Вторая Мария Якунчикова: благотворитель и племянница Саввы Мамонтова
11 Января 2023
5 минут
362
Услышав имя Марии Якунчиковой многие вспоминают художницу, чьи картины недавно выставлялись в Третьяковской галерее, и о судьбе которой мы уже подробно писали. Но сегодня наш рассказ о другой Марии Якунчиковой, племяннице Саввы Мамонтова, которая с энтузиазмом поддерживала русские ремесла и вывела свою артель на мировой уровень. Мария Федоровна Якунчикова (в девичестве Мамонтова) была художником декоративно-прикладного искусства, благотворительницей, общественным деятелем. О ее удивительной жизни - наш сегодняшний рассказ.

Деталь ограды особняка Якунчиковой на Пречистенке
Родители Марии - Федор Иванович Мамонтов, брат Саввы, и Ольга Ивановна, дочь красноярского купца, золотопромышленника И.К. Кузнецова. В семье помимо Марии было две сестры и брат - Софья, Ольга и Иван. У отца периодически обострялась нервная болезнь, в эти моменты семья ухаживала за ним.
Вера Зилоти, дочь П.М. Третьякова, так описала их семью: "Федор Иванович, имевший в лице что-то арабское, тонкое, был женат на Ольге Ивановне − еще более тонкой, элегантной, неотразимо чарующей, у них все четверо детей были исключительно интересны. Маше было 17 лет, она походила на породистую арабскую лошадь, Соня - 14 лет - была породистой персидской кошкой, а Ольга, еще маленькая, была самая красивая". Современникам такая характеристика внешности девушки может показаться нелестной, но в то время (как и сейчас, впрочем) арабские скакуны чрезвычайно ценились, так что это описание служило лучшим комплиментом.

В.А. Серов. Портрет М.Ф. Якунчиковой. 1888 г.
Федор Иванович слыл заядлым любителем лошадей, даже организовал в Киреево ипподром. Родители Марии летом жили в селе, а зимой - в доме № 41 на углу Сыромятнической ул. и Земляного вала, недалеко от Курского вокзала. К сожалению, дом не сохранился. Интересно отметить, что их друзья - купцы Боткины - жили в доме № 35, стр. 1 на территории современного ТЦ “Атриум”, но про Боткиных мы расскажем чуть позже.
Когда Марии было 10 лет, умирает отец, и с этого момента их семью опекает дядя - Савва Мамонтов, окунув ее в круг художественной и театральной богемы. С 14-ти лет Мария Федоровна играет в спектаклях мамонтовского кружка. С сестрами Софьей и Ольгой они позируют для знаменитых художников: Серова, Репина, Васнецова.
Есть несколько упоминаний о характере Марии Федоровны, который впоследствии ее выручал, куда бы ни забрасывала ее судьба. Искусствовед И. Грабарь писал: "Она всегда была во власти какой-либо художественной идеи, отличалась кипучей энергией и вечно что-нибудь организовывала". Мария Федоровна, пока ее дом находился в эпицентре революционных событий, сохранила присутствие духа, поддерживала друзей и родных.
Привычка заниматься благотворительностью сохранилась и у Марии, она состояла членом Иверской общины сестер милосердия, Дамского благотворительного тюремного комитета, Попечительского совета Городского женского училища. История ее замужества поистине романтична.17-летняя Мария получила главную роль в пьесе-сказке Островского “Снегурочка”, которую ставил ее дядя. На одну из ролей был приглашен 26-летний Владимир Васильевич Якунчиков, сын знаменитого купца. В том же году в Борисоглебской церкви у Арбатских ворот прошло их венчание.
Обе сестры мужа были художницами. Мария Васильевна Якунчикова, которую мы упомянули в самом начале - одна из первых женщин в России, получивших художественное образование. После незаслуженного забвения ее выставку организовала Третьяковская галерея в 2020 году. Рисовала Мария Васильевна усадьбы, где прошло ее детство: Введенское, недалеко от Звенигорода, и Морево, расположенную в нынешнем Рузском городском округе близ поселка Тучково. Усадьба в Морево не сохранилась (на ее месте сегодня находится СНТ “Усадьба”), а в Введенском сейчас располагается ведомственный санаторий. Вторая сестра Якунчикова - Наталья Васильевна Поленова - жена художника Дмитрия Поленова, много труда вложившая в абрамцевские мастерские.

В Абрамцево. Стоят: В.А. Серов, С. Спиро, В.С. Мамонтов, Фрег, сидят А.С. Мамонтов, О.Ф. Мамонтов, М.Ф. Якунчикова (выше), Н.А. Мамонтова, П.А. Спиро, С.Ф. Мамонтова, Рашу. 1880-е гг.
В период сильного голода, в 1891 году бушевавшего на Черноземье и в Среднем Поволжье, Мария Федоровна организовала в Тамбовской губернии общественные столовые и вышивальную мастерскую в деревне Соломенка, чтобы крестьяне, впавшие в нужду из-за неурожая, могли прокормить свои семьи. Сейчас коллекции этой мастерской хранятся во Всероссийском музее декоративного искусства в Москве. Изделия выполнялись по рисункам Е.Д. Поленовой, Н.Я. Давыдовой и М.В. Якунчиковой-Вебер.
В 1890 году Мария Федоровна вместе с женой Саввы Мамонтова открыла в Москве на Петровке "Магазин русских изделий", где продавалась продукция ее мастерской. С 1908 года Мария Якунчикова управляет Абрамцевской столярной мастерской. Могу предположить, что ее умение организовать работу артели не случайно. Сестра Саввы Мамонтова Ольга считается первопроходцем начального профтехобразования в России. В 1888 году она написала книгу "Возникновение и развитие женской ремесленной школы Общества распространения технических знаний". Наверняка Мария Федоровна была знакома с этим трудом, использовала знания для работы своих мастерских.
Уровень изделий был настолько высок, что Мария Федоровна отправила их на Всемирную выставку в Париже в 1900 году. Она активно участвовала в оформлении кустарного отдела Русского павильона и получила награду - Орден Академических пальм, которую редко давали иностранцам. Также она принимала участие в организации Первой всероссийской кустарной выставки в Петербурге в 1902 году. С 1912 года Якунчикова занимается производством ковров, но в 1914 году из-за гонений на немецких управляющих в связи с Первой мировой войной дело затихает.

Магазин русских изделий на Кузнецком мосту. 1870-1879 гг.
В 1901 году чета Якунчиковых обзаводится своим жильем в Мертвом переулке, здание спроектировал архитектор Вильям Валькот. Дом считается одним из ключевых памятников московского модерна, его современный адрес - Пречистенский переулок, д.10.
Отец мужа Марии Федоровны владел кирпичным заводом в Одинцово. Сегодня в его отремонтированной конторе располагается краеведческий музей.
Якунчикова часто гостила в усадьбе своей сестры в Ляхово. Софья Федоровна вышла замуж за Павла Александровича Тучкова, знатока цыганских романсов, а их имение находилось неподалеку от нынешней железнодорожной станции Тучково. В наши дни от усадьбы остался только пруд, в воспоминаниях упоминается дубовая аллея, которую высадил барин. Соседний поселок Дубки получил свое название именно в ее честь. Судя по переписке, Мария Якунчикова в 1914 году летом ездила на автомобиле к сестре в Ляхово, а Софья к ней - в Нару, так как между усадьбами было 50 верст.
11 июля 1914 года Якунчиковы на автомобиле приехали в Поповку к художнику Илье Семеновичу Остроухову и его жене Надежде Петровне Боткиной. Там они узнали о Первой мировой войне. Усадьба Боткиных не сохранилась, на ее месте располагается госдача "Барвиха-4", бывшая резиденция Горбачева и Ельцина.
Муж Марии Федоровны стал директором Товарищества Воскресенской мануфактуры, которая располагалась в нынешнем Наро-Фоминске. Мария с мужем, многочисленной родней и друзьями подолгу жили в усадьбе Нара.

После начала Первой мировой войны семью Якунчиковых постигли суровые испытания. Тяжело болеет муж, врачей не хватает, загородный автомобиль забирают по воинской повинности, дети сестры Софьи - племянники Тучковы - ушли на войну. Мария устраивает лазарет в Наре на 25 коек.
В 1916 году умирает муж Марии Федоровны. Еще два года она живет на даче в Наре, стараясь не замечать представителей новой власти, но в августе 1918 года ей все же приходится уехать. Больше сюда она не вернется.
В московском особняке Якунчиковым милостиво оставили несколько комнат, в них и живут три сестры. Семейные коллекции фарфора и вышивок были проданы, картины через Главмузей попали в Третьяковскую галерею. Работы В.Э. Борисова-Мусатова “Романс без слов” и “Спящая девушка” - из их числа.
В 1920 году Мария посетит Абрамцево, где окунется в спасительные воспоминания о былом, а также застанет внука Саввы Мамонтова за уборкой коровника. В 1923 году Марию Фёдоровну арестовывают, но от тюрьмы ее спасает заступничество художников.
Последовала ссылка в Тарусу, где она прожила до 1928 года. Поначалу Мария Федоровна жила у Поленовых в усадьбе Борок. И тут она находит возможность заниматься любимым делом, организовывает “Артель вышивальщиц” совместно с Н.Я. Давыдовой. В 1925 году на международной выставке в Париже вышивки тарусских мастериц получили золотую медаль. Изделия покупались во Франции, Англии, Америке, Японии, Турции. И даже после того, как Мария Федоровна отбыв ссылку уезжает из Тарусы, дело ее живет: в 1961 году тарусская артель была преобразована в фабрику художественной вышивки.

Продукция тарусской фабрики художественной вышивки
В 1928 году Якунчикова уезжает из страны. В эмиграции Мария Федоровна жила с семьей своего племянника Тучкова. Чтобы прокормиться, она шила шляпы, до последнего не меняла гражданство. Ее характер помог и тут - на чужбине она организовывает кустарную мастерскую, изделия которой жертвует на благотворительность, поддерживая “Союз русских судебных деятелей”.
Умерла Мария Федоровна в 1952 году в возрасте 89 лет, похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Многое из того, что было создано купечеством в России, использовалось в советское время, используется и сейчас. Остается надеяться, что потомки изучат наработки создания кустарных мастерских, сберегут самобытность народной культуры, которая высоко ценится на международном уровне и сегодня.
В наши дни в Наро-Фоминске на месте Якунчиковой дачи вот уже несколько лет проводится фестиваль “Троица”. Его устроители мечтают воссоздать вишневый сад в память об Антоне Павловиче Чехове, который гостил у Якунчиковых в усадьбе Нара. Хочется верить, что у них все получится.
Фото: wikimedia.org, fondserova.ru, pastvu.com, nfreg.ru, tarusskayavyshivka.ru, guidego.ru.