19 Августа Понедельник
+ 15,8 C, Пасмурно

Врачеватели душ: четвероногие и пернатые

20 Декабря 2018 129

В Ступинском реабилитационном центре «Радуга» занимаются детки с ДЦП, аутизмом, синдромом Дауна и другими диагнозами. Для большинства из них это первое место, где их принимают такими, какие они есть. Здесь ребята учатся общаться с другими людьми, получают социально-бытовые навыки, развиваются физически. Особое внимание в центре уделяется анималотерапии — лечению животными. Общаясь с братьями нашими меньшими, воспитанники становятся активными и самостоятельными. Это очень важно в их социализации.

Фото из архива реабилитационного центра «Радуга»

С днём рождения, пёс Яша!

Анималотерапия — это лечение с помощью самых разных животных: дельфинов, кошек, кроликов, попугаев, кур, козликов. Но самые популярные — лошади и собаки. Недавно маленькие воспитанники «Радуги» посетили центр по изучению питания домашних животных в городском округе Луховицы. Здесь содержится почти сотня собак разной породы: чихуахуа, пудели, шпицы, среднеазиатские овчарки и другие.

Руководитель «Радуги» Светлана Ланцова рассказала, что ребята не просто смотрели на животных и гладили их. Детям давали разные задания: в сопровождении родителей и сотрудников питомника малыши играли с щенками, кормили их, помогали убирать вольеры.

Ребята постарше посетили грумерскую. Там перед ними поставили задачу потруднее — помыть, высушить, вычесать собаку, а также убрать комнату. Ребята увидели, как живут собачки, как проводят свой досуг. В этот день нашёлся именинник — пёс по кличке Яшка. Ребята от души поздравили его с днём рождения и посвятили ему свои рисунки.

Animal (6).jpg

— Родители особенных детей боятся заводить собак дома. Они не знают, как отреагируют на питомцев дети, да и дополнительные заботы им не нужны, — отмечает Светлана Ланцова. — Но тем не менее общение с животными очень полезно. Общаясь с собакой, ребёнок учится доверию и инициативе. У него повышается самооценка, и он чувствует себя нужным этому миру. Посетив центр в Луховицах, мамы и папы увидели, какими их дети могут быть ответственными и самостоятельными, как они были рады отдаче от четвероногих друзей.

Кому морковку?

Лечение животными в «Радуге» начали практиковать, когда в городе заработал контактный зоопарк. Его обитателями стали совы, як, пони, хаски, козы и другие животные. Учитель-дефектолог Елена Копанова и логопед Юлия Карпухина предложили зоопарку на благотворительной основе проводить занятия с особенными детьми.

Первое время ребята просто знакомились с животными, учились не бояться незнакомых звуков и запахов, потом они могли уже погладить питомцев, затем покормить. Такие занятия имеют большой реабилитационный потенциал в преодолении физических и эмоциональных дефицитов, отмечают специалисты «Радуги».

Animal (8).jpg

И, что неожиданно, расширяют пищевой репертуар детей. Порой очень сложно накормить ребёнка — он капризничает, отказывается от определённых блюд.

Когда дети кормят животных, они видят, с каким аппетитом хрустят морковкой и яблоками козы, лошади, кролики. И, чудо — тоже пробуют прежде не котирующийся у них продукт, так сказать, «за компанию».

Смелые и самостоятельные

Наибольший акцент специалисты делают на иппотерапии — лечении с помощью лошадей. Педагоги «Радуги» и инструкторы по верховой езде учат детей с ограниченными возможностями садиться на лошадь, самостоятельно спешиваться, применять средства управления на шагу, выполнять гимнастические упражнения на идущей лошади.

Способы выполнения упражнений зависят от возраста и особенностей диагноза ребёнка. Это целая система тренировок и занятий, требующая от специалистов кропотливого труда и терпения.

Но эффект от иппотерапии не заставляет себя ждать.

— Дети с расстройством аутистического спектра практически не контактируют с внешним миром, они уходят в свой мир внутренний, у них отсутствует интерес к тому, что их окружает. Когда наши ребята начали взаимодействовать с животными, мы впервые увидели у них яркие эмоции, — рассказала учитель-дефектолог Елена Копанова.

Кроме того, дети с аутизмом ощутили желание общаться и стали более социализированными. Они плохо владеют связной речью, многие из них общаются жестами. Занятия в контактном зоопарке в сочетании с иппотерапией стимулируют у них желание обмениваться эмоциями и информацией словесно.

Лечебная верховая езда эффективна не только при аутизме, но и при синдроме Дауна, олигофрении, детском церебральном параличе, всевозможных генетических синдромах, гидроцефалии.

DSC_0377.jpg

Она даёт и общеукрепляющий эффект, и психологический. При езде на лошади работают все группы мышц тела ребёнка. Передвигаясь, животное массирует и разогревает мышцы. При выполнении упражнений на лошади маленькому наезднику необходимо в это время удерживать равновесие, что дополнительно стимулирует мозжечок, развивая координацию, речь, мышление.

Кроме того, садясь на лошадь, дети преодолевают психологические барьеры. Они, привыкшие к гиперопеке, уже не чувствуют себя беспомощными, наоборот — начинают ощущать себя сильными, смелыми, ведь они управляют таким большим животным! Изменения в детях, безусловно, замечают и их родители.

Кстати, в прошлом году специалисты «Радуги» Елена Копанова и Юлия Карпухина представили свой проект «Анималенд: экосистемная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами иппотерапии» на премию губернатора «Наше Подмосковье» и стали призёрами.

…А ещё лепка, гимнастика, «эбру»

Центр «Радуга» оказывает комплексную реабилитацию детям с ОВЗ. Помимо анималотерапии, с ними проводятся занятия физической активностью. В учреждении есть разные тренажёры для особенных деток: беговая дорожка, степпер, твистер, «наездник», они тренируют дыхательную и сердечно-сосудистую системы, силу рук и ног, развивают координацию, укрепляют мышцы.

Занятия проходят индивидуально – кто-то может заниматься минут 20, кто-то — 30 и даже 60 минут.

IMG_0907.jpg

— Наша воспитанница Неля родилась недоношенной, при рождении весила меньше килограмма, — рассказывает медицинская сестра, инструктор ЛФК Ирина Фамина. — Из-за этого она практически не могла ходить. Благодаря регулярным занятиям с разными специалистами, девочка сейчас не только может ходить, но и даже бегать.

Не обходится и без развития творческих способностей и абстрактного мышления у воспитанников. Для этого специалисты «Радуги» применяют разные методики, в том числе полюбившуюся всем ребятам технику рисования «эбру». Она предполагает рисование на воде жидкими красками. Из-за разной плотности краски не растекаются по воде, а образуют красивый рисунок – это могут быть узоры, животные, цветы. Никогда не получится одно и то же изображение. Краска сцепляется с бумагой, поэтому рисунок можно перенести на лист, затем высушить и поместить в рамочку.

И это только малая часть всех техник и методик, которые применяются в реабилитационном центре «Радуга». Лечение, которое проходят дети с ограниченными возможностями здоровья, помогает им реализовать свои способности, почувствовать связь с внешним миром, стать самостоятельнее, общительнее и увереннее в себе.