16 Октября Среда
+ 1,7 C, Малооблачно

Дмитров: город и музей. 100 лет вместе

19 Декабря 2018 234

Роль провинциальных музеев в развитии социокультурного пространства провинции неоценима. Сравнение музея с зеркалом, в котором отражается местное сообщество, особенно применимо к музеям в небольших городах, таких как Дмитров. Вся история – отечественная и мировая, история региона, города, и составляющих его институтов и персоналий концентрируется в муниципальном музее, повторяется в нём, нередко интерпретируется в угоду времени и принятым установкам. 
Отмечая вековой юбилей музея, невозможно рассматривать его историю в отрыве от истории страны и города, в котором он находится. Следует отметить, что 1918 год, который мы считаем точкой отсчёта возраста музея, на самом деле является всего лишь датой открытия первой музейной выставки, первой постоянной экспозиции.
Решение о создании музея была озвучена на земском собрании в конце 1916 г., где присутствовали учителя, врачи, служащие архива, представители Дмитровского союза кооперативов (ДСК). Краеведческая комиссия, созданная 28 октября того военного, предреволюционного года, и была основательницей музейной истории. Каждая группа была заинтересована в создании музея. Учителя, получившие рекомендации не вывозить учащихся на экскурсии в Москву, нуждались в исторической и художественной экспозиции. Земство предполагало показать историю и культуру своего края, подчеркнуть его древность, его особенности, и хоть немного отвлечь уставших от войны и всё более впадающих в оппозицию власти жителей. Накануне этого события в городе была торжественно открыта мужская гимназия, и позитивные перемены в общественной жизни земцам хотелось продолжить. Кооператоры видели в музее возможность расширения просветительской работы, которой занимался неторговый отдел ДСК. В музее виделась и возможность рекламы товаров промысловой кооперации1.
2_1918г. Сотрудники ДСК, стоявшие у истоков музея..jpg
В январе 1917 г. начинают собираться экспонаты: комплект фотографий с видами города от М.С. Померанцева, а также «различные предметы, собранные учащими, старые монеты, старинный ларец, старая одежда, местные засушенные травы и цветы, местные породы камней»2. На собраниях краеведов читаются доклады «Дмитровский край в его прошлом», «О собирании этнографических предметов», обсуждается структура будущей экспозиции.
Мартовские митинги на городской площади и молебны в честь свержения самодержавия, замена полиции народной милицией, избрание нового органа власти – Общественного комитета – лишь притормозили процесс подготовки музея к открытию. Лето 1917 г. было переполнено межпартийными дебатами, а осень принесла такие перемены, что открытие музея пришлось отложить. Но уже в октябре 1917 г. ДСК назначает инструктора неторгового отдела Михаила Николаевича Тихомирова заведующим музеем краеведения. Уже после большевистского переворота, 8 декабря 1917 г., арендуют небольшой дом на улице Московской, начинается подготовка к открытию первой выставки.
С роспуском Дмитровской земской управы, в феврале 1918 г. не открывшийся ещё музей полностью переходит на содержание ДСК. Кооператоры продолжают заниматься экономической деятельностью, на складе Союза имеются продукты и товары, инструкторы работают с крестьянством. В большинстве своём члены ДСК были эсерами. На фоне устанавливающейся диктатуры пролетариата, когда власть в городе сосредоточилась в руках Ревкома, когда возникают такие непривычные для общества организации, как «Союз Бедноты» и «Продком», комиссия «по экспроприации жилья и уплотнению», ячейки Союза безбожников, работа ДСК выглядит упорядоченной, плановой.
1 мая 1918 г. открылась первая выставка музея, где были представлены 80 экспонатов и 200 томов библиотеки. Первые экскурсии провели М.Н. Тихомиров и А.В. Янковская3. В книге посетителей музея расписался всемирно известный философ, теоретик анархизма Пётр Алексеевич Кропоткин, поселившийся в Дмитрове в апреле 1918 г. после возвращения из эмиграции и принимавший живое участие в создании музея.
В конце августа 1918 г. музей разместился в доме князя М.Н. Гагарина  (ныне – ул. Пушкинская).Там были развёрнуты экспозиции нескольких отделов. Учёным секретарём музея становится княгиня Нина Николаевна Гагарина. Она охотно пустила музей под крышу своего дома, сохранив его при этом на время от «уплотнения». «Экспроприация экспроприаторов», проявлявшаяся и как жилищное уплотнение, заставляла многих аристократов, зажиточных горожан, «уступать» свои дома под различные учреждения, пытаясь трудоустроиться в них, в соответствии со своим образованием и профессией. В результате дом не заселили жильцами, княжеская семья не «уплотнена», а всего лишь разместилась в мансарде, дом сохраняет свою планировку и внешний вид, а в музейных афишах того времени указывается адрес: «Ул. Юного коммуниста, д. 19 (б. Гагарина)»4  
3_1930г 30.11.Сотрудники музея с А.И.Михайловской, в день её ухода.jpg
В начале 1920-х графиня Ольга Дмитриевна Милютина отдала музею часть своего особняка на Троицкой улице, где разместился отдел дворянского быта, экспонировались поступавшие из разорённых усадеб предметы быта. В кирпичном цокольном этаже были выделены помещения для части городского архива. Графиня заняла комнаты верхнего этажа. Дом, таким образом, не был отдан полностью под приют для беспризорников, чего опасалась Ольга Дмитриевна5. В 1919 г. заведующей музеем была назначена Анна Дмитриевна Шаховская, геолог-краевед, дочь князя Дмитрия Ивановича Шаховского, известного деятеля кадетской партии и министра Временного правительства. Она руководила культурно-просветительским отделом Союза кооперативов, занималась естественнонаучными исследованиями. Её труд «Природа Дмитровского края»6, до сих пор является самым информативным.
И в деятельности музея также отразились научные предпочтения директора: экспозиция была в основном о природе, была создана собственная метеостанция. Это направление обеспечивало в то время гарантию безопасности: природа вне политики.
Местная власть – уездный исполком советов – начал вскоре подозрительно присматриваться к сообществу интеллигентов и титулованных лиц, объединившихся под крышей музея и ДСК. В 1919 г. власти начинают травлю кооперативного движения. В ноябре 1920 г. ДСК как самостоятельное юридическое лицо был ликвидирован. Деятельность музея была прервана арестом ведущих специалистов – бывших сотрудников ДСК во главе с А.Д. Шаховской – по обвинению в причастности к «спекулятивной деятельности ДСК». Из Бутырской тюрьмы музейщики и кооператоры вели переписку с П.А. Кропоткиным. Оставшийся без руководства музей был спасён Народным комиссариатом просвещения, выдавшим его имуществу и коллекциям «охранную грамоту»7 за подписью Луначарского и Троцкой.
Освобождённая за недоказанностью вины, через несколько месяцев Анна Дмитриевна, прекрасно понимая, что ей, княжне и дочери политического деятеля упразднённой Государственной думы и Временного правительства, не позволят занимать руководящую должность, передаёт руководство музеем выпускнику историко-филологического факультета, разночинцу по происхождению, Кириллу Алексеевичу Соловьёву.
Начало 1920-х гг. знаменуется повсеместным развитием краеведения, становлением его как направления исторической науки. Музей организует комплексное изучение края. Проводятся экспедиции, археологические раскопки совместно с Академией материальной культуры, Московским университетом, учителями и школьниками уезда8.В 1922 г., с созданием Центрального бюро краеведения под патронатом РАН и Наркомпроса РСФСР, краеведческая работа в Дмитрове приобретает научный характер. Летом 1922 г. было организовано пять экспедиций по уезду для изучения жилищ XIX столетия, исследования быта гончаров.
Введение Новой экономической политики отразилось в судьбе музея. Он получил возможность зарабатывать: экскурсиями, продажей книг. Сотрудники занимались подготовкой научных статей. Специалисты музея востребованы. Их приглашали в различные комиссии, в том чмсле и в комиссию по изъятию церковных ценностей в качестве экспертов. Была и ещё одна статья дохода: государство разрешило продавать музейные предметы, не имеющие исторической и культурной ценности.
Летом 1923 г. музей провёл со старшими школьниками 17-дневную экскурсию по речному маршруту Яхрома-Сестра-Дубна-Волга (протяжённостью более 100 км). В её рамках были произведены раскопки Синьковского городища.
В 1924 г. вышел сборник «Дмитровский уезд Московской губернии», в подготовке которого принимали участи специалисты отделов Уисполкома, музейные сотрудники и краеведы. Это настоящая энциклопедия Дмитровского края, охватывающая все стороны общественной жизни.
В 1924 г., с 8 по 20 июля, совместно с педагогами дмитровских школ и учёными состоялась экспедиция по изучению быта, истории, экономики и сельского хозяйства уезда. Под руководством профессора Б.А. Куфтина были проведены раскопки Ковригинского могильника.
Старинные дворянские усадьбы, пока ещё не разорённые, но и не музеефицированные, церкви, закрывавшиеся по решению властей, раскулаченные крестьянские хозяйства становятся источниками поступления в музеи предметов – памятников истории и культуры. В 1922 г. из имений Тарусово и Ново-Никольское, принадлежавших Гарднерам и Корсаковым, была вывезена в музей большая коллекция фарфора.
5_1950-е гг. Экспозиция Дворянское искусство..jpg
С 12 ноября 1923 г. музей Дмитровского края, благодаря активной позиции его директора и сотрудников, стал именоваться «Государственный показательный музей местного края» (Отношение Главнауки № 9222/ 6506 от 12.11.1923 г.) и перешёл на финансирование из государственного бюджета. Интересен тот факт, что именно тогда музейным отделом Наркомпроса заведывала Наталья Ивановна Седова, жена Льва Троцкого, которая очень поддерживала Дмитровский музей.
В 1924 г. К.А. Соловьёв пишет: «На музее лежит обязанность по охране памятников старины, искусства и народного быта. В настоящее время в его ведении, как памятники архитектуры, живописи и керамики XIV–XVII вв.,  находятся Успенский Собор, Пятницкая церковь, Борисоглебский и Николо-Песношский монастыри… При музее работают: уездный кружок по изучению района силами учащих и учащихся, историческая комиссия, кружок естествознания школьных работников, кружок обществоведческий школьных работников»8. Такая активность, связи музея с центральными учреждениями науки, культуры в глазах местной власти по-прежнему выглядело несколько подозрительными. 17 ноября 1925 г. по решению УК ВКП(б) в Дмитровский краеведческий музей на должность секретаря «для партийного руководства музейной работой» назначили коммуниста с 1906 г. Василия Васильевича Минина. Он собирает материал по истории событий 1905 г, участвует в совещаниях по Истпарту при МК РКП(б). Но самое главное, как старый чекист, он присматривается к этому «дворянско-интеллигентскому» гнезду. Похоже, ничего особо крамольного не обнаружено, и уже в следующем году его направляют «для усиления партийной работы» на фабрику. Музей же возвращён в ведение дмитровского уездного исполкома, всё имущество и фондовые коллекции описаны10.
В 1925 г., к 100-летию восстания декабристов, музеем выпущен сборник «Декабристы и Дмитровский край». Т.Н. Поливанова и М.Н. Поливанов передают в музей портреты своих предков – дворян Норовых, а также книги из усадебной библиотеки, мемориальные вещи, оружие.
В декабре 1926 г. решением областных властей был закрыт музей в усадьбе Ольгово. Для филиала Дмитровского краеведческого музея там оставили часть помещений. Однако позиция новых хозяев заставляет музейщиков переместить все оставшиеся экспонаты в Дмитров. К этому времени в распоряжение музея передают здания дмитровского Борисоглебского монастыря, откуда ещё в годы Гражданской войны выселили мужскую братию, чтобы разместить там монахинь-беженок из Западной Украины. Оставшиеся в Дмитрове послушницы Турковичского монастыря Варшавско-Холмской епархии, прибившиеся к ним старушки и девочки не испытывали со стороны новых хозяев – музейщиков – никаких притеснений. Они по-прежнему занимали несколько келий, ухаживали за огородом, в надвратной церкви шли службы. Здания монастыря усилиями музея поддерживалось в порядке. Ни одна икона не пропала. В братском корпусе и других помещениях разместились новые, научно обоснованные экспозиции, которые постоянно пополнялись  предметами, вывезенными из экспедиций. Эти экспедиции – этнографические, археологические, дополнялись поездками по государственной программе по изъятию церковных ценностей. Многие памятники, благодаря вмешательству музейщиков, были спасены от переплавки и уничтожения. В это время город готовится отметить первый юбилей революции. Созданная для этого комиссия начинает сбор материалов, однако музейные сотрудники дипломатично ограничивают своё участие в этом, занимаясь другими темами. В 1927 г. в московском издательстве «Работник Просвещения» выходит «Книга Краеведа». К.А. Соловьёв вместе с другими авторами, давая подробнейшие рекомендации к построению краеведческой работы, настоятельно рекомендуют экскурсионный метод изучения края и работу с «монументальными источниками»11.
В 1929 г. был опубликован труд К.А. Соловьёва «Методы паспортизации в политпросветработе»12. Автор настаивает на важности исследовательской работы краеведов и показывает, как надо описывать памятники прошлого. В том же 1929 г. экскурсионное государственное акционерное общество «Советский турист» выпустило сборник экскурсионных маршрутов «По Московскому краю». Принявший в нём участие К.А. Соловьёв13 предложил несколько развёрнутых туристских маршрутов из Москвы в Дмитровский уезд.  
4_1950-е гг. Собор и вал..jpg
Коллективизация, пришедшая на смену НЭПу, также нашла отражение в музейной жизни. Летом 1931 г. музей пополняет этнографическую коллекцию предметами быта из раскулаченных хозяйств, инструментами и продукцией закрывавшихся или реконструировавшихся промысловых артелей. В том же году в Дмитров переехала семья князей Голицыных, выселенная из Москвы. Владимир Михайлович Голицын-младший активно сотрудничал с музеем, создавая по его заказам карты, диаграммы, иллюстрации.
В мае 1932 г. решением Моссовета здания и помещения Борисоглебского монастыря, где располагался музей, были переданы Управлению строительством канала Москва-Волга (Дмитлага ОГПУ-НКВД). Музей, при поддержке Наркомпроса, пытается оспорить это решение. 9 августа 1932 г. в Дмитров прибыла комиссия из Всесоюзного Центрального Исполнительного Комитета и Наркомпроса. В присутствии представителей Дмитлага НКВД музею предложили переместить экспозиции в Успенский собор. Сопротивление повлекло за собой арест директора – Кирилла Алексеевича Соловьёва и ведущих сотрудников музея по сфабрикованному делу «о контрреволюционной организации врачей и краеведов». Из Бутырской тюрьмы их выпустили только в мае 1933 г., но в Дмитровский музей К.А. Соловьёв уже не вернулся.
Экспонаты, фондовые коллекции, архив были в наспех упакованных ящиках выброшены на снег, а через несколько месяцев – весной 1933 г. силами заключённых-каналармейцев и вновь набранных сотрудников перемещены в здание Успенского собора, в котором музей размещался до 2001 г. Так благодаря музею собор сохранил свои интерьеры и архитектурное убранство. Должность директора, после отказа нескольких кандидатур, занял Серафим Иванович Ивкин. Новыми сотрудниками стали выдвиженцы из комсомола и пролетариата. В книге отзывов появляется запись: 06.01.1936.: «Группа школьников Москвы считает что экскурсовод (молодая девушка) не соответствует своему назначению», 08.05.1936.: «… имеются неграмотные надписи «Балванка», «Эскаваторы». Их следовало бы изъять. Инженер МВС», 12.03.1936. В музее есть много ценного, но работницы музея относятся к посетителям очень некультурно. Инженер Васильев»14. О краеведческой работе в это время речи и не шло. Гораздо активнее открывались кружки безбожников.
В июне 1936 г. должность директора музея, по решению Бюро Райкома ВКП(б), занял В.В. Минин – коммунист с 30-летним стажем. Был набран новый штат сотрудников15.
В 1936 г. в районе развернулось колхозное соревнование за право участия во Всесоюзной сельскохозяйственной  выставке. Такую же выставку В.В. Минин открыл и в музее. В здании собора, как только посетитель поднимался на второй этаж, в обрамлении  белокаменного портала его встречала разноцветная россыпь пуговиц и связки стеклянных Костинских бус. Здесь же были представлены и глиняные горшки, блинницы, конская сбруя – промколхозы изготавливали всё, на что был спрос. Промартели представили тесьму, бахрому, знаменные кисти, ткани для пошива костюмов и кепок, минеральные краски на местном сырье. Городская промышленность была представлена перчаточной фабрикой.
При Минине развернулась работа по охране памятников, была структурирована экспозиция, воссоздан клуб краеведов. Не случайно в 1964 г. Минину было присвоено первое с 1917 г. звание «Почётный гражданин города» и его именем названа одна из улиц Дмитрова. Одно печально: его законопослушание не позволяло отстаивать интересы целостности фондов – в государственные музеи передавались по первому требованию из Москвы уникальные предметы.
В конце 1941 г. (с 27.11.1941) наиболее ценные экспонаты были эвакуированы – в сопровождении директора музея В.В. Минина – в Ивановскую область. Часть экспонатов перед отъездом он лично, вместе с самыми доверенными сотрудниками, замуровал в подвале собора. Коллекции не понесли потерь. В годы войны музей не закрывался. Подвалы Успенского собора служили бомбоубежищем. Часть здания (вестибюль) была занята под склад зерна. Одновременно проводились экскурсии, лекции для военнослужащих и школьников.
В 1942 г., сразу после освобождения района от фашистов, в музее была открыта выставка «Варвары ХХ века». Здесь большую роль сыграли старые связи Минина с К.А. Соловьёвым и М.Н. Тихомировым16.
В послевоенные годы Минин начинает вести хронологический справочник – с 1154 г., пользуясь литературой и доступными архивными источниками. Охотнее всего он комментирует события, которым был очевидцем: 1905-й, 1917-й, 1920-е гг. и далее. Вот записи, касающиеся краеведческой работы:
«22 мая 1950 г. – в музее прошла районная краеведческая конференция.
26 июня 1955 г. Городская и районная общественность торжественно праздновала 800-летний юбилей г. Дмитрова. День 800-летия должен был отмечаться 2-го ноября 1954 г., но созданная по этому поводу комиссия нашла необходимым перенести юбилей на лето 1955 г. В ноябрьском № журнала «Вопросы Истории» была помещена статья В.В. Минина «800 лет городу Дмитрову».
В 1965 г. должность директора музея занимает А.Ф. Чекменёв. Он прошёл всю войну в должности политрука, пережил Ленинградскую блокаду. При нём прекращается процесс передачи экспонатов в другие музеи, формируются новые штаты с приглашением выпускников столичных вузов на должности специалистов – например, Р.Ф. Хохлова.
В 1984 г. Дмитровский краеведческий музей решением Мособлсовета и приказом Министерства культуры РСФСР переименован, с учётом историко-культурной ценности его собрания, в «Дмитровский историко-художественный музей».
В эти годы в жизни музея появляется много нового. В 1988 г. при директоре Викторе Владимировиче Воробьеве впервые отмечался юбилей. В сентябре 1988 г. прошла конференция, посвящённая 70-летию Дмитровского музея.
Тогда менялись отношения церкви и города. На музее это сказалось в первую очередь. В 1991 г. решением Исполнительного комитета Дмитровского горсовета в связи с предстоящей передачей Успенского собора в пользование РПЦ, музею передали здания на территории Исторической площади. По приказу Министерства культуры РФ17 из фондов Дмитровского историко-художественного музея в Дмитровский мужской Борисоглебский монастырь переданы 12 культовых предметов (дробниц), содержащих частицы мощей. В мае 1991 г. по инициативе музея при поддержке Академии наук СССР  в Дмитрове прошли Кропоткинские чтения.
В 1992 г. Городской совет18 объявил территорию Дмитровского городища заповедной и закрепил её за Дмитровским историко-художественным музеем. Здания Елизаветинской церкви и Александровской часовни переданы церковной общине Успенского собора19.
В мае 1993 г. городской совет решил учредить Дмитровский историко-культурный и природно-ландшафтный центр в качестве правопреемника Дмитровского историко-художественного музея, при этом было передано на баланс разрушенное здание Дворянского собрания. При генеральном директоре Игоре Владимировиче Кишкине был организован военно-исторический отдел «Дмитровский район в годы Великой отечественной войны», П. Толстошеиным и Б. Чупровым была создана диорама «Битва на Перемиловской высоте».
Новое название музея не прижилось, его изменили: с 1996 г. это «Музей-заповедник «Дмитровский кремль».
Осенью 1997 г. памятник истории и культуры, интереснейший экспонат музея – курная изба, расположенная в алтаре Покровского придела, по инициативе верующих, была разобрана и вынесена из помещения Успенского собора. В апреле 1998 г. на баланс музея передали дом № 1 на Исторической площади. В том же 2000 г. Московской епархии РПЦ передали здание Успенского собора в Дмитрове. Музей освободил их в 2002 г. постепенно переместив фондовые коллекции в отреставрированные здания административного комплекса в кремле. Началась работа над созданием новой экспозиции.
25 октября 2002 г. в музее прошла первая региональная (областная) научно-практическая конференция «Музей в социальном пространстве провинции».
В ноябре 2002 г. состоялась закладка нового здания музейно-выставочного комплекса на улице Загорской. Одновременно строились и готовились три экспозиции. 30 августа 2003 г. были торжественно открыты первые залы экспозиции художественных коллекций в здании Дворянского собрания. В 2004 г. открыта экспозиция «Археология и средневековая история Дмитровского края» в здании Казначейства на Исторической площади.
7_Ночь искусств 2018г..jpg
Новое здание музея было построено за 18 месяцев, так появилась возможность для создания новой экспозиции «История, быт и художественная жизнь края XVIII–XXI в». Основным экспонатом стала подлинная курная изба. В соседних залах разместилась экспозиции дворянской и городской культур.
4 сентября 2004 г. состоялось торжественное открытие нового здания музейно-выставочного комплекса – первого, построенного специально для музея в Московской области. 
Реконструкция и обновление музея открыли второе дыхание: в мае 2005 г. музей-заповедник «Дмитровский кремль» стал призёром Всероссийского конкурса Министерства культуры РФ и Благотворительного фонда В. Потанина  «Меняющийся музей в меняющемся мире», получил грант за проект «Возвращение Кропоткина». В июле 2007г. по инициативе музея прошла федеральная научно-практическая конференция «Канал Москва-Волга: история и современность» (к 70-летию канала имени Москвы), совместно с управлением ФГУП «Канал имени Москвы».
6_2006г. Образовательная программа в экспозиции С указкой в сказку.jpg
Развивая проектную и выставочную деятельность, экспозиционную и просветительскую работу музей по-прежнему остаётся тем самым «музеем в городе», хранилищем памяти и хранителем собранных за столетие коллекций. Исследовательская работа в последнее время в основном направлена на изучение, научную атрибуцию предметов, подготовку их выкладки в Госкаталог МК РФ. Уже новый директор – Виктория Викторовна Феногенова, поддерживая все направления музейной деятельности, поддерживает и сложившуюся за столетие прочную связь: «Музей и Город».
 
Примечения
 
1 Одно из предполагаемых названий музея, задуманного при ДСК – «Музей кооперации и Музей товаров, местных промыслов и производств».
2 Доклад собранию уполномоченных Дмитровского союза от 02.06.1918.
3 Жена агронома Байдина, учительница, автор пособий по грамматике.
4 Дом сохранился (ул. Пушкинская, 64), но утратил фасадный портик и изначальную планировку: после того как его покинул музей, в 1930-е гг. здание поделили на несколько квартир.
5 Дом О.Д. Милютиной сохранился и до наших дней (ул. Загорская)
6 Шаховская А.Д. Природа Дмитровского края. Краткий  краеведный очерк с 8 рисунками и картой. Изд. «Работник просвещения» по заказу Дмитровского Отделения Союза Работников Просвещения.
7 Архив МЗДК, фонд «Делопроизводство», 1920–1925 гг.
8 Маркова Н. Прошлое и настоящее Влахернского района. Архив МЗДК. Рукопись. б/н С. 4.
9 Соловьев К.К. Музеи и архивы./ сб. «Дмитровский уезд», 1924 г. С. 338.
10 Архив МЗДК. Ф 28, Оп. 1. Д. 64. Акт о передаче Музея Дмитровского края в ведение Дмитровского уездного исполкома от 27.10.1925.
11 Н.А. Гейнике, Н.С. Елагин, Н.П. Зимин, К.А. Соловьёв. Книга Краеведа. М., 1927.
12 Соловьев К.А. Методы паспортизации в политпросветработе. Московский кабинет краеведения, М. 1929.
13  См. Соловьёв К.А. По Клинско-Дмитровской гряде.// «По Московскому краю». Сборник составлен Н.С. Елагиным, в составлении принимали участие О.П. Булич, К.Г Голосов, И.А. Титов, К.А. Соловьёв, А.И. Шишков. Под редакцией В.Р. Менжинской. Экскурсионное государственное акционерное общество «Советский турист», государственное издательство Москва-Ленинград. 1929г. С. 3–42.  
14 Архив МЗДК, Оп. 1, Д. 147.
15 Минин В.В. Автобиография. Рукопись. С. 1. Краеведческий фонд МЗДК.
16 Отчёт о работе музея за 1942 г. Архив МЗДК. Д. 178. Оп. 1, Л. 4, 8.
17 Приказ МК РФ № 79 от 02.02.94.
18 Решение Дмитровского Городского совета № 164/11-МС от 13.03.92.
19 Решение Дмитровского Городского совета от 16.04.93. № 472/31-МС.
 
 
Наталия Табунова

Онлайн-подписка на 2020 год

Здесь вы можете подписаться на журналы «Подмосковный летописец», «Горизонты культуры», «Социальная защита. Подмосковье» и «Образование Подмосковья. Открытый урок» Подробнее