20 C, ясно

Гармония проверит алгебру

06 Ноября 2014 567

Революция — рядом. Нет, речь не о «цветных революциях» в бывших советских республиках. Речь об образовании и воспитании школьников.

Реформа школы в России в самом разгаре, и одним из наиболее революционных новшеств можно назвать введение федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения (ФГОСов). Самое главное, к чему стремятся их разработчики — сократить разрыв между знаниями, получаемыми в школе, и перспективами их применения в реальной жизни.

joomplu:2182

Что же это значит и как изменяется роль педагога с введением новых ФГОСов? Если кто и знает ответ на подобные вопросы, то это те, кто уже сегодня работает в духе образовательных стандартов будущего. Таких специалистов немало в подмосковных школах, гимназиях и лицеях. Среди них и 18 педагогов, которые в октябре нынешнего года были признаны победителями областного конкурса лучших учителей-предметников и награждены премиями губернатора Московской области.

joomplu:2181«Изменений в начальной школе произошло очень много, но все вопросы, которые возникают, решаемы по ходу учебного процесса, — уверяет Ольга Садовникова, учитель младших классов гимназии № 7 Чеховского района. — Важным становится не только определенный набор знаний, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развитие познавательных сил и творческого потенциала учеников. Преподавателю приходится строить свою работу так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: чему и как научиться. Я второй год работаю по новым образовательным стандартам, и результаты уже видны».

Пройдет совсем немного времени, и те ребятишки, которые сегодня сидят за партами начальной школы, перейдут в средние и старшие классы. Учителя-предметники должны будут принять эстафету у своих коллег. «Готовы работать по-новому?» — спрашиваю я у преподавателя истории из Сергиево-Посадской гимназии имени Ольбинского Софьи Байч. «Гимназия имени Ольбинского существует уже 20 лет, и мы изначально отказались от репродуктивной формы передачи знаний, — рассказывает она. — Принципы новых ФГОСов в основном совпадают с теми, которые у нас уже приняты на вооружение: учитель – это тот, кто направляет, помогает разобраться в материале, поддерживает стремление к знаниям. Например, на уроках истории мы, почти как на уроках математики, решаем задачи: применяем анализ, создаем модели».

Вокруг изучения истории в школе сейчас разворачиваются нешуточные дискуссии. Как преподавать этот предмет современным детям? Нужен ли единый учебник? Софья Байч уверена, что единый учебный учебник истории необходим именно как отражение государственной концепции.

joomplu:2187

 

«При этом мы всё равно будем исходить из различных оценок исторических событий, имея возможность учитывать различные подходы и суждения»

joomplu:2185

 

В качестве обучающего элемента Софья Байч предлагает семиклассникам загадку гибели царевича Дмитрия. Это именно тот случай, когда на одних и тех же фактах было построено несколько различных версий. На них-то ребята и получают первые историографические навыки, которые активно применяют в дальнейшем.

На занятиях по истории решать задачи, как на уроках алгебры, и писать сочинения, как на уроках литературы — это еще можно себе представить. А вот как через другие образовательные предметы (как того требуют ФГОСы нового поколения) донести до учеников математические знания? Оказывается, и это возможно, если у учителя есть эрудиция, культура, увлечённость, стремление к творчеству. Преподаватель математики из лицея №1 Ступинского района Татьяна Абрезина — именно такой учитель. 

joomplu:2186
«Я учу школьников в каждом математическом задании видеть красоту природы и искусства, — рассказывает Татьяна Ивановна. — Когда мы проходим тему «симметрия», я беру в пример цветы и листья деревьев, поэзию Брюсова и музыку Моцарта. Когда речь идёт о решении уравнений, вспоминаю Омара Хайяма. Если нужно объяснить, что такое золотое сечение, прошу ребят посмотреть на репродукцию картины Шишкина «Утро в лесу» и на фотографии православных храмов. Основы теории вероятности мои ученики постигают на примерах из сказок и мультфильмов. Приступая к тригонометрии, мы с ними прежде окунаемся в историю. Говоря о том, что такое прогрессия, решаем экономические задачи, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни».

Разные специалисты, преподающие разные предметы и представляющие разные образовательные учреждения, говорят в один голос: время новых стандартов в образовании действительно наступило. Но без людей, отдающих свои знания и своё сердце детям, все изменения системы образования могут свестись к формальным и дорогостоящим нововведениям, далёким от ожидаемого результата. И как тут не вспомнить слова австрийской писательницы Марии фон Эбнер-Эшенбах: «От врачей и учителей требуют чуда, а если чудо свершится, никто не удивляется».

Нина ИВАНОВА


Онлайн-подписка на 2022 год

Здесь вы можете подписаться на журналы «Подмосковный летописец», «Горизонты культуры», «Социальная защита. Подмосковье»
и «Образование Подмосковья. Открытый урок» Подробнее

Выберите город