15 Августа Суббота
16 C, пасмурно

Забытая художница Мария Якунчикова

23 Июля 2020 4 минуты Автор: Юлия Симутова 56
Деревня Морево, что в Рузском районе, знаменита своими красивейшими песчаными карьерами с лазурной водой. Но мало кто знает, что здесь в имении у родителей жила талантливая художница с мировым именем - Мария Васильевна Якунчикова, ярчайшая представительница русского модерна.
Мария Васильевна родилась в 1870 году в Висбадене в семье Зинаиды Николаевны Мамонтовой и Василия Ивановича Якунчикова - крупного предпринимателя и мецената. Отец Марии известен тем, что выделил средства на постройку Московской консерватории. Василий Иванович был не чужд искусств - в доме Якунчиковых часто бывали пианисты братья Рубинштейны, Чайковский и Скрябин. Также семья дружила с Левитаном, Борисовым-Мусатовым, Чеховым. Сестра Марии Васильевны Наталья была замужем за художником Василием Поленовым.

Детство Мария провела в Москве и усадьбах родителей Введенское и Черёмушки. С Введенским семье пришлось расстаться, усадьбу продали. Это событие очень тяжело переживалось молодой художницей. Она часто приезжала в некогда родные места, останавливалась в монастырской гостинице и работала. Всю свою тоску по утраченному дому и детству Мария выразила в картине "Чехлы": в безлюдной гостиной усадьбы стоит закутанная мебель и ждёт своего отъезда.

46532.png

Первой крупной работой Якунчиковой стала картина "Москва зимой. Вид из окна на Среднюю Кисловку", написанная ею в 1889 году. Кроме живописи художница работала в нескольких техниках - в вышивке и аппликации, выжигании по дереву. Увлекшись прикладным искусством, Мария Якунчикова создавала трепетные и по-настоящему сказочные произведения. Ее самой близкой подругой стала сестра Поленова - Елена Дмитриевна, одна из первых художников-иллюстраторов детских книг в России. Знакомство художниц состоялось в начале 1880-х годов. Несмотря на двадцатилетнюю разницу в возрасте они подружились и Елена Поленова стала наставницей Якунчиковой на долгие годы.

Поленова была не только талантливой художницей, но и меценаткой. Встав во главе столярно-резчицкой мастерской в Абрамцеве, она организовала бесплатные народные мастерские, где обучала всех желающих, чтобы они могли потом прокормить свои семьи новым ремеслом. Очень быстро изделия абрамцевских мастерских вошли в моду и стали нарасхват в Москве и Петербурге.

876543.jpg
М. Якунчикова. "Из окна старого дома. Введенское", (1897).

В 1887 году Мария Якунчикова живет в усадьбе родителей Морево Рузского уезда. Вдохновлённая любовью старшей подруги к русскому народному творчеству, она обходит местные деревни в поисках старинных предметов быта, изучает и собирает традиционные орнаменты. В 1890-х гг. она создала картины-настроения, изображающие мир старинных усадеб: "Окно в Мореве" (1894 г.), "Из окна старого дома. Введенское" (1897 г.).
М.В. Якунчикова — Е.Д. Поленовой:

“Сначала хорошенько увидимся, потом, вероятно, в Морево, там готовится хорошая атмосфера для работы. Если вы в Бехово, то Бехово или Морево? Я бы мечтала так: всю первую часть лета наезжать к вам в Москву. Жить в Мореве, отправиться писать во Введенское (какие чудеса я бы там сделала), потом в Бехово. До свидания. Ваша Маша”.
Ее имя называли в числе имен лучших русских художников тех лет. И не случайно, ведь Мария Якунчикова была новатором в нескольких областях. До Якунчиковой в России вообще не существовало цветного офорта. Новаторство Якунчиковой в офортах было высоко оценено, и Остроумова-Лебедева, художница-гравёр, возродившая в России это искусство, увидела в работах Марии стимул для собственных исканий в области ксилографии.

В 1888 году Мария Якунчикова заболела туберкулёзом. Доктора посоветовали ей сменить климат и с 1889 года она живет и лечится в Париже. Здесь она посещает частную академию Родольфо Жюлиана и учится у Вильяма Бугро и Тони Робер-Флёри. Став признанным мастером, Якунчикова выставляется в Парижском салоне - одной из самых престижных французских художественных выставок.

5342.jpg
М. Якунчикова. "Страх" (1893—1895).

Из-за болезни она приезжает в Россию лишь летом - посещает Звенигород, Абрамцево, где работает в керамической мастерской. В 1896 году Мария Васильевна выходит замуж за студента медицинского факультета Сорбонны Леона Вебер-Баулера, а через два года у них рождается первый сын. Якунчикову принимает и российская художественная среда: сам Дягилев приглашает ее участвовать в объединении "Мир искусства", а в 1899 году она оформляет обложку одноименного журнала.

Внезапно умирает Елена Поленова. Родные поначалу скрывают от художницы смерть ее лучшей подруги, но вскоре она узнает об этом. Несмотря на утрату, Мария считает своим долгом продолжить многие начинания Поленовой. Она активно работает над оформлением Кустарного отдела Всемирной выставки в Париже. За проекты мебели и вышитое декоративное панно “Девочка и леший” её награждают серебряной медалью.

В 1901 году после рождения второго сына, здоровье Марии Якунчиковой ухудшилось. Она переезжает в Швейцарию на лечение и умирает там в декабре 1902 года.

Творчество Якунчиковой оказало заметное влияние на формирование стиля модерн в России. О ней как о гордости русского искусства говорил Сергей Глаголь - врач, художник и литературовед. Искусствовед Игорь Грабарь просил Александра Бенуа посвятить Марии Васильевне Якунчиковой монографию в серии книг о русских художниках. К, сожалению, начавшаяся мировая война прервала издание серии. Наступили тяжёлые времена, которые отодвинули в тень память о Якунчиковой и её наследие оказалось несправедливо забытым.

щ87654.jpg
Усадьба Введенское, нынешний санаторий "Звенигород".

Мемориальные выставки Якунчиковой прошли в 1905 году в Москве, а в 1910 году - в музее Рат в Женеве. В 2002 году, к 100-летию со дня смерти Якунчиковой, была организована выставка в Музее-усадьбе В.Д. Поленова.

Произведения художницы хранятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Музее-усадьбе В. Д. Поленова. Значительная часть ее наследия находится у наследников семьи Вебер в Швейцарии.

На территории усадьбы Введенское сегодня располагается санаторий московской мэрии “Звенигород”, Вход на территорию для посторонних лиц ограничен, а это значит, что увидеть полукруг белых коринфских колонн, увенчанных пышными капителями, которые художница запечатлела в одной из своих самых известных работ, могут не все.

Фото: 2do2go.ru, zvencity.ru

Онлайн-подписка на 2020 год

Здесь вы можете подписаться на журналы «Подмосковный летописец», «Горизонты культуры», «Социальная защита. Подмосковье» и «Образование Подмосковья. Открытый урок» Подробнее