23 Августа Пятница
+ 21,7 C, Облачно

Метод Павла Красновида: география - наука собирательная

20 Декабря 2018 326

В кабинете учителя Павла Красновида на переменах всегда шумно: с вопросами забегают ученики, то и дело заходят коллеги. Молодой педагог не только преподает географию в гимназии имени Подольских курсантов, но также совмещает должность заместителя директора по воспитательной работе. Наряду с уроками на плечах Павла Евгеньевича лежит много других обязанностей. Молодой педагог всегда находится в центре школьной жизни.

В этом году Павел Красновид стал победителем областного конкурса «Педагог года Подмосковья-2018» в номинации «Учитель года». 


Фото: Ксения Новоселова

Профессия сродни актерской

Климовская гимназия для Павла Евгеньевича более чем родная. Здесь он учился сам, здесь он сделал свой судьбоносный выбор стать учителем, сюда и вернулся уже в статусе педагога. Впрочем, желание учительствовать пришло не сразу — поначалу его одолевали сомнения, думал связать жизнь с ландшафтным дизайном, почвоведением и даже биоинженерией.

Он отмечает, что на его окончательное решение во многом повлияли учителя, которые преподавали ему. В особенности географ. Большую роль сыграло и то, что его мама и дед тоже работали педагогами.

IMG_1976.jpg

Павел Евгеньевич трудится в школе уже восьмой год. С его первого урока прошло довольно много времени, но он до сих пор его помнит.

— Конечно, я волновался, скрывать нечего. На первом уроке пришло осознание всей ответственности, которая на мне лежит, как на учителе. Перед тобой сидят несколько десятков детей. А твоя задача — не только дать им знания, но и подготовить их к взрослой жизни, воспитать в них лучшие качества. Стоя у доски, нельзя соврать ни эмоцией, ни движением, ни словом. Ученики чувствуют искреннее отношение к ним. Можно быть с ними очень мягким, и это будет восприниматься с отторжением, а можно быть жестким и авторитарным учителем, которого будут бояться, но не уважать, — говорит Павел Евгеньевич.

Профессия учителя сродни актерской, считает он, только актер играет на сцене, а учитель так проживает всю жизнь. Только актер может сфальшивить, а учителю этого делать нельзя. Он должен уметь владеть своим голосом, мимикой, жестами. Ведь педагогу нужно удерживать внимание детей. А это всегда непросто.

— Волнение перед занятиями есть до сих пор, — говорит Павел Евгеньевич. 

Не волнуется тот учитель, который уже отучил свое. Так же, как и актер, который уже сыграл свою последнюю роль.

Нефть, соль, сушеная вобла

Победа в «Учителе года» стала для Павла Красновида большой мотивацией достигать новых высот. Правда, признается он, несколько лет сознательно «прогуливал» этот конкурс, поскольку был сконцентрирован на других важных проектах.

— На третий год директор нашей гимназии Наталья Квашенникова решила взять инициативу в свои руки и подала заявку за меня. Я очень удивился, когда мне позвонили из подольского комитета по образованию, чтобы сообщить какие-то детали конкурса. Но так и быть, начал активную подготовку, — вспоминает Павел Евгеньевич. — Все оказалось не зря, участие в «Учителе года» дало мне ценный профессиональный опыт. Я многому научился и познакомился с разными талантливыми неординарными педагогами.

Одним из самых непростых испытаний в конкурсе был открытый урок. Тему для него конкурсанты узнавали меньше чем за сутки до занятия. Павел Евгеньевич должен был провести урок по экономико-географическому положению, составу и населению Поволжья:

— Нужно было создать проблемную ситуацию и обозначить тему урока, совместно с ребятами определить особенности географического положения, рассказать о ресурсах этой местности, — вспоминает педагог. — С последними помогли коллеги и друзья. Звоню и говорю: мне нужны соль, склянка с нефтью, колоски пшеницы, холщовый мешочек с мукой. Все эти предметы удалось найти в родной школе. Благо что есть и школьный музей, и собственная коллекция полезных ископаемых, минералов и горных пород. Все это мне привезли среди ночи в Красногорск, где должен был проходить урок. Наутро я сходил в магазин и купил еще и сушеную воблу. Дары были уложены в деревянный ящик, который я оформил как посылку.

IMG_9810.jpg

И вот настал час X. Урок начался, внезапно раздается стук в дверь, и в класс входит почтальон (замаскированный коллега), держа перед собой посылку. Члены жюри и конкурсанты, которые наблюдали за уроком, очень удивились. Они подумали, этот молодой человек ошибся дверью. Но когда из «поволжского ящика» стали появляться все добытые Павлом Красновидом ресурсы, присутствующие поняли, что к чему. Так эффектно начавшийся урок прошел очень успешно. Свои творческие и педагогические способности Павел Евгеньевич теперь демонстрирует на многочисленных мастер-классах и семинарах, куда его стали приглашать после победы в конкурсе.

А впереди у него — профессиональное состязание уже федерального масштаба — «Учитель года России», где педагог будет отстаивать честь Московской области.

Геральдика и краеведение дружат с географией

На своих уроках в гимназии учитель географии тоже использует интересные приемы, старается подавать материал нестандартно.

— Как начать изучение черной металлургии в девятом классе? Я увлекаюсь геральдикой и стараюсь заинтересовать этой темой ребят. В начале урока на экране появляются два герба — Магнитогорска и Новотроицка. Ученики знают, что на одном изображен символ железной руды, на другом — ковш с расплавленным металлом. Затем вспоминаем из химии, что металлы делятся на черные и цветные. После чего начинаем раскрывать тему, — рассказывает Павел Евгеньевич.

Помимо науки о гербах, учитель использует на уроках краеведческие приемы:

— Предмет изучения географии во многом нельзя принести в класс. С чем поработать руками? Как, например, рассказывать о речных долинах? Можно начать со знакомых ребятам мест. Вспомним реки, которые есть в городском округе Подольск, — Пахру, Десну, Мочу и Петрицу, где купался еще ребенком. Если речь идет о склонах, можно рассказать, что недалеко от Подольска есть поселок Спортбаза с богатой историей, там находится заброшенная усадьба булочника Филиппова, она построена внутри городища XII века. Также здесь базируется учебно-спортивный центр олимпийской подготовки. Почему такое пристальное внимание к этому месту? Смотрим на спутниковую карту и видим рвы, которые сохранились еще с XII века, по топографической карте видим очень крутой склон над рекой Мочей, что выгодно для обороны. Ко всему прочему красивый вид. Поэтому булочник Филиппов здесь и обосновался. Таким образом, привлекая историю, изучаем географические темы.

Руководитель уникального музея

Помимо уроков, Павел Красновид организует различные мероприятия, в том числе патриотические. Восемь лет он руководит музеем Подольских курсантов.

За это время, благодаря усилиям учителя и инициативной группы, музей был реконструирован. Кроме того, на территории гимназии в сквере был установлен бронзовый памятник Подольским курсантам. Это стало значимым событием не только для школы, но и для всего городского округа.

— Инициатива установки памятника принадлежала ученикам. Как отказать детям? Нет, этого делать нельзя. Два года мы осуществляли задуманное. Буквально жили этой идеей. Самостоятельно занимались поиском инвесторов, — рассказывает педагог.

Усилия окупились с лихвой. Памятник отличает историческая достоверность, он проработан до мелких деталей. Два бойца вооружены винтовками Мосина, тщательно воспроизведена их форма — есть знаки различия и фирменные петлицы. По словам Павла Красновида, многие люди идут сюда, чтобы почтить память доблестных курсантов, сражавшихся на Ильинских рубежах.

В фокусе — ученики

Павел Евгеньевич ведет уроки географии у семи разных классов, а также является классным руководителем 8 «г». Несмотря на плотный график, он активно участвует в жизни своего класса. Организует разные поездки, экскурсии, праздники. У 8 «г» стало традицией ходить в лес на Масленицу. Время проводят весело: сжигают чучело, перетягивают канат, пьют чай с блинами. Такие походы укрепляют дружбу между ребятами и учителем.

IMG_9826.jpg

С тех пор как Павел Красновид занял должность заместителя директора гимназии по воспитательной работе, у него в разы добавилось бумажной работы.

Но в фокусе все равно дети. Отчеты и документы, конечно, важны, но остаются за кадром.

Диалог с учениками, передача им знаний и умений, воспитание в них желания расширять свой кругозор — это главное.


В гимназии им. Подольских курсантов, помимо Павла Красновида, работают еще 23 молодых учителя, вернувшихся после окончания вузов в родную школу.