14 Ноября Четверг
+ 2,6 C, Ясно

Жанна Алейникова: чтобы музей звучал

04 Ноября 2019 6 минут Автор: Дмитрий Котов 345
Жанна Алейникова – директор Серпуховского историко-художественного музея. Она самая молодая женщина-директор регионального музея и куратор выставки «Цвет. 90 шедевров из музеев Подмосковья», которая сейчас проходит в МВК «Новый Иерусалим». Ее история – о том, как связать телевидение и любовь к древностям, классическое искусство и авангардный подход.
РИСОВАНИЕ И «АКАДЭМИЯ»

Я родилась в Серпухове. Со своими предпочтениями определилась очень рано. Я рисовала – ходила в художественную школу, потом поступила на художественно-графическое отделение местного педагогического колледжа. Там преподавала выпускница питерской академии художеств Натэлла Алексеевна Топурия. Она сразу за меня взялась и решила, что я непременно должна стать искусствоведом. Каждый год ее студенты из Серпухова поступали в академию художеств, чтобы затем вернуться в родной город и комплектовать музей – в котором и она сама какое-то время работала. Натэлла Алексеевна безумно любила «акадэмию», она училась у таких мэтров как Цецилия Генриховна Нессельштраус… Цецилия Генриховна была великолепным специалистом по средневековому искусству, она воспитала целую плеяду искусствоведов.

Имея за плечами 15 лет художественного образования, я хотела стать мультипликатором или реставратором. Натэлла Алексеевна видела мое будущее академическим, серьезным, солидным. В академию я поступила очень легко, с высшим баллом, потому что она подготовила меня идеально. То, что я была отличницей и краснодипломницей, тоже помогло – два успешно сданных экзамена гарантировали поступление.

В академии преподавали педагоги «старой школы», которые учили еще Натэллу Алексеевну. Даже Цецилия Генриховна читала у нашего потока! Искусствоведческая база была дана сильнейшая.

Серпухов (1313-2).jpg

ТЕЛЕВИДЕНИЕ ИЛИ ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО?

Когда я училась на третьем курсе, мне поступило предложение поработать спецкором на серпуховском телевидении, и я перевелась на заочное отделение. Я даже хотела перейти на журфак СПбГУ, потому что телевидение было безумно интересно, я видела в этом перспективы. Натэлла Алексеевна, с которой я делилась переживаниями и мыслями, была в шоке: «Нет! Тебе нужно древнерусское искусство!»

В музее в ту пору я не видела себя абсолютно. Я экстраверт, не мыслю жизни без общения, музей же виделся системой закрытой. На телевидении проработала около шести лет. Снимала много программ, причем довольно ярких – сначала на муниципальном канале, потом на областном. С серпуховским музеем тоже работала, делали просветительские программы с творческим коллективом: о музейных профессиях – реставраторах, хранителях, экскурсоводах… Был цикл программ о фондах: 43000 единиц хранения в музее, лишь 5% доступны к экспозиции, нужно было раскрыть остальное для зрителя.

По окончании работы на телевидении передо мной стоял выбор – СИХМ или МВЦ? Музейная жизнь все еще казалась мне скучной и консервативной, выставочная деятельность виделась более «моей». Хотя, когда я училась в академии, все были уверены – и даже подшучивали надо мной – что после выпуска я непременно стану директором СИХМа.

IMG_5492.JPG

МУЗЕЙНО-ВЫСТАВОЧНЫЙ ЦЕНТР И ДРУГИЕ

В музейно-выставочном центре я работала под руководством замечательного человека, который многому меня научил – Анатолия Иванович Редькина. Выпускник академии художеств, в прошлом – директор СИХМ (он пришел на этот пост очень рано, в 27 лет), директор Сергиево-Посадского (загорского) музея, он глубочайше знал тему и относился ко мне по-особому, много в меня вкладывал. То, что он мне дал, сейчас очень помогает мне в работе. К сожалению, Анатолий Иванович рано ушел из жизни…

Когда Анатолий Иванович работал в СИХМе, он выпустил сборник эссе «Размышления о музее», в которых проанализировал историю музея и коллектив, раскрыв личность практически каждого сотрудника, с которым работал. Эта книга впоследствии тоже оказала мне серьезное подспорье.

Кстати, в ту пору, когда в СИХМе работала Натэлла Алексеевна, директором музея был серпуховский художник Александр Иванович Курочкин, который был моим педагогом по живописи в колледже, он тоже рассказывал о музейной жизни. Но пока что слагаемых для меня, видимо, было недостаточно.

Из МВЦ меня, можно сказать, «переманили» в администрацию города, в отдел культуры, и я получила год прекрасного управленческого опыта.

DSC_1601.JPG

НАКОНЕЦ – СИХМ!

Новость о том, что через несколько дней я должна выйти на другое место работы – в СИХМ! – ошарашила меня. В музейной жизни я себя по-прежнему не видела и не представляла, что я там могу раскрыться. Сейчас, проработав два года, я вижу себя здесь абсолютно на своем месте. Нет, не жалею, что не пришла сюда раньше. Считаю, что все случилось как надо, ко времени. Все, что было, очень правильно. Но тогда…

На должность директора СИХМ я пришла в непростое время. Тем не менее, с коллективом мы были хорошо знакомы – и по моей работе на телевидении, и по деятельности в отделе культуры, и по искусствоведческой работе.

Трудностей было много. Они были связаны в основном с тем, что мой изначальный акцент был поставлен на развитие деятельности музея, раскрытие его потенциала. Я сделала упор на то, что мне было близко, и обходила моменты, в которых чувствовала себя неуверенно – это, в основном, хозяйственный и коммунальный сегменты. Погружение в тему оказалось настолько стремительным, что останавливаться нельзя было даже на трудностях. Времени на рефлексию не оставалось. Это был год столетия музея, в который я вошла с середины. Наверное, именно эта ситуация и помогла мне максимально быстро освоиться в работе.

DSC_0191.JPG

ЗАДАЧИ И ТРУДНОСТИ

Сложно выстроить команду. Сложно преодолеть настороженность, предубеждение. Но задача сохранить и раскрыть потенциал музея – важнее всего. Не только выполнить норматив по посещаемости и выставочному плану, а сделать нечто стратегически более весомое, глобальное. Считаю, что у меня это получилось. Ведь у СИХМа – одного из первых среди региональных музеев – сложилось сотрудничество с Третьяковской галереей.

Люди, которые работают в музее, любят его безумно, живут им. Им очень хотелось, чтобы столетие – прозвучало. Мы вместе стали думать над тем, как это сделать. Коллектив предлагал, я слушала, использовала свои связи в журналистике, на телевидении, чтобы создать резонанс. И когда это получалось, было радостно всем.

Думаю, что благодаря нашему взаимопониманию с коллективом и стала возможной реализация амбициозных проектов музея. Например, выставка, посвященная Гоголю, в которой приняли участие 12 музеев, и даже Государственный исторический музей дал предметы. Раньше казалось – как такое возможно? Мы – давали, а нам? А мы просто взяли и написали туда, сами, и все получилось. Дальше был проект краеведческой исторической экспозиции, и в ГИМе нас встречали тепло, как родных.

DSC_2485.jpg

РЕГИОНАЛЬНЫЕ И ФЕДЕРАЛЬНЫЕ

У региональных музеев часто берут вещи на федеральные временные экспозиции, а мы стесняемся, робеем попросить о том же. Я рада, что мой опыт показал: не нужно бояться просить что-то в ответ и делать большие проекты. В рамках культурного форума в Санкт-Петербурге мы с ГИМом подписали соглашение, согласно которому они будут оказывать нам методическую помощь. Мир меняется, усугубляется требования к хранителям, к безопасности. Кто может поделиться самыми передовыми технологиями, как не музей, расположенный в Кремле? И они охотно делятся опытом, там невероятно открытые люди работают, и мы с удовольствием ездим к ним в гости.

В рамках проекта, посвященного творчеству Бурлюка, мы взаимодействовали с музеем русского импрессионизма. Картины Борисова-Мусатова скоро отправятся в Саратов, а к нам приехала коллекция нижегородского музея, с директором которого мы познакомились в Лондоне, где они и мы экспонировали полотна Гончаровой – выставка проходила под кураторством Третьяковки.

За границу мы стали ездить активнее. Помимо Лондона, с экспозицией Гончаровой были во Флоренции, поедем в Хельсинки. Видя, что мы открыты и активно продвигаем свои проекты, другие музеи чаще предлагают нам сотрудничество. В Нижний Новгород мы направим картины художников из круга Караваджо – там готовят концептуальную выставку западноевропейского искусства.

ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ

2020 год – юбилейный год протопопа Аввакума. Мы планируем совместный проект с частным Музеем русской иконы. Уже отобраны предметы, есть концепция выставки. Поскольку серпуховский музей находится в особняке старообрядческой купчихи Анны Васильевны Мараевой, и старообрядческая Покровская церковь также является его частью, готовим этот проект при участии старообрядцев, которым он важен в миссионерском плане. Также рассчитываем на то, что церковь, которая не реставрировалась сто лет, войдет в план реставрации. Сейчас проводим там небольшие выставки, церковь всех впечатляет необыкновенно, ее считают местом силы.

А вот в каретном сарае за зданием музея реставрация точно будет. Мы вошли в план финансирования на будущий год, и в перспективе к нашим площадям присоединится еще 1200 квадратных метров. Работы рассчитаны на три года, но мы уже мечтаем о том, что будем там экспонировать. Благодаря этой площади мы сможем открыть детское кафе, детский музейный центр – на это вдохновил опыт пушкинского музея.

IMG_0029.JPG

Театрализованные костюмные экскурсии проходят в теплое время года, также действует проект «Живые картины» в стенах музея. Благодаря тому, что мы изменили режим работы, и в пятницу и субботу теперь музей открыт допоздна, у нас появились пятничные вечера – тематические лекции, экскурсии, концерты, связанные с выставочными тематиками. Делаем совместные проекты с серпуховскими актерами – в ночь музеев показали пять сеансов вместо запланированных трех и обязательно разовьем эту идею. В планах – активная работа с храмом Рождества Пресвятой Богородицы в Подмоклово в контексте вечеров барочной и старинной музыки.

Моя самая амбициозная мысль на 2020 год – большой межмузейный выставочный проект, посвященный русском авангарду. Уже есть концепция и понимание, с кем будем сотрудничать – конечно, в этом числе Третьяковка, а также ряд региональных музеев. Рабочая история с необычной архитектурой получила название «Мир, сотворенный заново». Также в содружестве с Третьяковской галереей наметили работу с еще одним «спящим» объектом музея – мемориальным домом фотохудожника Н.П. Андреева. Планируем создать единый крупный центр фотоискусства на юге Подмосковья, который будет представлять место и для современных фотохудожников, и для работ из архивов и запасников. Я думаю, что у нас все получится.

Фото: Сергей Калугин, из личного архива Жанны Алейниковой

Онлайн-подписка на 2020 год

Здесь вы можете подписаться на журналы «Подмосковный летописец», «Горизонты культуры», «Социальная защита. Подмосковье» и «Образование Подмосковья. Открытый урок» Подробнее