“Здешняя местность мне кажется раем небесным”: Чайковский в Подмосковье. Часть 1

В Подмосковье с именем композитора связано множество мест. О том, каким был Чайковский, как прошли последние девять лет его жизни, тесно связанные с Подмосковьем, мы сегодня расскажем.
УСАДЬБА ПЛЕЩЕЕВО. ПОДОЛЬСК
На восточной окраине Подольска, на левом берегу живописной реки Пахры находится старинная усадьба Плещеево. В 1882 году имение, известное в этих краях с XIV века сперва как вотчина боярина Бяконта, а потом бояр Морозовых, приобретает вдова железнодорожного магната, меценатка, баронесса Надежда Филаретовна фон Мекк. Композитор состоял с баронессой в переписке, называя ее “своим дорогим другом”, хотя они ни разу не встретились лично. Всего они написали друг другу 1220 писем, переписка длилась более 13 лет.
Надежда Филаретовна на протяжении всех этих лет оказывала композитору финансовую поддержку, именно ей Чайковский посвятил свою Четвертую симфонию. Вскоре после приобретения баронессой Плещеево, гостем имения часто становится Петр Ильич, которому нравилось творить в тиши и уединении, гуляя по тенистым аллеям старинного парка, дарящего атмосферу творческого поиска. И вот 3 сентября 1884 года композитор приехал в усадьбу, где провел целый месяц, работая над своей "Концертной фантазией" и написанием романсов.
Групповой портрет семьи фон Мекк на террасе в Плещееве. Надежда Филаретовна фон Мекк - в центре
Петра Ильича и усадьба, и здешняя природа привели в полнейший восторг, подарив вдохновение для творчества. Он с сожалением расставался с Плещеево. Вот как он пишет об этом Надежде Филаретовне: "После месяца полного уединения не так-то легко очутиться в омуте петербургской жизни".
С коротким визитом он побывал здесь ещё раз летом 1885 года - всего пару дней, работая над симфонией "Манфред". Сейчас усадьба, восхитившая Чайковского, ветшает и рушится, ее современное состояние мало напоминает тот уголок тишины и отдохновения, который так пленил композитора. Хотя были интересные задумки устроить в Плещеево культурный центр, где бы был и музей П.И Чайковского, и музыкальная гостиная, и литературное кафе. Сейчас только остатки парка со старинными липами, берёзами, елями и соснами в нем да две пары белокаменных въездных обелисков хранят память о хозяевах усадьбы и их знаменитом госте.
Поездка в подмосковное Плещеево стала судьбоносной.. Благодаря проведенному в имении баронессы фон Бекк времени, в Чайковском окончательно утвердилась мысль поселиться в Подмосковье.
КЛИН И ОКРЕСТНОСТИ
Подмосковный город Клин отмечен во всех туристических маршрутах, и это неудивительно. В Клину и его окрестностях Чайковский провел последние годы жизни."Я к Клину, сам не знаю как, ужасно привязался и не могу себя представить в другом месте"
Сразу по прибытии в этот старинный город его гостям становится видно, с чьим именем связана его история: в торце железнодорожной платформы, куда прибывают электрички, недалеко от здания вокзала стоит бюст Чайковского. Он установлен в 1960 году и это один из первых памятников композитору в городе.
Автор - ленинградский скульптор Гавриил Гликман.
Это не единственный памятник в Клину. На Советской площади рядом с Домом культуры, органично вписавшись в современную архитектуру города, нас встречает скульптура Чайковского работы Христофора Геворкяна, украсившая город в 1995 году. Петр Ильич изображен как бы прогуливающимся по улочкам Клина, погруженный мыслями в рождающуюся мелодию. На гранитном постаменте - бронзовый рельеф с изображением нотного листа. В нескольких тактах, те, кто владеет нотной грамотой, смогут прочесть мотив из оперы "Иоланта".
Совсем недавно город украсил ещё один памятник Петру Ильичу. 17 ноября 2021 года он появился у старейшей подмосковной детской музыкальной школы, перешагнувшей 85-летний рубеж. Автор - скульптор Илья Дюков. Чайковский изображен за дирижерским пультом во время исполнения Шестой симфонии – своего последнего произведения, тоже написанного здесь, в Клину.
Город расположен на берегу реки Сестры, в 86 км к северо-западу от Москвы. Первое упоминание о Клине встречается в Никоновской летописи и относится к 1317 году. В 1785 году Клин получает статус уездного города Московской губернии, в котором и остаётся до революции 1917 года.
Собственного дома в Подмосковье у Чайковского никогда не было. С именем Петра Ильича в Клину и его окрестностях связано пять старинных усадеб, расположенных недалеко друг от друга,– это его деревенские "убежища". В одной из них сейчас находится известный всему миру мемориальный дом-музей композитора. Другие усадьбы: Майданово - на севере города, Демьяново - на юге, Спас-Коркодино - на востоке и Фроловское, примыкающая к южной границе Клина.
"Клинский период" - это почти девять лет жизни и творчества Чайковского, охватывающий с 1885 по 1893 год. Это годы достижения наивысшего расцвета мастерства композитора, создания им произведений, вошедших в сокровищницу мировой музыки.
1885 год… Петр Ильич уже известен. Концерты, постановки, издательские дела, встречи, переговоры постоянно вынуждали его перемещаться то в Петербург, то в Москву. Приезжая в столицу, Петр Ильич вынужден был останавливаться в гостиницах. Потребность быть "хоть где-нибудь у себя дома" назревала в нем на протяжении нескольких лет. Однако, не имея достаточно средств, необходимых для покупки собственного дома, Чайковский искал возможность арендовать усадьбу на длительный срок в тихом уголке, где бы были все условия, необходимые для творчества. Эта потребность и привела Петра Ильича к решению жить за городом, вдали от суетливой Москвы и светского Петербурга.
1 января 1885 года он разместил в газетах объявление о том, что хочет снять на год дом в Подмосковье. Были сформулированы требования к дому: не более трех часов езды от Москвы на поезде, наличие реки, пригодной для купания, и обязательное наличие парка. Дом должен быть с фундаментом, чтобы в нем можно было жить круглогодично.
Но нужное жилье долго не находилось. Композитор уже решил вновь уехать за границу, но тут его слуга Алексей Сафронов, сам родом из Клинского уезда, приглядел дом помещицы Н.В. Новиковой в селе Майданово. Это было достаточно большое строение: в доме было семь комнат на первом этаже и пять на втором. Решающим фактором стало, что находился он всего в двух верстах от города. Словом, выбор был весьма удачный, благодаря тому, что Клин стоит на участке железной дороги Москва – Петербург и отсюда в любой день можно было поехать по делам в одну из двух столиц.
МАЙДАНОВО: "КАКОЕ СЧАСТИЕ БЫТЬ У СЕБЯ!"
5 февраля 1885 года Петр Ильич поселился в Майданово. Усадьба была расположена весьма живописно – на высоком берегу реки Сестры. Кругом леса, поля. Да и сама усадьба не простая, с историей. Возникла она в конце XVI века. Ее владельцем был Кирилл Полуэктович Нарышкин, а наследниками стали сын Лев и дочь Наталья. Как известно, Наталья Кирилловна вышедшая замуж за царя Алексея Михайловича, стала матерью Петра I. Получается, что Майданово можно считать родовым гнездом российского государя. Во второй половине XVIII века новые владельцы перестроили усадьбу в стиле классицизма, возвели двухэтажный деревянный дом, церковь Знамения, перепланировали парк, создали фигурные пруды с островами, украсили усадебную территорию малыми парковыми скульптурными формами.
По приезду в Майданово Чайковский написал: "Какое счастие быть у себя! Какое блаженство знать, что никто не придет, не помешает ни занятиям, ни чтению, ни прогулкам! Я понял теперь раз навсегда, что мечта моя поселиться на весь остальной век в русской деревне не есть мимолетный каприз, а настоящая потребность моей натуры".
Единственное, чего не хватало для работы композитора в доме, - это кабинетного рояля. И он появился! И не простой, а питерской фирмы "Яков Беккер". В 1885 году его в качестве подарка композитору доставил владелец фабрики Павел Леонтьевич Петерсон. Этот "беккеровский" рояль затем побывал с ним во всех клинских усадьбах. Именно он сейчас находится в доме-музее П.И. Чайковского в Клину.
"Клинский период" в жизни композитора был максимально продуктивным. Чайковский много работал, проводил за роялем ежедневно с 9 до 13 часов, а после обеда отправлялся на двухчасовой променад, во время которого придумывал музыку на ходу и сразу её записывал. Ему нравилось творить уединенно, в тиши, вне суеты. "Музыкальные мысли, - говорил он, - зарождаются во мне как только, отвлекшись от чуждых моему труду соображений и забот, я принимаюсь за работу. Большинство мыслей, впрочем, возникает во мне во время моих ежедневных прогулок…".
По заведённому обычаю, с записной книжкой в руке, куда заносились все посещавшие композитора идеи, мотивы и музыкальные образы, совершал Чайковский свои обязательные ежедневные прогулки, невзирая на погоду. "Я… создан для деревенской жизни, мне необходимы такие прогулки, где бы я мог быть наедине с природой". У композитора было три любимых маршрута, по которым он ходил из Майданово в Клин и обратно. Первый проходил через деревню Праслово к Дмитровскому мосту, второй пролегал по берегу реки Сестры, третий – тоже через деревню Праслово, но в отличие от первого, проходил там, где сейчас находится пешеходный мост, и далее в Ямскую слободу и в Клин.
В Майданово Петр Ильич провел в общей сложности четыре года. В первый раз композитор прожил здесь с февраля 1885 года до конца 1887 года. В это время им были созданы новая редакция оперы "Кузнец Вакула", позже переименованной в "Черевички", симфония "Манфред". В следующий раз он поселился в Майданово после возвращения с триумфальных гастролей по Соединённым Штатам. На сей раз Чайковский поселился во флигеле, в котором раньше проживала хозяйка. Он прожил в нем ровно год с мая 1891 по май 1892 г. Затем произошел случай, заставивший его навсегда покинуть Майданово.
Однажды, вернувшись с прогулки, Петр Ильич обнаружил пропажу золотых часов - подарок баронессы фон Мекк, заказанный ею у французских ювелиров, в честь написания композитором оперы "Орлеанская дева". Чайковский любил эти часы и дорожил ими, с одной стороны на них было изображение Жанны д’Арк на коне, а с другой – Аполлона в окружении муз. Расследование не принесло никаких результатов, часы найдены не были. Из-за этого композитор окончательно рассорился с хозяйкой и уехал из Майданово. На сей раз - в тот самый знакомый нам дом в Клину, но о нем чуть позже. В 1891-1892 гг. в Майданове он написал оперы "Чародейка" и "Иоланта", балет "Щелкунчик", романсы.
Не одно лишь творчество занимало в Майданове композитора. Пётр Ильич много сделал для Клинского уезда. Так, он договорился об открытии в Майданове школы для крестьянских детей и регулярно жертвовал средства на её содержание. Ещё в самом начале майдановского периода Петр Ильич начал помогать местной церковно-приходской школе. Настоятель Знаменской церкви Георгий Боголюбский обратился с просьбой материально поддержать школу к владелице Майданово Новиковой. В силу финансовых трудностей помочь она не могла, но о просьбе случайно услышал Чайковский, который и стал единственным спонсором учебного заведения. Для школы на пожертвованные Петром Ильичом средства купили учебники, тетради, прочие необходимые для занятий материалы. Композитор помогал школе постоянно, и не только деньгами: он интересовался ее жизнью и успехами учеников.
24 июня 1885 года в городе случился сильный пожар, уничтоживший за одну ночь две трети города - полторы сотни домов, а также торговые ряды. Композитор и его брат Модест лично активно участвовали в борьбе с огнем вместе с другими горожанами. А после пожара Чайковский бесплатно пустил в свой дом несколько семей погорельцев.
Всё это напомнило мне своей активной жизненной позицией, включенностью в повседневность, готовностью помочь не одним лишь словом, а реальным делом другого русского гения и человека с большой буквы - Антона Павловича Чехова, о котором я недавно писала.
Запомнилось, как гениально отметил это сходство Константин Паустовский: "Три замечательных художника неразрывно связаны в нашем сознании друг с другом и олицетворяют собой Россию. Это – Чехов, Чайковский и Левитан. {…} Не было в истории другого такого примера, чтобы три соотечественника и современника – писатель, композитор и художник – так органически дополняли друг друга в своем творчестве и все вместе так ясно и полно выражали свое время".
Гениальный композитор и великий писатель были лично знакомы. Познакомившись с творчеством молодого Чехова, Петр Ильич сразу угадал в нем "будущий столп нашей словесности". Чайковский и Чехов были дружны, регулярно писали друг другу, обмениваясь своими творениями - посылали в дар ноты новой партитуры или только вышедший из печати сборник рассказов и повестей; даже вынашивали план совместной работы - обсуждали оперу "Бэла". Петр Ильич хотел, чтобы Антон Павлович написал для него либретто по мотивам повести Лермонтова, но этим планам не суждено было сбыться.
Фабричный клуб, выстроенный на фундаменте главного усадебного дома в Майданове
1886-1887 годы были плодотворными не только в плане творчества, но и запомнились массовым наплывом дачников в Майданово. Для творчества там стало слишком шумно, и Чайковский переехал в другой дом помещицы Новиковой, который находился приблизительно там, где сейчас располагаются стадион и бассейн.
Материальное положение композитора в эти годы значительно улучшилось, и в планах Петра Ильича было приобретение участка у Новиковой, на котором он намеревался построить собственный дом. Однако раскрылись долги за землю, которые должен был оплатить новый собственник, и от идеи покупки пришлось отказаться. Из-за этого вышла ссора композитора с помещицей, и в 1888 году Чайковский переехал в соседнее Фроловское, в котором прожил три года - с 1888 по 1891 год.
Дом статской советницы Н.В. Новиковой в селе Майданово, к сожалению, не сохранился, но остались пруд и старый парк. К 175-летию композитора Майданово преобразилось: отремонтировали дом культуры, очистили пруды, на которых появились два белых и два черных лебедя, приведены в порядок дорожки парка. Самое главное - здесь сохранился дух русской природы, который так вдохновлял Петра Ильича.
Окончание материала читайте здесь.
Фото: фотобанк Московской области, humus.livejournal.com,