Все Подмосковье
19 C, ясно

Всё смешалось в гильдии Святого Луки: выставка “Под знаком Рубенса” в “Новом Иерусалиме”

01 Января 2023 4 минуты Автор: Надежда Горлова 1293
9 декабря в "Новом Иерусалиме" открылась выставка "Под знаком Рубенса. Фламандская живопись XVII века из музеев и частных собраний России". 67 картин приехали из Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Воронежа, Серпухова, Тулы, Углича, Ярославля, усадьбы Архангельское, галереи "Центр искусств. Москва". Своих фламандцев представили коллекционеры Владимир Некрасов, Дмитрий Гарибян, Алексей Сёмин. Приглашаем вас пройтись по выставочным залам вместе с нами.

Франс Снейдерс. "Натюрморт с устрицами и куропатками". Международный институт антиквариата

Помните Младших Брейгелей с окружением в конце 2020 года? Это экспонировалась коллекция Валерии и Константина Мауергауз. Часть работ, выставленных тогда, можно увидеть и сейчас. Ян Брейгель Старший - "Шалости обезьян", "Зимний пейзаж с ловушкой для птиц", Питер Брейгель Младший - "Перепись в Вифлееме", Ян Брейгель Младший - "Венера в кузнице Вулкана", Йоос де Момпер Младший и Ян Брейгель Младший - "Деревенский пейзаж с колодцем", Франс Снейдерс и мастерская - "Натюрморт с фруктами, битой дичью, охотничьими собаками, котом, обезьяной, попугаем и птицами" (там ещё и белочка, очень жизненная сцена), и многое другое. "Феномен Брейгелей" - часть художественной жизни Фландрии, без них не создать образ эпохи.

Кстати, запятая имеет значение. Этикетки к картинам следует читать внимательно: "имярек и мастерская" - это не только работа подмастерьев, но и мастер доказанно прошёлся кистью, иногда основательно. "Имярек, мастерская" - участие мастера в полотне не доказано. Эскиз, утверждённый заказчиком, его, а остальное - труд команды.

Многие картины не датированы на этикетаже даже примерно. Но хотя бы век мы знаем.

IMG_4825.jpg

Фламандцы в России в основном представлены в Эрмитаже, приобретённые членами царской фамилии, либо в ГМИИ им. Пушкина, из купеческих коллекций. В провинциальные музеи они попадали после революции странными путями, часто благодаря ошибкам атрибуций, так, например, "Мелеагр и Аталанта" Якоба Йорданса оказалась в Екатеринбурге из эрмитажной коллекции. В этом ценность замысла и исполнения - собрать крупицы.

Жемчужины выставки, полотно Рубенса и мастерской и - мастерской Рубенса, - из собрания Владимира Некрасова. Известный покровитель советского искусства, в том числе авангарда, продвигавший Гелия Коржева и подаривший ГТГ целый зал его картин, а также среди многого другого три своих портрета - кистей Таира Салахова, Татьяны Назаренко и Натальи Нестеровой, оказывается, интересуется и Рубенсом.

Рубенс и мастерская - это "Коронование Роксаны Александром Македонским", картина, которая раньше в России не выставлялась. Роксана - красивая цветущая кареглазая блондинка, как любил Рубенс (или его заказчики), конечно, обнажена в момент своей коронации. Подобное сюжетное решение темы возводится к античному Аэтону Милетскому, его "Коронование" не сохранилось, композицию у него заимствовали Рафаэль и Содома (Высокое Возрождение, ранний маньеризм), Рубенс к ней очень близок. Содома написал фреску для спальни виллы заказчика, видимо, та же задача - украшение спальни - стояла перед Рубенсом.

Piter_Paul_Rubens_i_ego_masterskaja_Koronovanie_Roksany_Aleksandrom_Makedonskim_Sobranie_Vladimira_Nekrasova.jpg
Питер Пауль Рубенс и мастерская. Коронование Роксаны Александром Македонским. Собрание Владимира Некрасова

Второй перл - мастерская Рубенса - "Французский король Генрих IV использует счастливую возможность для заключения мира. Аллегория". (Мир между Францией и Испанией, который последовал за подписанием Генрихом IV Нантского эдикта. Закончились тридцатилетние Религиозные войны во Франции, а с Испанией примирились потому, что гугеноты отказывались воевать на стороне короля-отступника, который то отказывался от католицизма, то вновь принимал его, и так несколько раз).

Полотно было заказано Марией Медичи после выполненного Рубенсом цикла "Жизнь Марии Медичи" для Люксембургского дворца в Париже. Теперь понадобился такой же цикл, посвящённый её покойному мужу - "Жизнь Генриха IV". Однако заказ был аннулирован из-за придворных интриг, Рубенса сочли испанским шпионом (Нидерланды принадлежали Испании), и Рубенс преподнёс публике картину как изображение некоего аллегорического воина, который пользуется случаем, чтобы заключить мир.

Мир герой заключает с той же пышной обнажённой блондинкой, которая вряд ли сильно ему угрожала, благословляют их Минерва и её сова.

IMG_4868.jpg

Одна деталь очень радует. Помним, конечно, распространённый душераздирающий сюжет европейской живописи: Сатурн (Время) — вредный голый старик с косой, поймал Амура (Любовь) и подрезает ему крылья. А тут Амур мстит: огромными ножницами подрезает крылья Сатурну. И это правильно. Любовь сильнее Времени.

Обе картины из собрания Некрасова происходят из картинной галереи Фридриха Великого в Сан-Суси в Потсдаме, вывезены оттуда во Вторую мировую, куплены на аукционе, и атрибуция "Коронования" произошла уже в России после реставрации. Специалистам видна неравномерность уровня живописи в разных местах картины: рука Рубенса прошлась по лицам, фигурам и другим значимым деталям.

Мастерская Рубенса из Архангельского - "Минерва, защищающая Плодородие от Марса". ("Мир" она защищает почти так же в Национальной галерее в Лондоне, полотно было заказано для подарка одного короля другому королю, когда Рубенс в 1629-1630 годы взял на себя дипломатическую миссию от Филиппа IV Испанского к Карлу I Английскому. Мир наступил, Карл I оценил глубину и мастерство аллегории, а мотивы картины Рубенс стал использовать и дальше). Женщина, цепляющаяся за Плодородие, кормящее грудью бога богатства Плутоса, - Нищета. Парящие над Марсом облачные уродцы - Чума и Голод, спутники войны. Эх, где ты, Миневра?

Ещё из важного - уже упомянутый Якоб Йорданс, "Мелеагр и Аталанта" (Екатеринбургский музей изобразительных искусств). Главные герои полуодеты и очень похожи на наших современников - спортсменов, только что одержавших победу и узнавших о дисквалификации. Примерно это и происходит - у них отнимают заслуженный трофей, шкуру вепря. Психологически точно. Сперва эта картина из собрания Шереметевых попала в Эрмитаж и только потом в Екатеринбург, считалась копией с такой же точно, что в Королевском музее в Антверпене. Подпись самого Йорданса обнаружена на полотне только в 2013 году (а на антверпенском варианте подписи нет), и если сравнить - екатеринбургская версия живее, девушка красивее, видна рука мастера.

Jakob_Zhak_Iordans_Meleagr_i_Atalanta_Ekaterinburgskii_muzei_izobrazitelnyh_iskusstv.jpg
Якоб (Жак) Йорданс. Мелеагр и Аталанта. Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Стоит внимания "Венера и Марс" мастерской ван Дейка (Архангельское), оригинал считается утраченным, это лучшее из повторений.

Начинается выставка с подробной исторической справки, поскольку без исторического фона и знания роли, которую играл Рубенс в политике и культуре, многое непонятно. Нас удивит, возможно: фламандская живопись мыслилась художниками именно как цеховое, коллективное занятие с целью успешной продажи картин, и даже то, что мы считаем "шедевром кисти мастера" - всё равно плод бригадного труда, а мастер - автор "моделло" (модель, эскиз), если повезёт, то и автор идеи (автором идеи может быть заказчик или другой художник, придумавший нечто популярное), и, вероятно, прошёлся кистью по лицам и значимым предметам. Наверное, раз счёл возможным поставить свою подпись.

Инфографика на выставке помогает понять, как развивался художественный бизнес. Художнику, не состоящему в гильдии Святого Луки, продавать картины шансов не представлялось. Да кто не в гильдии, тот и не художник. А вступив в неё, самостоятельную работу можно было начать только после долгих лет подсобных работ в чьей-то мастерской.

Фламандцы посмеялись бы над нашими волнениями по поводу медведей кисти Шишкина или Савицкого. Они постоянно приглашали друг друга для участия в картине. Кто-то специализировался на пейзажах, кто-то на стаффаже или натюрмортах. Проявления индивидуальности позволяли себе те, кто не только незаурядно талантлив, но ещё и успешен в бизнесе, влиятелен и богат. Например, Рубенс. Над ним - только воля уважающего его заказчика, более-менее разбирающегося в искусстве аристократа. "Диплом живописца Двора" Альберта и Изабеллы Испанских позволяли ему не подчиняться правилам гильдии, не платить налоги и получать стабильное жалование. Над художниками меньшего масштаба - воля мастера, потребности рынка и воля заказчика, для которого художник не более чем ремесленник, можно заказать ему копию понравившегося лубка.

IMG_4813.jpg

У каждого шедевра, созданного с максимальным вложением мастера, проданного дорого богатому заказчику, есть некоторое количество копий и вариаций худшего качества, выполненных ассистентами для более дешёвой продажи, но и там возможно участие мастера в той или иной степени, и эта степень обнаруживается иногда неожиданно при реставрациях и раскрытиях записей. Поэтому так часто в этикетках у имени автора стоит знак вопроса, а в провинциальных коллекциях вдруг обнаруживаются подлинники.

За годы Реформации и иконоборчества множество церквей были сожжены, и после религиозного примирения вновь появился спрос на религиозную живопись. Здесь, на выставке, это не заметно, подавляющее число представленных сюжетов — светские. Но в реальности крупные заказы для католических храмов сделали живопись очень востребованной. В 1610-е годы создание картин для алтарей - основная деятельность Рубенса. Вспомним, например, как мало крупных живописных работ у Дюрера веком раньше. Да и разнообразие жанров светской живописи, которое никуда не исчезло в XVII веке, обязано своим появлением Реформации.

На что ещё обратить внимание на выставке? Тобиас Верхахт - первый учитель Рубенса. Женщины-художницы. Единственная подписанная работа Йоанны Вергаувен "Видение Святого Игнатия Лойолы" (Архангельское) в XIX веке приписывалась Тинторетто.

Натюрморт "Сокол и битая птица" (Серпухов) при подготовке выставки атрибутирован как работа Николаса Каве - художника круга Клары Петерс, женщины-живописца, имевшей мастерскую в Антверпене несмотря на ограничения членства женщин в гильдиях, родоначальницы голландского натюрморта. (У женщин не было права изображать что либо значительное, и Клара сделала значительным то, что изображала. Как она выучилась живописи и добилась признания? Клара была богата. Это позволило ей будучи женщиной достичь успеха при жизни, но не посмертной славы - до последнего времени её работы приписывались мужчинам). К сожалению, в российских собраниях она не представлена.

Nikolas_Kave_Sokol_i_bitaja_ptitsa_Serpuhovskii_istoriko-hudozhestvennyi_muzei.jpg
Николас Каве. "Сокол и битая птица". Серпуховский историко-художественный музей

Посмотреть караваджистов - их было много во Фландрии 1620-1640-х. Первый из них - Рубенс, но он быстро "переварил" влияние как Караваджо, так и других итальянцев.

Взглянуть на картину "Христос и самаритянка" из Нижегородского музея, которая ранее считалась работой Якоба Йорданса, но в 2019 году выяснилось, её написал Якоб Йорданс Младший, сын художника, менее известный живописец, работавший в Дании.

И хотя бы пролистать, если не купить каталог. Он рассказывает о развитии и многообразии фламандской живописи, истории коллекционирования фламандцев в России. Состав экспонатов в какой-то момент изменился, и из дополнения к каталогу понятно, что более десяти картин (три из частного собрания, остальные – из Останкино и Кусково) заменили на шесть работ из коллекции Валерии и Константина Мауэргауз. Но заменённое есть в каталоге.

Кроме того, - подробные описания картин, сделанные куратором и сотрудниками предоставивших работы музеев, истории бытования и атрибуций, - можно узнать больше интересного о проведённых исследованиях. Выставка открыта до 14 мая 2023 года.

Фото: njerusalem.ru, Максим Усков.

выставка новый иерусалим живопись музеи подмосковья рубенс


Выберите город