17 Апреля Суббота
11 C, ясно

История в школе: традиции и новации

15 Декабря 2018 295
Всероссийский конкурс «История в школе: традиции и новации» предоставляет возможность учителям истории продемонстрировать свои лучшие педагогические методики и приёмы преподавания нестандартных тем по отечественной истории. В этом году конкурс проводился третий раз. Участвовали в нём 453 учителя из 71 субъекта Российской Федерации.
Среди 24 победителей — два конкурсанта из Подмосковья: Владимир Шуляков (школа №3, Котельники) и Анна Рожкова (школа №5, Балашиха).

Владимир Николаевич почти 20 лет работает в школе, имеет высшую квалификационную категорию. Он награждён Почётной грамотой Министерства образования Московской области, неоднократно побеждал в различных профессиональных конкурсах, в том числе международных. «Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований» — тема его конкурсной работы. У Анны Сергеевны всего третий год педагогической практики, но она активно участвует в конференциях, периодически публикует свои методические наработки в федеральном журнале «Учитель». Молодой учитель объективно раскрывает на своих уроках даже самые проблемные темы по истории.

Анна Рожкова: «Трудные темы — самые интересные»

— Современное образование нацелено на самостоятельное добывание знаний учащимися. Учитель лишь помогает детям, направляет их. Для меня как учителя очень важно, чтобы каждый ученик не только воспринимал фактический материал, но и мог дать свою оценку тому или иному историческому событию. Я стремлюсь научить детей мыслить критически, самостоятельно ставить проблемы по теме и решать их в процессе урока.

…Самые трудные вопросы по истории стараюсь раскрывать максимально понятно, интересно для учеников. Вот и для конкурса взяла тему, которой нет в учебнике. Поэтому эта тема проблемная. На уроках ребята узнают о личности Ивана Грозного, о его политике. Для того чтобы ответить на вопрос о роли царя в истории, необходимо на основе изученной информации сделать свой собственный вывод. Это сложно, но учить детей этому необходимо.

Почему же тему о роли Ивана Грозного можно отнести к проблемной? Потому, что этот царь — величайшая загадка русской истории. Личность, о которой уже более 400 лет не умолкают споры. Одни считают его прогрессивным и даже гениальным деятелем для своего времени, удвоившим владения России и впервые создавшим крепкую государственную власть.

аЃ¶™ЃҐ† (3).jpg

Другие, наоборот, называют его жестоким правителем, превзошедшим по своим злодеяниям Нерона и Калигулу. Третьи говорят о том, что это была личность, не понятая своим временем. Моей задачей в ходе урока было развитие умения изучать и систематизировать информацию из различных источников, выявлять причины событий, вырабатывать умение давать оценку историческим процессам, деятельности личности.

Современное образование позволяет применять различные технологии в учебном процессе. Мой конкурсный урок был выстроен в рамках технологии развития критического мышления.

Элементом технологии является приём «Шесть шляп». От начала и до конца ребята всё делали сами, я только направляла их учебную деятельность. По видеофрагменту они определили историческую личность, о которой будет идти речь. По наводящим вопросам озвучили главную проблему урока, которую и решали командой. Плюс данной технологии в том, что урок прошёл в нестандартной форме, а путём коммуникации с учителем и одноклассниками тема была раскрыта и мнение оформлено.

Разумеется, не только личность Ивана Грозного вызывает трудности при изучении. Работая со средним звеном (5–7 классы), я обратила внимание, что учащиеся сложнее воспринимают темы, которые связаны с внешней политикой, порой им сложно описать ход той или иной битвы, выучить большое количество дат или запомнить большой параграф.

Здесь на помощь также приходят современные методы преподавания, которые позволяют облегчить этот процесс для ребёнка: опорные конспекты, приём чтения с маркировкой «инсерт», «фишбоун», кластеры, «скрайбинг» и многое другое.

В 5-м классе ребята изучают историю Древнего мира. Им особенно нравятся темы, которые посвящены Древнему Египту. Тема египетских богов интересно проходит в форме урока-игры.

аЃ¶™ЃҐ† (2).jpg

Из исторических личностей особенный интерес вызывают Александр Македонский, Юлий Цезарь, Клеопатра.

Учащихся 6-х классов привлекают темы, посвящённые первым русским князьям. Особенно ребятам интересна личность Юрия Долгорукого, Александра Невского, Дмитрия Донского, Ивана III. В 6-м классе есть достаточно сложные темы для понимания, такие как «Роль варягов в процессе образования древнерусского государства», «Политическая раздробленность русских земель», «Возвышение Московского княжества».

Не каждому учителю выпадает возможность получить грамоту из рук министра просвещения Ольги Юрьевны Васильевой и председателя Российского исторического общества Сергея Евгеньевича Нарышкина, и я благодарна за то, что мне посчастливилось находиться на конкурсе такого масштаба.

Меня часто спрашивают, как правильно учить историю. Своим ученикам я советую изучать события, используя разные источники информации, анализировать их, сопоставлять факты и приходить к правильному мнению.

Владимир Шуляков: «Историю нужно изучать, а не переписывать»

— История должна ставить учеников перед проблемами нравственного выбора. Ученик получает право на субъективность и пристрастность, на обоснование своих решений нравственных проблем истории.

Элементы проблемности я включаю почти во все свои уроки. Перед изучением нового материала ставлю интересные неожиданные вопросы. Например, при изучении темы о периоде, связанном с именем Брежнева, учащиеся получили задание взять интервью у родителей, знакомых. Некоторые принесли видеозапись интервью.

Выяснилось, что многие люди отзываются очень положительно о так называемом периоде застоя. Так возникла новая проблема — а был ли застой? Можно ли утверждать, что при Брежневе люди жили хорошо?

ШгЂп™ЃҐ (7).jpg

Учащиеся сами предложили провести дискуссию. На урок были приглашены родители, которые хорошо помнят этот период, но по-разному. Класс тоже разделился на две группы. Одна из них доказывала, что это годы благополучия, стабильности, доступности высшего образования и т. д., другая — что это годы дефицита, процветания теневой экономики, воровства и т. д., что для ностальгии по тем временам нет никаких оснований.

...У каждого поколения свои исторические герои. Ученики 6–7 классов «кумирами русской истории XII–XIV веков» называют Александра Невского, Дмитрия Донского, Пересвета, Минина и Пожарского.

Среди учащихся 8–11 классов этот список увеличивается: это Михаил Кутузов, Юрий Гагарин, Георгий Жуков, Александр Солженицын, Лев Толстой, Андрей Сахаров, Майя Плисецкая, Ирина Роднина, даже Ленин и Сталин.

Понятия о героях и героизме зачастую формируются под влиянием кино, СМИ, интернета. Многие молодые люди, посмотрев фильм про Колчака, стали идеализировать личность адмирала.

Да, Колчак — талантливый исследователь, первооткрыватель и адмирал, но… Есть исторический документ, где он за своей подписью отдаёт приказ о чудовищных по своей жестокости карательных операциях. Здесь полезен метод погружения в историю.

ШгЂп™ЃҐ (8).jpg

Как только ученики поймут, что исторические факты могут быть не подвергающимися сомнениям, предполагаемыми и ложными, но все они без исключения имеют историческую значимость и право на существование, можно считать, что вы воспитали думающего, терпимого к различным точкам зрения гражданина.

Научить детей противостоять фальсификации истории — важная задача учителя. В нашем предмете есть темы, которые сложнее всего объяснить современным детям: это история России XX — начала XXI века.

Статистика ЕГЭ показывает, что больше всего ошибок школьники допускают в заданиях, связанных именно с этим периодом. Причины неудач — в «спорности» темы. Очень многие факты этого времени до сих пор засекречены, поэтому учитель не может предоставить своим ученикам точные сведения об историческом событии. Выход один — никогда не настаивать на своей точке зрения исторического факта, а предоставлять возможность школьникам самим обсуждать разные версии и оценки событий и деятелей истории.


Онлайн-подписка на 2021 год

Здесь вы можете подписаться на журналы «Подмосковный летописец», «Горизонты культуры», «Социальная защита. Подмосковье» и «Образование Подмосковья. Открытый урок» Подробнее