чад, а после ее продали местному купцу, который выставил ее в своей лавке для украшения. Кому-то из посетителей лавки Аука так понравилась, что он непременно захотел ее купить. Сметливый купец сразу почувствовал коммерческий потенциал предприятия и заказал уже партию деревянных фигурок. С тех пор и появилась резьба игрушки в Богородском, а сами игрушки стали называться по имени села. Резали фигурки начиная с поздней осени и до ранней весны - в сезонном перерыве между сельскохозяйственными работами. Интересно, что изначально богородские игрушки были и цветными - все зависело от желания и возможностей резчика. И разукрашенными и “чистыми” фигурками торговали обычно у стен Лавры.

Часть игрушек шкурили и расписывали, часть продавали, белые игрушки расходились у стен Лавры, по рынкам Москвы и других городов. Упоминания о богородских диковинках содержатся даже в дворцовых книгах царя Алексея Михайловича, но самые ранние образцы народного творчества, дошедшие до нас, датируются началом XIX века. Самый известный сюжет - игрушка “Кузнецы”, изображающая мужика и медведя, поочерёдно бьющих по наковальне. Сегодня эту усердную парочку можно увидеть и над воротами фабрики, и даже на поселковом гербе.

542104.jpg

Новый виток промысла начался в Богородском в 1913 году, когда в селе была организована артель, созданная по инициативе резчиков Чушкина и Балаева. Создание артели позволило богородчанам получить экономическую независимость от посадских скупщиков. Устроено все было по уму - руководили предприятием самые старые и опытные мастера. Молодых резчиков сперва проверяли на легкой работе, доверяя изготовление самых простых игрушек. Если резчик справлялся, ему доверяли задачи посложнее: фигурки животных или многофигурные композиции. Самые лучшие кадры, как известно, это выращенные своими руками. Именно поэтому в том же 1913 году в Богородском была открыта учебно-показательная мастерская с инструкторским классом. В 1914-м на базе мастерской заработала уже земская школа, в которой обучались мальчики на полном пансионе. Революция не сильно изменила ситуацию - после нескольких лет смуты артель “Богородский резчик” была восстановлена и промысел продолжился.

Буду резать, буду бить!

Богородские игрушки режутся из мягких пород дерева, чаще всего - из липы. Это очень пластичный материал с которым мастеру легко работать. Перед тем, как попасть в зарубочный цех, дерево должно как следует просохнуть - сушат его в течение двух лет. Затем его тщательно отбирают - в работу идут чурбачки без сучков и червоточин. После это бревна пилят, заготовку вырубают топором или выпиливают ножовкой по заданному шаблону. И только после этого в дело вступает “щучка” - специальный, очень острый богородский нож. Сборные игрушки собирают из частей и склеивают, а затем расписывают гуашью и покрывают лаком. Или оставляют необработанными, похожими на те самые, из XIX века.

830877.jpg

Сами игрушки различаются по типам. “Кузнецы”, к примеру, относятся к планочным, а есть еще игрушки с балансом (там фигурки приводит в движение подвешенный на нитке тяжелый деревянный шарик), кнопочные (там движение персонажей происходит за счет кнопки, сжимающей пружинку и движущей шип с фигуркой), карусельные и раздвижные. Последние выглядят очень необычно: разведешь планки - и деревянные буренки неожиданно раздвинутся в диковинный фрактал, сведешь - и вот они снова собраны в стадо. Да, мы забыли про дергунов, подвижные части которых соединены нитками! Им в популярности точно не откажешь!

Классики и современники

Смена власти в стране не могла не отразиться на сюжетах игрушек. От мастеров потребовали уже не сказочных сюжетов, а чего-то более близкого к реальности. Трактора, пограничники с собаками и красноармейцы, смыкающие ряды на деревянных планках - всё это удивительным образом вписалось в традицию, хотя самыми популярными сюжетами, конечно же, остались традиционные курочки, клюющие зерно, бычки, неторопливо спускающиеся по дощечке, и медведи с удочкой, застывшие над прорубью.

542181.jpg

В 1960 году в Богородском традиционная для художественных промыслов артельная организация труда была заменена фабричной, и это, как говорят в селе, стало началом конца. Ну никак не вязалось домашнее артельное производство с понятиями “план” и “валовой продукт”. Через полтора десятка лет последовала новая напасть - энергетикам приглянулись крутые берега реки Куньи. Началось строительство Загорской ГАЭС, а с ним и неизбежный снос старинных бревенчатых домиков, и потеря культурной среды… К началу 1980-х на фабрике работало около 200 резчиков. Сегодня, по словам одного из резчиков, встреченных командой Путеводителя на фабрике, мастеров можно пересчитать по пальцам одной руки. Но промыслы - такая хитрая вещь, что пока будет жив хоть один носитель традиции, нить истории не прервется. Будем надеяться на лучшее.

830958.jpg

При фабрике сегодня работает весьма информативный музей с уникальными экспонатами - от “китайской мелочи” до медведей-байкеров на мотоциклах. Следить за тем, как менялись сюжеты игрушек, можно долго, особенно если заказать экскурсию и вслушаться в комментарии гида. Если захотели сами попробовать себя в качестве артельного мастерового - нет проблем. Под руководством наставника гости соберут деревянную игрушку из заготовок - где надо склеят, а где надо - прибьют.

541925.jpg

После мастер-класса можно погулять в фабричном парке - в нем тоже установлены деревянные скульптуры. А перед выходом с фабрики не забудьте испытать себя в роли того самого мужичка, работающего кувалдой в паре с медведем - для этого тут есть немудреный, но в полный человеческий рост, аттракцион.

Фото: фотобанк Московской области РИАМО

Онлайн-подписка на 2020 год

Здесь вы можете подписаться на журналы «Подмосковный летописец», «Горизонты культуры», «Социальная защита. Подмосковье» и «Образование Подмосковья. Открытый урок» Подробнее