05 Августа Четверг
13 C, ясно

Жостовские подносы: как мазок - так лепесток

26 Февраля 2021 4 минуты Автор: Любовь Колесник 159
В Московском областном музее народных художественных промыслов открыта выставка, которая получила название "Связь времен". На ней представлено более 160 художественных произведений жостовской династии художников Беляевых-Гончаровых.
Эта история началась в 1830 году, когда в селах и деревнях современного Мытищинского городского округа только начал зарождаться новый уникальный промысел. Жостовская роспись вышла из традиций федоскинской миниатюры, даже приемы у них схожи: рисунки выполняются масляными красками с использованием металлических добавок и перламутра в несколько слоев, а основные мотивы – богатые цветочные узоры. Впрочем, есть и существенные отличия: если федоскинская традиция предусматривает три-четыре слоя живописи по подкладкам на папье-маше, то в жостовской традиции роспись на металле проходит в два слоя, а подкладки – скорее исключение.

IMG_3784.jpg

Местом рождения жостовского промысла называют деревни бывшего Троицкого уезда: Жостово, Осташково, Хлебниково и Троицкое. Кропотливой работой занимались целыми семьями. Так сформировались "фамильные" мастерские. Самыми известными в начале XIX века считались лаковые работы производства Беляевых и Леонтьевых. Максим Беляев и его сын Тимофей, Федор Беляев и его сын Егор стали основателями знаменитой династии.
Выставка дает прекрасную возможность увидеть, как на протяжении почти 200 лет развивалось многообразие художественных приемов жостовского народного промысла.
Работы этих мастеров еще до революции блистали на выставках, за ними охотились коллекционеры. Ведь в то время в России особую популярность получила культура чаепития: большие пузатые самовары, нарядные чашки и, конечно же, расписные подносы были атрибутом успешной и счастливой жизни даже у самых малообеспеченных, "низовых" семей. Так что, как сказали бы современные маркетологи, ставка на яркую позитивную роспись яркими красками на немарком черном фоне была беспроигрышным решением. Впрочем, художники писали не только на подносах. Они работали с интерьерным декором, оформляли панно, мебель, миниатюры.

IMG_3912.jpg

Промысел быстро завоевал популярность, спрос начал расти. Так на базе семейных мастерских стали образовываться артели с привлечением наемного труда, началась и системная подготовка учеников. Постепенно промыслы прирастали не только художественным сообществом, но и потребовали участия вспомогательного и смежного производств. К ним присоединялись кузнецы и шлифовщики, химики по лакам и краскам. К концу XIX века жостовский промысел был уже не просто увлечением пары-тройки энтузиастов, стремящихся избежать тяжелого труда на земле. С годами это занятие стало основным источником доходов для местных жителей.

Как ни странно, трудолюбивые артельщики не вписались в картину нового советского государства. В 1917 году дом у Беляевых отобрали, всю семью репрессировали и выслали на тяжелые строительные работы в степи Казахстана.

IMG_5317.jpg

Производство жостовских подносов возобновилось лишь в 1920-е годы. В 1928-м году трудящиеся объединились в одну большую артель "Металлоподнос". В 1930-м году она получила для своих нужд большое каменное здание, что по тем временам было невиданный роскошью. Именно это артель стала предшественницей нынешней Жостовской фабрики.
На выставке представлены экспонаты из личной коллекции Ларисы Гончаровой, дополненные предметами из фондов Московского областного музея народных художественных промыслов.
Вскоре обрушилась еще одна беда. С началом Великой Отечественной всех местных мужчин забрали на фронт. Чтобы жостовский промысел не погиб, на фабрику приняли шестерых местных девочек-подростков в возрасте от 13 до 15 лет. Одной из них была Нина Беляева, правнучка того самого Тимофея Максимовича, основателя художественной династии.

IMG_5527.jpg

Параллельно с обучением кропотливому искусству росписи у известного мастера Андрея Павловича Гогина девочки постигали тяготы военного производства. Они на себе таскали из леса бревна, чтобы отапливать цеха, а писать приходилось на жести от консервных банок: все деловое железо в ту пору шло на фронт. Деловой – производственное название металла, который идет для дела, в отличие от металла бросового.

Выйдя замуж, талантливая художница стала носить фамилию супруга – Гончарова. Но по духу она осталась принадлежать своей знаменитой творческой династии. Коллеги и руководство предприятия отмечали ее упорство и труд, талант и великолепную легкую руку. Не случайно ее творческие работы есть в фондах Русского музея, Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, в частных галереях и государственных коллекциях.
Жостовский мазок… Мы идем от кисти. Как мазок — так лепесток. У нас нет ни карандаша, ничего. Все — мазок. В этом вся суть нашего мастерства. Второе — блик. Ну и связывающая букет травка-привязка. И последнее — орнамент по борту. Обычно тоже растительный, заплести его надо так, чтобы закончить вещь. Я люблю плотный кружевной орнамент. А иногда оставляю воздух. Это не заранее придумывается.

Нина Гончарова. Из записей Евгения Гора.
Нина Гончарова все время находилась в поиске новых впечатлений и материалов, подхватывала идеи на выставках и в книгах, в орнаментах известных живописцев и любимых фильмах. Заслуженный художник РСФСР, лауреат престижных премий и правительственных наград, она больше всего любила писать прекрасные розы и достигла совершенства в их изображении.

IMG_4109.jpg
Лариса Гончарова на открытии выставки

Ее дочь, Лариса Юрьевна Гончарова, унаследовала талант от матери. Она не просто продолжила ее дело, копируя творческую манеру, а развила, выработав собственные технические и композиционные приемы, делая упор на глубину и насыщенность цвета. Искусствоведы говорят о неземном колорите ее работ, излучающих свет и тепло, музыку и радость. Их сравнивают с бурным цветением весеннего леса, наполненного птичьим многоголосием...
РОЖДЕНИЕ ПОДНОСА

Подносы бывают канонических форм: сибирские – прямоугольные, также есть овальные и круглые, крылатые и готические. А вот треугольных или ромбических жостовских подносов, как правило, не существует.

Для изготовления основы для подносов мастера берут тонкую листовую сталь, по характеристикам близкую к кровельному железу. После штамповки заготовки отправляются на вальцовку, чтобы сформировать загнутые края. Затем подносы покрывают грунтовкой, шпаклюют, зачищают, шлифуют и тщательно, в три слоя, лакируют, высушивая каждый из них в специальной печи. И лишь после этого начинается роспись.

Это тоже технологически непростой процесс, который состоит из следующих этапов:

Замалевок. Это набросок разбавленными красками, своего рода эскиз. Художник легкими мазками фиксирует основу будущей композиции. Дальше поднос отправляется на двенадцать часов в сушильный шкаф.

Тенежка. Прозрачными красками создается тень, появляется глубина рисунка.

Бликовка вливает в картину света и объема.

Чертежка – дело тонкое: добавление мельчайших деталей вроде прожилок на листьях и семян в плодах.

Привязка – объединяющие композицию легкие травы и усики вьюнков. При желании мастер может сделать "уборку" по краю подноса, расцветив его ажурным орнаментом.

Готовый поднос вручную, с помощью мелового порошка, затирают до блеска.
Лариса Гончарова – заслуженный художник России, основатель многочисленных мастер-классов. В них может принять участие любой посетитель: опыт совершенно не важен. Гость свободен в своем выборе, может включиться в художественный процесс на любом его этапе либо просто понаблюдать за тем, как работают другие.

IMG_4047.jpg

Организаторы выставки говорят, что ее название подчеркивает роль традиций в народном искусстве. Жостовский промысел связал разные периоды истории нашей страны, и на примере семейных династий можно продемонстрировать это особенно ярко. Менялись бытовые и производственные условия, идеология и экономика. Неизменной оставалась лишь красота жостовских цветов, расцвечивающих своим теплом гибкий металл. И по сей день от дедов к внукам, от бабушек к внучкам передается замечательное мастерство, накопленное в веках. Выставка продлится до 4 апреля.

Фото: Максим Усков 

Онлайн-подписка на 2021 год

Здесь вы можете подписаться на журналы «Подмосковный летописец», «Горизонты культуры», «Социальная защита. Подмосковье» и «Образование Подмосковья. Открытый урок» Подробнее