28 Июня Вторник
24 C, ясно

Интернет-риски. Поколение «игреков» и «зетов».

27 Июля 2013 348

Три последних из молодых получили названия трёх неизвестных – Иксов (1963–1984), Игреков (1984–2000) и Зетов (начиная с 2001). В России это те взрослые и дети, кто появился на свет в течение последних пятидесяти лет. Поколение Х – это молодые родители ХХI века. Поколения Y и Z называют «цифровыми» гражданами.. Они запоминают не содержание той или иной информации в Сети, а лишь место, где она находится. Средняя продолжительность концентрации их внимания по сравнению с 10–15-летней давностью уменьшилась в десятки раз. У юных пользователей компьютера притупляется обоняние, возникает боязнь прикосновений, повышается инфантильность.
В жизни цифрового поколения есть немало такого, что можно назвать преимуществами, обретёнными в эпоху Интернета. Например - феномен многозадачности, характереный для представителей цифрового поколения и не свойственен взрослым людям, которые в нормальном состоянии могут заниматься хорошо лишь одной деятельностью. В рейтинге самых успешных предпринимателей 44% - представители поколения X.
Всемирная паутина предоставляет всем её пользователям большие возможности доступа к различным видам информации, но вместе с тем Интернет принёс и не осознанные ещё до конца новые риски и опасности.
Сотрудниками Фондом Развития Интернет была разработана классификация онлайн-рисков, согласно которой выделяется 4 основных типа онлайн рисков.
Контентные риски – различные материалы (тексты, картинки, аудио, видеофайлы, ссылки на сторонние ресурсы), содержащие противозаконную, неэтичную и вредоносную информацию. Среди них выделяется: порнография, информация, связанная с наркотиками и суицидом и др. С таким контентом сталкивается каждый второй ребёнок в социальных сетях, блоги, торрентах, персональных сайтах, видеохостингах.
По данным нашего исследования «Дети России онлайн» на первом месте среди того, что особенно расстраивает подростков в интернете – жестокость, насилие, агрессия, убийства (28,3%), на втором месте – порнографический контент (24,6%).
Около половины детей в возрасте 11-16 лет сталкивались с сайтами, несущими угрозу их физическому здоровью и благополучию, а также пропагандирующими насилие и расовую ненависть. Родители знают об этом только в одном случае из трёх. Разрыв особенно велик, когда речь заходит о сайтах, связанных с чрезмерным похудением.
Рисунок 1 . Столкновение детей с контентом, несущим угрозу для их физического здоровья и представления родителей об этом, %

Чтобы избежать негативных последствий из-за столкновения детей с негативной информацией в сети, родителям необходимо использовать технические средства ограничения доступа: родительский контроль, контентная фильтрация, настройки безопасного поиска, а также рассказывать ребёнку о негативной информации в сети, показать, как действовать при столкновении с запрещёнными сайтами, проверять сайты, которые посещает их ребёнок, поддерживать с ним доверительные отношения.
Коммуникационные риски связаны с общением и межличностными отношениями интернет-пользователей (кибербуллинг, незаконные контакты (например, сексуальные домогательства), знакомства в сети. С такими рисками можно столкнуться при общении в чатах, онлайн-мессенджерах (ICQ, Skype, MSN), социальных сетях, на сайтах знакомств, форумах, блогах.
Кибербуллинг – агрессивные, умышленные, продолжительные во времени действия, совершаемые группой лиц или одним лицом с использованием электронных форм контакта. По данным исследования «Дети России онлайн» 23% российских детей в основном в возрасте 11-12 лет становятся жертвами буллинга, который уверенно перебрался в интернет. Половина российских школьников знакомятся в сети, каждый пятый ребёнок встречается с теми, с кем познакомился в интернете. Всё это увеличивают риск груминга – установления взрослым близких отношений с ребёнком для последующей сексуальной эксплуатации.

Рисунок 2 Знакомства в интернете и встречи с интернет-знакомыми в реальной жизни, %.
Как сделать общение ребёнка в сети наиболее безопасным? Необходимо
объяснить ему, что при общении в интернете нужно быть дружелюбным. Если у родителей есть информация, что кто-то из друзей или знакомых ребёнка подвергается буллингу, сообщить об этом классному руководителю. Научить своего чадо правильно реагировать на обидные слова или действия других пользователей (лучший способ испортить хулигану его выходку – полный «игнор»), поддерживать с ним доверительные отношения, чтобы вовремя заметить, если в его адрес начнут поступать угрозы, помочь найти выход из ситуации – заблокировать обидчика, написать жалобу модератору, потребовать удаление странички. Нужно быть быть в курсе, с кем ребёнок общается в сети, объяснить ему, что нельзя разглашать в сети личную информацию, пересылать виртуальным знакомым свои фото или видео и обязательно вместе с ним пойти на реальную встречу с интернет-другом.
Технические риски – вероятность столкнуться с хищением персональной информации или подвергнуться атаке вредоносных программ.: различное программное обеспечение (вирусы, черви, «троянские кони», шпионские программы, боты и др.), которое может нанести вред компьютеру и нарушить конфиденциальность хранящейся в нем информации.
По данным обращений на Линию помощи «Дети онлайн» за 2012 год около 30% всех обращений касаются технических рисков ( взлом аккаунта в социальных сетях (26%), блокировка работы компьютеров всплывающими окнами (22%), заражение компьютера вирусами (22%).
Рисунок 3. Обращения на Линию помощи «Дети онлайн» по техническим рискам, %.
Обеспечить безопасную работу за компьютером поможет личная бдительность и грамотное использование технических средств защиты: не скачивайте файлы, присланные незнакомыми; отключите автозапуск переносных устройств; регулярно делайте резервные копии своих данных; используйте разные и сложные пароли; установите антивирус; периодически проверяйте электронные устройства антивирусом; используйте учётную запись гостя при повседневной работе за компьютером.
Потребительские риски – злоупотребление в интернете правами потребителя (риск приобретения товара низкого качества, различные подделки, контрафактную или фальсифицированную продукцию, потерю денежных средств без приобретения товара или услуги, хищение персональной информации с целью кибермошенничества).
Наиболее рискованными в интернете являются ситуации, когда пользователь совершает покупки через интернет, пытается заработать деньги в сети, совершает операции с денежными средствами посредством услуг интернет-банкинга. Особенно распространен фишинг - получение доступа к конфиденциальным данным пользователей (логинам и паролям). Мошенники создают фишинговые сайты, которые маскируются под сайты банков, магазинов, интернет-браузеров, при этом воруют информацию, которую пользователь вводит при покупке: банковские реквизиты, пароли, коды, легко получая таким образом доступ к денежным средствам пользователя.
Чтобы оградиться от мошенничества в сети, родители не должны разрешать ребёнку оплачивать покупки в интернете своими банковскими картами, вводить какую-либо информацию о карте (номер, пин-код, CVV-CVC коды и пр.); совершать покупки в интернете они должны вместе и всегда следить, чтобы у ребёнка на счету сотового телефона находилось немного денег . Ребёнок должен знать, что никогда нельзя отправлять смс на короткие номера и оставлять на сомнительных сайтах номер телефона, обсудить с ним принципы мошенничества, научить правилам безопасности.
Не все дети в одинаковой степени рискуют в интернет-среде, наиболее уязвимы те, кто чаще подвергается опасности и офлайн. Педагогам и родителям нужно научить их критически оценивать происходящее в сети, что позволит безопасно использовать интернет и другие цифровые технологии.


Онлайн-подписка на 2022 год

Здесь вы можете подписаться на журналы «Подмосковный летописец», «Горизонты культуры», «Социальная защита. Подмосковье»
и «Образование Подмосковья. Открытый урок» Подробнее