25 Марта Понедельник
− 0,8 C, Пасмурно

Владимир Викторович Аксенов

13 Ноября 2018 3 минуты Автор: Анна Горбачева

Советский и российский космонавт, ученый и общественный деятель.

Советский и российский космонавт, ученый и общественный деятель. Родился 1 февраля 1935 года в подмосковном селе Гибницы. Окончил Мытищинский машиностроительный техникум, затем обучался в Кременчугской военной авиационной школе, Чугуевском авиационном училище, Всесоюзном политехническом институте.

В период с 1957 по 1973 годы Владимир Викторович работает в ОКБ зрительной памяти, где участвует в разработке таких космических кораблей, как «Союз», «Восход» и «Восток», занимается отработкой действий космонавтов в открытом космическом пространстве.

В марте 1973 года Аксенов поступает в отряд космонавтов. С 1974 по 1976 годы проходит курс подготовки к полетам. С 15 по 23 сентября 1976 года совершает свой первый космический полет, став 36-м космонавтом СССР. В составе экипажа космического корабля «Союз-22» Аксенов выполняет функции бортинженера. Второй космический полет Владимир Викторович совершает 5 – 9 июня 1980 года.

С 1983 по 1992 года Владимир Викторович является заместителем председателя правления организации Советского фонда мира. С 1988 по 1992 годы Аксенов занимает пост директора в ряде научно-исследовательских организаций. С 1990 по 1996 годы занимает должность заместителя председателя совета директоров Мосбизнесбанка. С 1996 года – глава общественной организации «Духовное движение России». Дважды Герой Советского Союза.

Космос начинается в Мытищах

Летчик-космонавт, ученый, изобретатель, философ Владимир Викторович Аксенов говорит, что на земле есть место, за которое он лично отвечает. Дважды герою Советского Союза есть, что рассказать о времени, о себе и о Мытищинском районе, откуда начался его космический путь.

Когда ему предложили стать членом Клуба известных мытищинцев, он сначала немного удивился (как-то не привык оценивать себя по параметру «известности»), но потом дал согласие, о чем совершенно не жалеет, – рассказывает Владимир Викторович.

– Интересные люди, интересный город, за судьбу которого я чувствую личную ответственность. С Мытищами связано начало моей трудовой биографии, в конечном итоге определившее весь мой жизненный путь. В начале 50-х, когда я учился в Мытищинском машиностроительном техникуме, город был совсем небольшим, все было сосредоточено на территории около ММЗ. Техникум был рядом с заводом, и мы прямо из аудиторий ходили в цех на практические занятия. А преддипломную практику мы проходили на заводе имени Сталина – 3 месяца у станка, по окончанию техникума все обязательно получали рабочие разряды. В то время это был лидер автопрома, оттуда на ММЗ шли самосвалы, которые здесь доделывались. У меня как раз дипломный проект был на тему «Задний мост самосвала».

aksenov-1.jpg

Космические велосипеды

– Это опыт, который не просто пригодился мне в дальнейшем, а оказался жизненно необходимым. В космосе приходится заново решать проблемы, которые в земных условиях решены человечеством еще на заре своего развития. Есть выражение «изобретать велосипед», а нам приходилось изобретать космические молотки, отвертки и кусачки. Наша лаборатория, которая была создана в ОКБ Королева, занималась испытаниями в условиях, приближенных к условиям космического полета. И в рамках этих задач разрабатывался целый комплект специального, по сути – слесарного инструмента для ремонта и монтажа оборудования условиях невесомости, на космической станции. Попробуйте взять обычную дрель и начать сверлить – вас начнет закручивать в другую сторону! Весь инструмент должен быть безреактивным. К нашему собственному удивлению, все придуманные нами инструменты получили патенты на изобретения. Нам казалось, что наши решения слишком для этого элементарны, но, как говорят – все гениальное просто. Например, проблему с молотком, который в космосе отскакивал от гвоздя, как ошпаренный, удалось решить, сделав его внутри полым и насыпав внутрь определенное количество обычной свинцовой дроби. Дробь вторично прижимает молоток к гвоздю.

Практически все из космических изобретений нашло применение на Земле. Просто мы иногда не задумываемся, откуда что взялось. Например, влажные гигиенические салфетки для рук, без которых нынче трудно представить пикник на природе и даже обычную прогулку. Между тем, впервые такие герметически упакованные салфетки появились как средство гигиены космонавтов в длительных полетах. Душем на космической станции пользоваться невозможно, вся жидкость собирается в шарики. Те, что покрупнее, отскакивают, а совсем маленькие «прилипают» к коже, к роговице глаза – их трудно потом удалить. Вот и придумали влажные салфетки и герметически упакованные большие влажные полотенца.

Все изобретения, связанные с работой в космосе, мы тогда испытывали на «горке». Это когда при полете самолета по точно рассчитанной параболе возникает эффект кратковременной невесомости на 25 секунд. Кстати, довольно опасное занятие: от летчика требовалась безупречная точность, иначе самолет рисковал сорваться в штопор. Сегодня существует целое направление, которое называется «внешнекорабельная деятельность», к нему относится и обеспечение работ внутри станции. Но мы понимаем, что «на выходе», в скафандре, при монтаже конструкций возникает на порядок больше проблем.

Первым делом - инженеры

– Принято считать, что сейчас в космосе востребованы люди разных профессий, а в первый отряд космонавтов брали только лётчиков. Это не совсем так. При формировании первого отряда рассматривали в первую очередь представителей трех специальностей: летчики, подводники и инженеры. Хорошее здоровье подразумевалось, оно необходимо при любых перегрузках. Но именно эти три профессии обеспечивали оптимальный стартовый багаж знаний и умений, который позволял подготовить будущего космонавта в максимально сжатые сроки. Умение быстро проанализировать ситуацию, принять оптимальное решение, просчитав возможные последствия – от этого в условиях космического полета может зависеть жизнь.

Получается, инженер – это одна из самых универсальных профессий и на земле, и в космосе. Качества, присущие хорошему инженеру, пригодятся во многих сферах деятельности.

Я считаю, что Мытищинскому району повезло в том, что им последовательно руководили три человека с инженерным опытом: Анатолий Константинович Астрахов, Александр Ефимович Мурашов и Виктор Сергеевич Азаров. Все трое – люди дела, которые умеют воплощать свои идеи в жизнь и при этом прислушиваться к мнению своих сограждан. Они всегда делали то, что принималось большинством жителей района.

Большое видится в малом

– Мытищинский район входит в пятерку лидеров по Московской области, но это статистика. Мне кажется, гораздо более убедительны мелочи и частности, из которых складывается общая картина, определяющая качество. Возьмем, к примеру, организацию движения внутри города. В Мытищах пять перекрестков с круговым движением, то есть приоритетным является движение по кругу. Для многих автомобилистов это непривычно. Но при сегодняшних нагрузках на дорожную сеть это наиболее рациональная и прогрессивная схема: не нужны лишние светофоры, никто никого не ждет, если путь свободен. К хорошему привыкают быстро, люди просто не замечают, насколько это улучшило движение автотранспорта внутри города. Чтобы почувствовать разницу, достаточно поехать в любой соседний город, где схема движения все еще строится на действующих автоматических светофорах.

Мытищинцы давно мечтали о появлении станции метро, понимая, что это ставит всех жителей района на порядок выше по уровню возможностей. А приблизить мечту удалось действующему главе района Виктору Азарову. Я знаю, что это потребовало немалых усилий, упорства, умения отстаивать свою позицию на любом уровне. Был момент, когда в московском департаменте строительства охранник сильно удивился, что у Виктора Сергеевича удостоверение другого образца. За полгода ему настолько часто пришлось бывать там по поводу мытищинского метро, что его уже принимали за сотрудника этого ведомства. При станции метро изначально планировалась автостоянка на 4 тысячи мест. Можно было бы на радостях согласиться на такое предложение – пусть построят станцию, а уж потом разберемся! Азаров настоял, чтобы стоянка была на 20 тысяч мест, иначе в ближайшем будущем мы столкнулись бы с неразрешимыми проблемами. Почему я так подробно об этом рассказываю? Казалось бы, все и так очевидно. Но хороших руководителей тоже надо отстаивать! Нет ничего проще, чем сделать политический капитал на негативе. А позитивные моменты мы чаще всего начинаем оценивать постфактум, когда мы их уже лишились.

Осознать очевидную истину иногда труднее, чем поверить эффектно поданному вымыслу. Есть цитата, которую приписывают главному идеологу нацизма: «Ложь должна быть огромной». Тогда в нее поверят, даже если большая часть информации будет опровергнута. Увы, этот принцип успешно используется и поныне. Что касается критерия оценки любого человека или руководителя, отвечу известной цитатой из евангелия. Когда Спасителя спросили, как отличить истинных пророков от лживых, он ответил, что не надо слушать их льстивых и лицемерных слов: «Обращай внимание на их дела и поступки. Дерево узнается по плодам, а человек — по делам». Ничего более универсального человечество до сих пор не придумало.

aksenov-2.jpg