Все Подмосковье
17 C, ясно

Знаменское-Губайлово: литературная усадьба в центре Красногорска

29 июня 2020 4 минуты Автор: Елена Синицына 731
Старинная усадьба под Красногорском известна всем, кто интересуется русской литературой и, в особенности, тем периодом, который принято называть Серебряным веком. Здесь часто гостили поэты Валерий Брюсов и Андрей Белый, а крестный отец символизма Константин Бальмонт запомнился местным крестьянам по курьезному эпизоду: впавшего в священный экстаз поэта пришлось снимать с верхушки сосны. Однако, давайте сперва припадем к истокам и разберемся в долгой усадебной истории.
Знаменское-Губайлово находится фактически в центре Красногорска, неподалеку от городского парка культуры и отдыха и сквера “Ивановские пруды”. Сам Красногорск - город молодой и даже молодежный, а вот история усадьбы - куда древнее. Свое начало она берет в XVII веке, когда царь Михаил Федорович Романов пожаловал пустошь Губайлово своему боярину Семену Васильевичу Волынскому. Его племянник - Иван Фёдорович Волынский - основал здесь свою загородную резиденцию и в 1683 году заложил небольшую каменную церковь Знамения Богородицы, сочетавшую редкие для своей эпохи архитектурные элементы. Вторую часть имени усадьбе дала небольшая деревня Губайлово, располагавшаяся поблизости.

DSC_3836.jpg

Расцвет усадьбы пришелся на время, когда правнучка Ивана Фёдоровича Анастасия Волынская вышла замуж за князя Василия Михайловича Долгорукова. В российской истории он известен также как Долгоруков-Крымский - титул был пожалован ему Екатериной Великой за присоединение Крыма к России. В усадьбе, кстати, бывала и сама императрица - она останавливалась здесь во время поездки в Новый Иерусалим на коронационные торжества, а также заезжала вместе с цесаревичем Павлом на освящение новой Знаменской церкви. Прежняя церковь простояла тут до 1771 года.

2414.jpg
Портрет В. М. Долгорукова-Крымского работы Александра Рослина (1776)

Сам Василий Михайлович в качестве приданого получил еще одну усадьбу - Волынщину-Полуэктово, которая находится в нынешнем Рузском районе. Про нее у нас будет отдельный рассказ, а пока мы лишь коснемся личности генерал-аншефа и московского главнокомандующего (это назначение Долгоруков-Крымский получил в апреле 1780 года). По нынешним временам, герой русско-турецкой войны наверняка бы получил еще и статус “эффективного менеджера” - столь активно он работал на благо Москвы. Запомнился Василий Михайлович многим - и введением театральной цензуры (в только что отстроенном Петровском театре, по его мнению, ставились “вредные и соблазнительные сочинения”), и очисткой речки Неглинной и постройкой первого каменного моста через Яузу. Занимался московский главнокомандующий и административными вопросами - подбирал “достойных людей в поведении” для чиновничьей работы в присутственных местах.

Жил князь в своей загородной резиденции в селе Васильевском, что возле Воробьевых гор. Умер этот достойный человек в конце января 1782 года, незадолго до присоединения Крыма к Российской империи. Похоронен князь в церкви имения Волынщина. Поэт Юрий Нелединский-Мелецкий на смерть графа откликнулся следующими строчками: “Прохожий, не дивись, что пышный мавзолей / Не зришь над прахом ты его; / Бывают оною покрыты и злодеи; / Для добродетели нет славы от того! / Пусть гордость тленные гробницы созидает, / По Долгорукове ж Москва рыдает”. В той же в церкви Трех Святителей была похоронена и супруга князя. Анастасия Васильевна пережила мужа на 23 года.

2228462.jpg

Имением какое-то время владел младший сын знаменитого полководца - Василий Васильевич Долгорукий. Именно при Долгоруковых, которые владели Знаменским-Губайловым почти сто лет, и сформировался усадебно-парковый комплекс. До наших дней дошли главный усадебный дом, два флигеля, здание конного двора. Хорошо сохранились деревья регулярного и пейзажного парков. Усадьбой потомки великого рода владели до 1836 года, затем она сменила ряд владельцев. При последних - Поляковых - Знаменское-Губайлово и приобрело статус “литературной” усадьбы.

Сергей Поляков был несколько нетипичным представителем своего века. Сын купца Третьей гильдии закончил московскую гимназию с золотой медалью, а затем поступил на физико-математический факультет Московского университета. При этом Сергей Александрович слушал отдельные лекции на историко-филологическом факультете, посещал курсы по литературе и изучал иностранные языки. По словам Владислава Ходасевича, Поляков “говорил и читал на множестве языков, европейских и азиатских, которые усваивал с одинаковой легкостью”. Начав, по настоянию отца, работу в Товариществе Знаменской мануфактуры, в 1890-х годах Поляков знакомится с поэтическим цветом того времени и решает открыть собственное издательство.

255293.jpg
Обложка сборника Николая Гумилёва "Жемчуга", М.: Издательство "Скорпион", 1910 г.

“Декадентский батька”, как называли его современники, по словам того же Ходасевича “не имел к поэзии никакого отношения, но почувствовал, угадал, что этим людям, преследуемым насмешками и улюлюканием обывательщины, принадлежит ближайшее литературное будущее”. Издательство “Скорпион” Поляков основал в 1899 году, вложив в него фактически все свое состояние. Издавал “Скорпион” ультра-модные журнал и альманах - “Весы” “Северные цветы”, в которых печатались Михаил Кузмин и Иван Бунин, Вячеслав Иванов и Зинаида Гиппиус. Сам Поляков переводил романы Кнута Гамсуна и собирал в своем имении всех прогрессивных литераторов того времени.

Можно только представлять, какие вечеринки тут гремели. По одной из легенд, поэт Константин Бальмонт, известный своей страстью к горячительным напиткам, залез в Знаменском на огромную сосну, намереваясь прочесть оттуда стихи. Прочел он их или нет - история умалчивает, но вот спуститься вниз самостоятельно поэт уже не смог, пришлось звать на помощь крестьян из местных деревень, которые и помогли Бальмонту вновь обрести твердую почву под ногами.

1683966.jpg
Поэт Константин Бальмонт на сосне - неофициальный символ усадьбы

Дерево, на которое взобрался бесстрашный символист - сосна Веймутова - дожило бы и до наших дней, но упало во время урагана 2017 года, так что его пришлось распилить. Однако ничто на земле, как сказал уже другой поэт, не проходит бесследно. В 2019 году дендролог Роман Назаров (кстати, любитель творчества Бальмонта) вырастил из семян той самой сосны новые деревья - два из них высажены возле флигеля усадебного парка, а еще три - недалеко от места, где росла “бальмонтовская” сосна.

Усадьба неплохо пережила советские годы: с 2014 года в западном флигеле усадьбы размещается Культурно-выставочный комплекс, в залах которого работают постоянные экспозиции, устраиваются авторские художественные выставки и проводятся литературно-музыкальные гостиные, на которых, наверняка, звучат стихи поэтов, гремевших тут в начале прошлого века.

Фото: фотобанк Московской области, Сергей Калугин


Выберите город