20 Октября Среда
3 C, дождь

Вячеслав Гордеев: интерес к театру пытаемся поддерживать с помощью IT-технологий

05 Мая 2020 5 минут Автор: Елена Батракова 456
Руководитель театра “Русский балет”, народный артист СССР Вячеслав Гордеев - о том, чем опасна самоизоляция для артистов балета, опыте работы в онлайн-режиме, надеждах и чаяниях.
Вячеслав Михайлович, сегодня все театры и другие учреждения культуры, не только в Подмосковье, но и по всей стране, переживают весьма непростые времена. Что самое тяжелое в дни самоизоляции?

Надежда нас всегда спасала, но, безусловно, времена тяжелые, особенно для такого вида искусства, как балет. Искусство балета с профессиональной точки зрения особенно уязвимо, поскольку артистам нужно поддерживать творческую форму. Это понятие подразумевает ежедневные упражнения, для которых требуется пространство. Танцовщикам необходимы прыжковые комбинации, да и вращения отрабатывать в стесненных обстоятельствах городской квартиры непросто. Конечно, можно заниматься по системе Бориса Князева на полу, например, растягиваться, но ведь даже полноценный экзерсис на жестком бетонном полу, ламинате или даже паркете не сделаешь. Я уже не говорю о наличии музыкального сопровождения и направляющего взгляда педагога.

Но есть и другой нюанс: ограничение в движении при потреблении калорий чревато набором веса, что для артистов балета крайне нежелательно и грозит дисквалификацией. Большие физические нагрузки, с которыми связана профессия, позволяет артистам сохранять утонченную линию фигуры. А сейчас, поскольку нагрузок нет, можно и располнеть. Вряд ли кому-то понравиться видеть на сцене вместо легко парящей над землей сильфиды грузную танцовщицу a la примы XIX в века Марфа Муравьева или Адель Гранцова. Эстетика сильно поменялась, как и техника высоких поддержек, так что избыточный вес танцовщиц более 45 килограммов становится еще и угрозой для здоровья спины партнера.

Чем живет “Русский балет” сегодня?

Как я сказал выше, в настоящее время мы выживаем. Главное, что на сегодняшний день сохранилось финансирование в плане нашей зарплаты. Это очень существенная помощь со стороны губернатора и Министерства культуры Московской области, позволяющая выдержать карантин. Возможно, будут приняты меры, связанные с ситуацией вынужденной отмены гастролей или продуманы какие-то другие экономические меры, компенсирующие упущенную выгоду от проката спектаклей. Может, будет более целенаправленно решаться вопрос организации наших выступлений на площадках Подмосковья. Для этого нужна продуманная программа, поскольку в непростых обстоятельствах оказались не только люди, но и Дворцы культуры.

IMG_0081 (1).JPG

Жизнь в театре продолжается?

Несмотря на крайне жесткие с профессиональной точки зрения условия, жизнь нашего театра не остановилась. По мере необходимости на работу периодически выходят представители администрации, сотрудники бухгалтерии, на удалении работает литературная часть и пресс-служба. Как говорил выше, все артисты по мере сил стараются поддерживать физическую форму. Они создали группы в интернете, оборудовав место для занятий в своих квартирах, связавшись с помощью Skype, «коллегиально» упражняются. Не далее, как вчера я сам дал урок с помощью Zoom. Моя супруга Оксана заняла свое обычное место у рояля в качестве концертмейстера, так что и музыкальное сопровождение получилось вполне знакомым и квалифицированным. Как видите, мы успешно развиваемся в IT-направлении, работаем в формате видеоконференции.

Продолжается и моя работа с композитором. В моих творческих планах две новые - совершенно оригинальные постановки - то, что сейчас принято называть «мировыми премьерами». На фрагменты уже написанной музыки я могу сочинять хореографию, но то, что создается только сейчас и не зафиксировано на звуковых носителях, конечно, представляет некоторую трудность. Тем не менее, находясь в тесном аудио-контакте, мы можем корректировать процесс создания партитуры. Что касается самоизоляции – то это неукоснительно.

16 photo by M.Logvinov 19.3.17.jpg

Есть ли возможность у театров сегодня выработать какую-то общую стратегию и, вообще, нужна ли она?

Стратегия сейчас одна – ее подсказывают и предписывают врачи. Что касается взаимодействия театров, то все находятся примерно в одних и тех же обстоятельствах стесненности во времени и пространстве, в личных контактах. Хотя каждый руководитель пытается сделать все, чтобы его коллектив сохранился, и каждый считает, что его путь наиболее верный. Посмотрим по результатам.

Руководители подмосковных театров конечно же общаются между собой. Однако сейчас это не сугубо деловое, а скорее личностное общение. Мы делимся друг с другом новостями с фронта борьбы с коронавирусом, стараемся поддержать друг друга интересной историй или шуткой. Не зря же говорят, что смех и улыбка тоже способствуют душевному и физическому здоровью.

Особенно приятно мне и чисто человеческое внимание со стороны Елены Михайловны Харламовой. Когда еще было такое, чтобы министр культуры звонил и справлялся о здоровье?!

Вынужденная замена спектаклям - онлайн-трансляции и архивные записи. Чем можете порадовать зрителя?

Мы пытаемся сохранить и поддерживать интерес к театру с помощью IT-технологий. В Facebook и Instagram выставляем номера и фрагменты из спектаклей театра, видео и фото-зарисовки жизни артистов вне театра. Зрителей же интересует не только творчество своих любимцев, но и то, как они живут, чем заполняют досуг, как отдыхают… Мы создали собственный театральный YouTube-канал, на котором транслируем наши репертуарные многоактные балеты, показываем балетмейстерские работы наших хореографов, редкие архивные записи уникальных выступлений. Заметьте – с 21 марта - каждый день. Это и балеты “Дон-Кихот”, “Бахчисарайский фонтан”, “Последнее танго”, “Семь красавиц”. Ведь это не просто трансляции готовых видеофильмов, стоящих в кассетах на полках. Наш пресс-центр собирает материалы в архивах театра, в коллекциях артистов. Если надо, то даже оцифровывается материал, оформляется титрами.


Меня воодушевило то, что к этой сфере популяризации театра с энтузиазмом подключились сами артисты, которые дополнили наш официальный видеоархив своими уникальными съемками. Эти, казалось бы, любительские съемки с мобильных телефонов, фиксирующие и происходящее на сцене, и атмосферу за кулисами, полную творческого волнения - все это сделает еще более яркой, полнокровной и насыщенной событиями жизнь «Русского балета». Так что я надеюсь, что зритель, соскучившийся по нашим спектаклям, вновь поспешит на встречу с театром, а артисты, которых в трудное время удалось сохранить в коллективе, смогут сделать еще много интересного в искусстве.

Предполагают такие трансляции получение хоть какой-то прибыли?

Онлайн-трансляции это вынужденная мера, которая не предполагает, как мне кажется, извлечения прибыли. Хотя, насколько я знаю, некоторые зарубежные театры установили цены за просмотр своих спектаклей. Мы также получили соответствующее письмо от агентства по авторским правам, которое предписало сообщать о выставляемых в интернет постановках с целью отчисления авторских сборов. Думаю. в сложившихся условиях это нельзя считать закономерным, оправданным или справедливым.

Можно ли предположить что сегодня, пусть и вынужденно, закладываются новые формы взаимодействия зрителя с искусством?

Сказать об этом не берусь. Что касается балета, в нашей стране всегда - особенно раньше - создавались киноверсии балетных спектаклей, балеты транслировались по телевидению. В программе периодически появлялись тематические передачи, рассказывающие о новинках искусства, о творчестве выдающихся исполнителей. Конечно, такая подача материала позволяет режиссеру сфокусировать внимание зрителя на каком-то важном на его взгляд моменте. Возникает киноверсия – особый жанр. И все же искусство балета – живое. Оно требует сиюминутного восприятия, единения зрительного зала и сцены, обмена энергиями между ними. Никакой экран не заменит этого ощущения сопричастности, неповторимости прекрасного мгновения.

HQ2A1400.jpg

В чем, на ваш взгляд, уникальность “Русского балета”?

Театр «Русский балет» имеет обширный репертуар, включающий шедевры наследия и постановки, рожденные в наши дни разными хореографами. Конечно, прежде всего, наше основное богатство – классика. Ее мы бережно храним, поскольку видим свою миссию в том, чтобы формировать эстетический вкус, знакомить российского зрителя с высшими достижениями русского и советского балета. Для того, чтобы это искусство было востребованным, нужно поддерживать высокое качество постановок. Я имею в виду не только исполнительское мастерство. Очень важно наличие красивых декораций, роскошных костюмов. Если музыкальное сопровождение - оркестр, то это должны быть прекрасные инструменталисты, талантливый дирижер. Если звуковое сопровождение - фонограмма, то запись не может быть шипящей. Из всех этих компонентов и складывается чудо искусства, которое способно вызвать в публике ощущение величия искусства. Это то, из-за чего люди приходят в театр, желая красоты и гармонии.

Что бы вы пожелали не только вашим зрителям, но и всем​ жителям Подмосковья?

Здоровья! А на этом этапе - терпения и выдержки! Когда карантин будет снят, ждем всех на наших спектаклях, потому что без зрителей мы несчастны, а зрители без искусства духовно обеднены.

В рамках беседы о судьбах современного театра ранее были опубликованы интервью с руководителями ведущих подмосковных учреждений культуры: Сергеем Безруковым, Максимом Дунаевским, Нонной Гришаевой, Игорем Шаповаловым, Ярославом Ермаковым, Олегом Лабозиным и Алексеем Гущуком.

Фото предоставлены пресс-службой театра «Русский балет»

Онлайн-подписка на 2021 год

Здесь вы можете подписаться на журналы «Подмосковный летописец», «Горизонты культуры», «Социальная защита. Подмосковье» и «Образование Подмосковья. Открытый урок» Подробнее