19 Августа Понедельник
+ 17,4 C, Пасмурно

Церковь Казанской Иконы Божией Матери в Яропольце

16 Декабря 2018 267

Многие прекрасные исторические памятники архитектуры сегодня представляют собой руины. Среди них и заброшенная церковь Казанской Иконы Божией Матери в подмосковном Яропольце. Когда-то это была крупная святыня, поражавшая воображение прихожан своим богатым убранством и изысканной архитектурой.

ФОТО: yamoscow.ru

Строительство церкви началось в 1742 году на территории усадьбы Чернышевых по распоряжению владельца усадьбы Григория Петровича Чернышева. Церковь задумывалась как храм и как семейная усыпальница Чернышевых. Отчасти, именно этим обусловлена его уникальная архитектурная композиция, не свойственная русскому церковному зодчеству храма. Храм уникален в истории русской архитектуры тем, что состоит из двух симметричных объемов-«близнецов», соединенных притвором. Притвор служит вестибюлем для каждой из частей. Сама церковь Казанской иконы Божией Матери располагалась в восточном объеме. В западном объем находилась фамильная усыпальница, в склеп которой, был перенесен прах фельдмаршала З.Г. Чернышева, умершего в 1784 году. Вход в склеп начинается под съемной плитой в полу церкви. До наших дней сохранились остатки монументального каменного надгробия. Композиция была задумана как облицованная мрамором пристенная пирамида, вверху которой был расположен круглый беломраморный барельеф - профильный портрет фельдмаршала. По сторонам пирамиды предполагалось установить двух мраморных аллегорических фигур – «Печаль» и «Слава». Однако светский характер изваяний не позволил установить их в церкви. Они находились в парковом вестибюле дворца. Позднее эти фигуры были перенесены в музей Щусева, где и находятся по сей день.

1.jpg

Достоверно неизвестно кто является архитектором храма – одни исследователи приписывают авторство М.Ф. Казакову, другие – В.И. Баженову. Во время строительства храма произошло драматическое событие – недостроенное здание храма обрушилось. Считается, что обрушение произошло из-за падения колокольни. Друг семьи Чернышевых, князь Голицын, привлек к строительству храма известного архитектора К.И. Бланка. Под его руководством были восстановлены стены церкви, возведены своды и начата внутренняя отделка храма. К западной и восточной частям храма пристроены две симметричные апсиды. В восточной апсиде находится настоящая алтарная часть церкви, в западной – ложная, содержащая отдельный вход в усыпальницу, прорубленный в более позднее время. По периметру храма в стенах устроены высокие полукруглые окна. Своей формой они создают ощущение устремленности храма вверх. Оконные проемы внутри украшены рамками и розетками. В обработке фасадов церкви применен ионический ордер. Интерьеры церкви несут в себе ярко выраженные черты русского классицизма. Однако в каждой из частей это проявляется по-своему – в одной из частей архитектурная обработка выполнена в формах ионического ордера, в другой применен коринфский ордер. Иконостас церкви был украшен лепными деталями и позолоченными колоннами на темно-синем фоне стен. В 1830 году здание горело.

2.jpg

Пожар уничтожил внутреннее убранство храма, включая иконостас. Позади церкви сохранились остатки колокольни, заново отстроенной на новом месте в 1871 году. Луковичное завершение было разобрано в советское время, в процессе устройства на колокольне водонапорного бака. Современники утверждали, что колокольня только испортила величественный вид храма. В советское время колокольня была переделана в водонапорную башню. Сейчас там нет ни колокольни, ни водокачки. Более новая колокольня разделила судьбу всей усадьбы Чернышевых – долгие годы она стояла в запустении. В советское время церковь пришла в полнейшее запустение, которое довершила война. Здание храма пострадало меньше, чем усадебный дом, однако нельзя сказать, что война пощадила церковь. В нескольких местах на стенах сохранились следы от попадания снарядов, а в усыпальнице немцами был устроен склад боеприпасов. После войны храм снова передали приходу, но в 1966 году, после смерти настоятеля, службы прекратились. После чего процесс саморазрушения храма возобновился и продолжается по сей день: здание церкви находится в полуразрушенном состоянии, постоянно происходит обрушение конструкций. Сейчас храм закрыт, хотя через разломанные решетки окон при желании туристы попадают внутрь. Следы их деятельности заметны повсюду: в храме валяется мусор и окурки, а за последние годы оттуда были похищены некоторые части декора иконостаса и мраморный барельеф Чернышева с надгробия. Посреди зала лежит упавшая колонна, части лепнины свисают с потолка буквально на ниточках... 

3.jpg

И даже надгробие графа Чернышева преследовали неприятности. При перевозке в храм пирамида и развалилась. Яма склепа постоянно заполнялась водой, а духовенство воспротивилось установке языческих статуй. В склеп сейчас можно попасть, спустившись в большую дыру под постаментом. В склеп сейчас можно попасть, спустившись в большую дыру под постаментом. Сейчас в усадьбе Ярополец Чернышевых началось восстановление Казанского храма. Готова проектная документация и найдены средства на противоаварийные работы. В ближайших планах очистка помещения от мусора, монтаж строительных лесов вокруг колоннад и в вестибюле храма, кровельные работы над вестибюлем. Освящение молитвой к Царице Небесной и ярополецким новомученикам состоялось 5 апреля 2016 года. Масштабный труд по возрождению святыни продолжался все лето: энтузиастам удалось возвести новую кровлю над алтарной апсидой и укрепить храмовые фасады. Сейчас строителям предстоит защитить шедевр архитектуры от осадков и мороза, но для того, чтобы этим работам был дан старт, нужна волонтерская помощь. Настоятель Казанского храма села Ярополец, священник Михаил Завитаев, обращается ко всем неравнодушным с просьбой оказать содействие в благом деле восстановления православной святыни, жемчужины российского зодчества.