30 Мая Суббота
22 C, пасмурно

Василий Кузнецов: мы должны оставаться с нашими посетителями, используя все доступные средства

22 Мая 2020 3 минуты Автор: Игорь Корнилов 67
В 2020 году музей “Новый Иерусалим” отмечает вековой юбилей. Мы поговорили с его генеральным директором Василием Кузнецовым о скорректированных из-за пандемии планах, готовящихся выставках, крупных межмузейных проектах и фестивалях, которые непременно состоятся, когда это будет возможно.
Василий Сергеевич, ждать ли нам каких-то масштабных проектов, приуроченных к 100-летию, и насколько сильно планам помешала пандемия?

Безусловно, нам пришлось скорректировать планы. Множество мероприятий, включая и крупные региональные проекты, и выставки, которые мы готовили с зарубежными партнерами, нам пришлось отменить или перенести, сдвинуть на конец этого года или на начало следующего. К сожалению, так произошло. Но мы не останавливаемся: сейчас у нас есть прекрасная возможность обдумать программу, по которой музей будет жить и работать в ближайшие годы. Я говорю о концепции развития музея 2020-2024. Она предполагает и структурные перемены, и большие планы в рамках концепции “Музей - город”. Мы конечно же продолжим наши межмузейные проекты, будет развиваться фестивальная жизнь и территория. У нас появилось время, чтобы глубже все проанализировать, без гонки, без спешки - подготовиться, спроектировать, проработать концептуально и выйти с большой стратегией будущей работы музея, которая, я уверен, будет гораздо сильнее предыдущей. Научная жизнь музея, фестивальная, включение дополнительных выставочных пространств, временные и постоянные экспозиции, – всё это будет на совершенно другом уровне. Мы за эти годы много чему научились. Говорю “мы”, потому что музей – это большой коллектив, больше двухсот человек, команда, которая может сегодня работать и с западными музеями, и с нашими федеральными институциями. И, что важно, работать достойно, по-партнерски.

00 DSC_0174.jpg

Можете хотя бы бегло коснуться тех проектов, осуществиться которым помешала ситуация с распространением коронавируса? Что это за выставки?

У нас был намечен большой проект, связанный с русским и французским импрессионизмом, в котором должны быть работы из фондов российских и западных музеев. Условное название - “Живопись счастья”. В рамках одной выставки мы планировали представить произведения русских импрессионистов - Валентина Серова, Константина Горбатова, Николая Фешина - вместе с картинами Сезанна, Моне, Ренуара и других французских мастеров, показать срез эпохи. Открытие планировалось на лето. На это же время был запланирован и традиционный, ставший ежегодным фестиваль с большими мультимедийными инсталляциями, дополнительной площадкой в нашем атриуме, подобно тому, что прошел в прошлом году к открытию выставки “Цвет. 90 шедевров из музеев Подмосковья”. В этом году исполняется 250 лет со дня рождения Бетховена и предполагалось, что музыкальный open-air фестиваль “Новый Иерусалим. Лето. Музыка. Музей” будет посвящен его творчеству. Мы собирались объединить два этих крупных проекта общей программой.

Также мы планировали продолжить строительство постоянных экспозиций. Вы знаете, что в 2017 году мы открыли экспозицию “Новый Иерусалим - памятник истории и культуры XVII–XX веков”, затем в 2018 году последовало продолжение - “Русское искусство. Церковное и светское искусство XVII - начала XX века”, в 2019 году мы представили “Особую кладовую”. В этом году мы собирались увеличить количество наших постоянных экспозиций, представить искусство первой и второй половины ХХ века из собрания музея “Новый Иерусалим”.

00 DSC_9762.jpg

Мы готовим помещения и пространства, которые еще никогда не были доступны посетителям – это около 3500 кв.м. для временных выставок под условным названием “Подмосковный манеж”, где мы должны были собрать работы русских художников, шедевры из 40 субъектов Российской Федерации – музеев-партнеров от Калининграда до Владивостока. Этим проектом мы собирались подтвердить статус главной региональной площадки страны. Если посмотреть экспозиционно и концептуально - таких вещей в России еще никто не делал.

Если говорить о музейных фондах, то какие экспонаты, потенциально интересные зрителю, еще ждут своего часа?

Мы готовим проект, посвященный подмосковным усадьбам. Благодаря первому директору “Нового Иерусалима” Натану Шнеерсону, с 1920 по 1937 годы в стенах монастыря, где раньше располагался музей, удалось собрать и сохранить большое количество артефактов из усадеб Подмосковья - из Дубровиц, Никольского и многих других. Некоторые из этих усадеб сегодня руинированы, какие-то восстановлены, но большая коллекция, около 1000 единиц, сохранилась. В годы Великой Отечественной войны коллекция была эвакуирована, потом вернулась. Все это мы и планировали представить широкой публике. Проект непременно будет реализован, вполне возможно, даже в этом году. Мы покажем роль “Нового Иерусалима” как хранителя истории, создадим в наших залах образ типичной усадьбы, которая состояла не только из дома, но и парковой территории и обязательного храма. Уверен, что эта выставка станет открытием не только для простых зрителей, но и экспертов, покажет, что “Новый Иерусалим” не только хранит церковные, вкладные вещи, предметы древнерусского искусства, но и ведет серьезную научную работу по сохранению и популяризации культурного наследия, приобретенного в 1920-1930-е годы. На сегодняшний день у нас собрана самая большая в России коллекция артефактов из подмосковных усадеб. Убежден, что в ближайшее время этот проект будет реализован, причем в соответствующем масштабе - с реконструкциями, планами, архивными документами, чертежами. Думаю, что он широко раскроет тему и привлечет внимание к нынешнему состоянию многих усадеб Московской области.

IMG_7235.jpg

Очень злободневный вопрос, как музеи (не только подмосковные) переживают период самоизоляции без посетителей и новых выставок? Многие учреждения успешно осваивают онлайн-пространство...

Мы всегда достаточно активно работали в информационном пространстве, в том числе в формате онлайн. Уже до начала ограничений мы накопили большое количество материала, записали множество роликов о наших экспонатах совместно с телеканалом 360, создали виртуальные туры по выставкам. В начале мая мы 10 дней рассказывали о судьбе музея в годы Великой Отечественной войны, про артефакты, которые эвакуировались в Алма-Ату, о сотрудниках музея, участвовавших в этих событиях… Информации очень много, и вот эта ситуация с вынужденной паузой дала нам возможность обратить внимание на вещи, которые мы до этого не успевали сделать, еще больше объединиться. Например, меня очень удивило и порадовало, что в проекте «Музей ближе», который мы запустили во время карантина, о своих любимых экспонатах рассказали не только научные сотрудники музея и экскурсоводы, но и наши коллеги из инженерной службы, службы безопасности. Мы понимаем, что должны быть с нашими посетителями, используя все средства, которые сейчас доступны. Люди остаются с нами, а мы, в свою очередь, каждый день работаем над тем, чтобы дать им свежую и интересную информацию о наших фондах и коллекциях.

IMG_2956.jpg

Цифровизация, ставшая особенно актуальной в момент пандемии, будет важна и в “мирное” время. У нас уже есть реализованные проекты, в том числе - и в рамках нацпроектов Министерства культуры России. Это Artefact - гид по музею с использованием технологии дополненной реальности. Мы одними из первых в Подмосковье начали использовать эту популярную и перспективную платформу. В рамках новой стратегии развития мы большое внимание уделим IT- направлению, всему, что может обогатить и дополнить посещение музея.

Василий Сергеевич, что бы вы пожелали сегодня будущим гостям “Нового Иерусалима”?

Прежде всего, я хочу пожелать всем здоровья. Я уверен, что нынешняя ситуация позволит нам всем как-то иначе взглянуть на свою жизнь до пандемии, что-то переосмыслить. Надеюсь, что жители Подмосковья будут больше любить и ценить культурное богатство своего региона - памятники, усадьбы, музеи. Мы ждем наших посетителей, готовимся, у нас большие планы!

Фото предоставлены пресс-службой музея

Онлайн-подписка на 2020 год

Здесь вы можете подписаться на журналы «Подмосковный летописец», «Горизонты культуры», «Социальная защита. Подмосковье» и «Образование Подмосковья. Открытый урок» Подробнее