11 Апреля Воскресенье
6 C, ясно

Учитель для учителя

15 Декабря 2018 367

Нина Данилина - победитель регионального конкурса «Учитель года Подмосковья—2017», обладатель титула «Цифровой учитель» федерального этапа главного педагогического конкурса страны. Сейчас она регулярно делится своим опытом с коллегами как в России, так и за рубежом. Но семь лет назад, когда только пришла работать в школу, то даже не мечтала о таком успехе в профессии. Сама же она признаётся, что всему её научил опытный педагог-наставник.

Фото: Сергей Гордеев

Учителем истории и обществознания Нина Данилина стала действительно по призванию. В школе она оказалась после того, как получила специальность юриста. Профильного педагогического образования на тот момент у неё не было. Однако было огромное желание преподавать.

В качестве учителя бывшую студентку приняли в мытищинскую школу №27. Проводником в школьный мир для молодого специалиста стала опытный педагог Ирина Богоявленская.

— Каждому молодому учителю нужен наставник, потому что очень тяжело сразу войти в профессию, — рассказывает Нина Данилина. — Мне в этом смысле очень повезло. Меня всему научила Ирина Францевна. Я и сейчас иногда прихожу к ней за советом.

Сама Ирина Богоявленская — педагог с 25-летним стажем, больше десяти лет возглавляет методическое объединение учителей истории и обществознания Мытищ. Под её опекой ежегодно находится по два-три, а то и больше молодых учителей.

IMG_3159.jpg

Именно она предложила Нине Данилиной участвовать в конкурсе педагогического мастерства. И не прогадала: молодой учитель с прогрессивными взглядами на использование новых технологий на уроках впечатлил жюри и на региональном, и на федеральном уровнях.

— В первую очередь у начинающих специалистов возникают вопросы психологического характера и, я бы сказала, системно-деятельностного подхода, — отмечает Ирина Богоявленская. — Молодые учителя часто боятся войти в класс или, наоборот, сразу принимают назидательный тон, а сегодняшние школьники хотят дружить с учителями, которые хоть и обладают богатыми знаниями, но совершенно не знают, как правильно войти в систему.

В мытищинской школе №27 молодым учителям уделяется особое внимание. Каждому подбирают куратора, который помогает и в административных вопросах, и даёт подсказки, как вести себя с детьми.

— Мы сразу назначаем опытного человека, который много лет работает именно в нашей школе, знает специфику, — рассказывает директор школы №27 г. Мытищи Ирина Утешева. — Даже не обязательно приказом директора берём под опеку. И когда приходят молодые специалисты, первое, что им говорим, — не бойтесь обращаться за помощью.

Последние три года школа заключает договор о сотрудничестве с Московским государственным областным университетом — студенты проходят здесь практику. Сначала пассивную: просто приходят на уроки, ведут конспекты и наблюдают за процессом, а после уже на 3–4 курсе пробуют себя в роли учителя.

Подобная система распространена на весь регион. Как пояснили в Министерстве образования Московской области, сегодня перед педагогическими вузами Подмосковья поставлена задача — курировать школы региона: они должны помогать и директорам, и молодым специалистам, которые приходят работать в школу, но не имеют достаточного опыта. Министерство ввело так называемую пассивную практику, когда уже с первого курса студент определённое количество часов проводит в школе.

При этом многие студенты-педагоги ГГТУ И ГСГУ начинают работать в школах уже на старших курсах. На этом этапе обучения они имеют право даже проводить уроки.

Кроме того, чтобы теория не отрывалась от практики, в педагогических вузах региона оборудуют учебные классы, приближённые к школьным. Так студентам будет легче адаптироваться к реальной работе.


Татьяна Анашкина, директор Видновской гимназии:

Молодых мы всегда готовы поддерживать. Если молодой специалист откликается на поддержку, то мы помогаем ему продвигаться дальше, получать высокие серьёзные результаты. В нашем районе проводится конкурс учителей-наставников. Основное испытание — открытый урок подопечного учителя, по которому судят о кураторе.

Марианна Полякова, директор школы № 27 (г. Химки):

Если мы хотим, чтобы у нас был хороший слаженный коллектив, мы должны активно помогать нашим молодым специалистам. Это хорошо понимают опытные учителя. Поэтому педагоги, имеющие большой педагогический стаж, с удовольствием помогают своим коллегам, которые этого стажа не имеют. Кроме того, для учителей мы проводим мероприятия, где можно чему-то научиться. Например, недавно у нас прошёл фестиваль педагогических идей для учителей физкультуры.

Кроме того, наш молодой педагог заняла второе место в номинации «Дебют» на региональном конкурсе «Учитель года».

Ольга Демьянко, директор школы №1 (г. Пушкино):

Мы боремся за каждого молодого специалиста. Когда начинающий учитель приходит, к нему прикрепляют более опытного. На данный момент у меня два молодых специалиста — педагоги начальных классов и истории и обществознания, и у каждого есть наставник. Это общественная нагрузка. Кураторами становятся педагоги, которые работают за идею, на которых держится школа.


Онлайн-подписка на 2021 год

Здесь вы можете подписаться на журналы «Подмосковный летописец», «Горизонты культуры», «Социальная защита. Подмосковье» и «Образование Подмосковья. Открытый урок» Подробнее